logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 2. Человек и личность

Основными категориями социально-философского анализа личности являются: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - это индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков с преимущественным акцентом анализа природного, физического и материального.

Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель всех основных его антропологических и социальных при­знаков, которые отражаются понятиями «физическая организация», «психическая организация» и «социальная организация» человека. Ин­дивид, таким образом, - это биосоциальное существо, продукт природ­ной эволюции и общественных отношений, совокупность устойчивого и изменчивого.

Личность — это человек, у которого выделяются прежде всего социаль­ные признаки и роли, выраженные в конкретно-индивидуальной форме на определенном этапе его жизненного цикла или социально-историчес­кого развития. Личность выступает единицей субъект-объектных отноше­ний в обществе, носителем и выразителем общественно-социального.

Во-первых, личностью является конкретный человек как носитель сознания. Ребенок с рождением, например, не является еще личностью, так как не осознает и не оценивает ни себя, ни окружающий мир. С по­явлением у него таких признаков сознания, как целеполагание, узнава­ние, осознание (контроль), внимание, оценка, запоминание, управляе­мое воспроизведение мыслей и других, начинают формироваться черты его личности.

Во-вторых, личность ориентируется в обществе на его ценности, осу­ществляет общественно-полезную деятельность, выполняет обществен­ные обязанности. Вместе с тем личность учитывает и свои ценности, осу­ществляет саморазвитие, соотносит личные и общественные интересы, осознает обязанности перед собой и другими людьми.

В-третьих, существенной чертой личности является ее личное досто­инство. Всякая личность обладает совокупностью свойств, определяю­щих ее уникальность. Ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей составляют основу само­уважения личности, то есть ее достоинство. Достоинство охраняется и защищается личностью, а также соответствующими нормами общества.

В-четвертых, личность обладает способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия.

Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, ко­торые определяют неповторимость и своеобразие ее функционирования и развития, поведения, общения и деятельности. Прежде всего, в инди­видуальных признаках, положительно оцениваемых личностью и охра­няемых ею, состоит достоинство. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг. Индивидуальность личности проявляется также в особенностях мышления, направленности мировоззрения, в особом соотношении физических, психических и со­циальных качеств, в характере и темпераменте. Индивидуальность лич­ности закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, особенностях пове­дения, общения и деятельности.

Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» ле­жат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследование конструктивного и дест­руктивного в личности, гуманного и агрессивного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотноше­ние смерти и бессмертия и другие элементы.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира, совокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных соци­альных норм. Вместе с тем личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основ­ных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологиче­ский, каждый из которых может более детально рассматриваться в соци­ологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах.

Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе лич­ность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и жи­вой природы. Личность формируется в процессе деятельности и обще­ния. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации инди­вида. Этот процесс сопровождается как типизацией личности, так и формированием внутреннего уникального ее облика. Самопознание, са­мооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стер­жень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатст­ву и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.

Социальность личности есть степень вовлеченности человека в обще­ственную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и об­щественно-политической деятельности для себя и других. Она закрепля­ется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также об­щества.

Но если сущность личности есть типовая персонификация общест­венных отношений, то конкретная личность может выразить свою обще­ственную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность рас­крывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятель­ности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Следовательно, если личность индивиду­альна, то индивидуальность — это ее специфика.

В содержательном плане личность предстает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и раз­витости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материаль­но-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества.

Содержание личности также есть сложнейшая конкретизация и пре­ломление совокупности общественных отношений во внутреннем мире данного индивида: в сознании, мировоззрении и социальных качествах. Важнейшими элементами личности выступают темперамент и характер, наклонности и способности.

Структурно личность представляет собой относительно устойчивую, скоординированную, самостоятельную, динамичную, саморегулирую­щуюся систему элементов содержания. Главными элементами структу­ры, выражающими ее содержание, являются:

а) духовный мир личности;

б) ее социально-ролевый комплекс;

в) природные качества.

Существуют и другие подходы к анализу структуры личности.

Каждый структурный элемент имеет свою микроструктуру. Струк­турные и микроструктурные элементы находятся в динамическом един­стве, образуя такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику соотношения и взаимодействия человека (личности) с системой общественных отношений. В результате осуществляется совер­шенствование социализации личности и осуществляется ее вклад в об­щественное развитие. Происходит процесс усвоения социальных ценно­стей и объективирование социальной сущности личности, формируется социальный тип личности.

В основе типологического определения личности лежит идея о том, что ее формирование есть устойчивый, закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Социально-ти­пические черты, которыми обладают большие группы людей, проявля­ются у личности неповторимо индивидуально, но выражают не только единичное, свойственное данному человеку, а также особенное (типич­ное) и общее (общечеловеческое). Человек не сразу становится социаль­но-типической личностью, но вне социальной общности определенного типа нет и типа личности. В качестве основных социальных типов лич­ности выделяются следующие: социально-классовые, социально-про­фессиональные и национально-этнические.

Таким образом, в совокупности сущностной, содержательной, струк­турной и типологической характеристик раскрывается человек как личность, личность как человек и индивид.