§ 2. Человек и личность
Основными категориями социально-философского анализа личности являются: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек - это индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков с преимущественным акцентом анализа природного, физического и материального.
Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель всех основных его антропологических и социальных признаков, которые отражаются понятиями «физическая организация», «психическая организация» и «социальная организация» человека. Индивид, таким образом, - это биосоциальное существо, продукт природной эволюции и общественных отношений, совокупность устойчивого и изменчивого.
Личность — это человек, у которого выделяются прежде всего социальные признаки и роли, выраженные в конкретно-индивидуальной форме на определенном этапе его жизненного цикла или социально-исторического развития. Личность выступает единицей субъект-объектных отношений в обществе, носителем и выразителем общественно-социального.
Во-первых, личностью является конкретный человек как носитель сознания. Ребенок с рождением, например, не является еще личностью, так как не осознает и не оценивает ни себя, ни окружающий мир. С появлением у него таких признаков сознания, как целеполагание, узнавание, осознание (контроль), внимание, оценка, запоминание, управляемое воспроизведение мыслей и других, начинают формироваться черты его личности.
Во-вторых, личность ориентируется в обществе на его ценности, осуществляет общественно-полезную деятельность, выполняет общественные обязанности. Вместе с тем личность учитывает и свои ценности, осуществляет саморазвитие, соотносит личные и общественные интересы, осознает обязанности перед собой и другими людьми.
В-третьих, существенной чертой личности является ее личное достоинство. Всякая личность обладает совокупностью свойств, определяющих ее уникальность. Ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей составляют основу самоуважения личности, то есть ее достоинство. Достоинство охраняется и защищается личностью, а также соответствующими нормами общества.
В-четвертых, личность обладает способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия.
Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие ее функционирования и развития, поведения, общения и деятельности. Прежде всего, в индивидуальных признаках, положительно оцениваемых личностью и охраняемых ею, состоит достоинство. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг. Индивидуальность личности проявляется также в особенностях мышления, направленности мировоззрения, в особом соотношении физических, психических и социальных качеств, в характере и темпераменте. Индивидуальность личности закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, особенностях поведения, общения и деятельности.
Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследование конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессивного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы.
Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира, совокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм. Вместе с тем личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах.
Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Личность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот процесс сопровождается как типизацией личности, так и формированием внутреннего уникального ее облика. Самопознание, самооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.
Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общественную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общественно-политической деятельности для себя и других. Она закрепляется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также общества.
Но если сущность личности есть типовая персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Следовательно, если личность индивидуальна, то индивидуальность — это ее специфика.
В содержательном плане личность предстает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развитости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества.
Содержание личности также есть сложнейшая конкретизация и преломление совокупности общественных отношений во внутреннем мире данного индивида: в сознании, мировоззрении и социальных качествах. Важнейшими элементами личности выступают темперамент и характер, наклонности и способности.
Структурно личность представляет собой относительно устойчивую, скоординированную, самостоятельную, динамичную, саморегулирующуюся систему элементов содержания. Главными элементами структуры, выражающими ее содержание, являются:
а) духовный мир личности;
б) ее социально-ролевый комплекс;
в) природные качества.
Существуют и другие подходы к анализу структуры личности.
Каждый структурный элемент имеет свою микроструктуру. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом единстве, образуя такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику соотношения и взаимодействия человека (личности) с системой общественных отношений. В результате осуществляется совершенствование социализации личности и осуществляется ее вклад в общественное развитие. Происходит процесс усвоения социальных ценностей и объективирование социальной сущности личности, формируется социальный тип личности.
В основе типологического определения личности лежит идея о том, что ее формирование есть устойчивый, закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Социально-типические черты, которыми обладают большие группы людей, проявляются у личности неповторимо индивидуально, но выражают не только единичное, свойственное данному человеку, а также особенное (типичное) и общее (общечеловеческое). Человек не сразу становится социально-типической личностью, но вне социальной общности определенного типа нет и типа личности. В качестве основных социальных типов личности выделяются следующие: социально-классовые, социально-профессиональные и национально-этнические.
Таким образом, в совокупности сущностной, содержательной, структурной и типологической характеристик раскрывается человек как личность, личность как человек и индивид.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание