logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 6. Наука и научное познание

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.

Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоре­тической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного обще­ния, поведения и деятельности его субъектов.

Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.

Достаточно часто под наукой понимается только совокупность осо­бых знаний, которые сравниваются с другими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниями обыденно-практического ха­рактера. При более строгом употреблении понятий такие знания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.

Термин «наука» употребляется в собирательном значении для отгра­ничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретном объеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.

Наука как социальный институт имеет свою организацию и принци­пы функционирования, координационные и субординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики.

В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня - один из способов и необходимый элемент содержания жизне­деятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства. Наука — это сфера специальной иссле­довательской деятельности, направленной на изучение природы, обще­ства и человека. Главная цель науки и ее предназначение - получить ис­тинное знание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки. Понятийный аппарат - главный инструментарий исследова­ний в науке и логическая форма выражения полученного знания. Обос­нованы различные признаки науки, отличающие ее от других областей духовной жизни и видов деятельности. Наука рациональна, так как ее способ познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с от­крытием сущностных характеристик и закономерностей объекта позна­ния. Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но на­учные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.

Наука отличается от философии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристи­ки объектов философского познания и проверяемы. Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объ­ектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умо­заключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духов­ной культуры.

От искусства, которое отражает действительность в основном эмоцио­нально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие пре­красного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчув­ственна в своем функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ли­кующее «эврика!» («нашел!») принадлежит древнегреческому ученому Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сфе­рах жизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценно­стного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и соб­ственных исследований, проявления воли и ответственности.

Структура совокупной науки может быть представлена по разным ос­нованиям. В зависимости от основных сфер исследования науки разде­ляют на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, фи­лософия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации которых продолжается. Считается, что сегодня насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосно­вавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую базу.

По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на фун­даментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антро­пология, генетика и другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущени­ях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические зна­ния легко проверяемы и используются непосредственно на практике.

Внутренняя структура каждой отдельной науки включает ряд необхо­димых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важ­ным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-тех­ническое развитие составляет главную тенденцию исторического про­гресса на рубеже XX—XXI веков. Но отношение, к науке сложилось двоякое. Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признается одной из главных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку за ошибки, видят ее главной причиной кризисных явлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наука ог­раничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы со­циального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.

Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива и оказывает воздействие на человека и общество как положительное, так и отрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпрета­ции роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу и в XXI веке не обойтись.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Функциями науки являются: мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, информационная, критическая, прогностическая и др. Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего обще­ства. В этом проявляется аксиологическая функция науки.

В современном обществе научные знания составляют основное содер­жание информации как знаний, существующих самостоятельно от тех субъектов, которыми они добыты. Информация хранится в технических устройствах, письменных источниках. Она выступает одним из проявлений информации в более широком ее понимании - как результат отраже­ния материальными объектами свойств и признаков других, взаимодейст­вующих с ними, объектов. Знание как информация предназначено для других субъектов. Объем информации постоянно растет. Научная инфор­мация в XX веке удваивалась каждые 10-15 лет. 90% всех ученых, известных за всю историю общества, — это исследователи XX века. Они осуще­ствляли добывание знаний в более чем 15 тысячах различных конкретных наук. Поэтому быстро развивалась и информатика. Она представляет осо­бую отрасль науки, где осуществляется накопление, систематизация, хра­нение и выдача пользователям знаний с помощью автоматизированных технических систем. Наука приобрела информативную функцию. С по­явлением информатики упрочилась и коммуникативная функция науки.

Научные знания добываются в ходе специальных исследований, в процессе использования апробированной и вновь разрабатываемой ме­тодологии. Методологию всякой науки составляют три основных блока: а) совокупность исходных требований и принципов исследования; б) си­стема методов научного познания; в) теоретическое обоснование ис­пользуемых методов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.

В методологии научного исследования философия обосновывает ис­ходные принципы: отражения, познаваемости бытия, единства чувствен­ного и рационального в познании, детерминизма и др. Она предъявляет всеобщие и общесоциологические требования к научно-познавательной деятельности: единство субъекта и объекта познания, движения и покоя, абсолютности и относительности, конечности и бесконечности, объек­тивности и субъективности, симметрии и асимметрии, положительного и отрицательного и т.д. Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия - важнейшие исходные методологические основы всякого исследования.

Конкретные науки используют философские принципы и требова­ния, другие методологические ее положения. Но они имеют и свою ме­тодологию. Так, в естествознании важнейшими принципами выступают: релятивизм, конструктивизм, структурность, атрибутивность, движение, эволюция, катастрофизм, верифицируемость знания и др. Гуманитарные науки руководствуются принципами гуманизма, социальной справедли­вости, равенства и неравенства, вариантности исторического процесса, эволюции и революции, демократизма, безопасности; культурологическим, формационным, циливизационным, историческим и другими под­ходами.

Принципы, подходы и общие требования научного исследования кон­кретизируются в методах. Метод познания - это прием, путь, способ, под­вод или другая любая упорядоченная мыслительная и практическая дея­тельность человека по добыванию знания. По сферам применения методы познания делятся на две большие группы: методы вненаучного и научного познания. Многие методы вненаучного познания являются и методами научного исследования, но процедура их применения другая. Например, эксперимент как метод познания используется в обыденно-практическом и научном познании. Но в научной сфере эксперимент сопровождается теоретическим обоснованием, особой материально-технической и лабораторной базой, методикой. Эксперимент в науке может осуществляться или с непосредственным объектом исследования или с его моделью. Он имеет свои этапы и способы проверки получаемых знаний.

В зависимости от уровней познания методы объединяются в две группы: методы чувственного и методы абстрактно-логического познания. В научном познании используются прежде всего методы абстрактно-логического познания: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование и др. Но могут использоваться и методы чувственного познания: наблюдение, прослушивание, опрос, обобщение и др.

Методы познания различаются также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частные методы. Применительно к научному познанию они называются всеобщими, общенаучными и частными. К всеобщим методам относятся философские, математические, семиотические и другие. Общие или общенаучные методы используются при изучении видов и форм бытия значительным числом наук. Частные методы применяются в одной или нескольких смежных науках.

В отличие от вненаучного познания, где доминируют обыденное или теоретико-спекулятивное, чувственное или абстрактно-логическое постижение, научное познание основано на эмпирическом и теоретическом (рациональном) исследовании. Эмпирическое исследование накапливает первоначальные научные знания по обоснованию различных предположений или проверке уже имеющихся знаний. Теоретическое исследование завершает научно-познавательный цикл, формирует рационально-теоретическое знание в форме учений, теорий, концепций. Условно учения отражают социальное развитие, а теории – систематизированные знания о природе и человеке. Концепция - в чем-то незавершенные теория или учение. Наиболее точной формой выражения завершенного научного знания является теория.

Эмпирическое и теоретическое научное познание взаимосвязаны. Это необходимые этапы всякого исследования, имеющие общие и отличительные признаки. Общим для них является прежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также один объект исследования. Различаются эмпирический и теоретический этапы исследования, когда в экспериментальном познании заняты одни, а в теоретическом - другие субъекты. На каждом из этапов используются свои методы познания.

К эмпирическим методам научного исследования относятся: наблю­дение, сравнение, различение, обобщение, описание, измерение, изуче­ние документов и др. Наиболее важным и распространенным методом является эксперимент.

Он состоит в воссоздании естественных или искусственных условий функционирования объекта исследования с целью более точного изуче­ния его свойств, структуры, закономерностей. Эксперимент бывает коли­чественным и качественным, натурным и модельным. Количественное или качественное натурное экспериментирование осуществляется непо­средственно с объектом познания в естественных или особых, специаль­но создаваемых условиях. Модельный эксперимент имеет не только ко­личественные и качественные разновидности. Может разрабатываться мысленная или компьютерная модель объекта познания, а также воссоз­даваться материальная и предметная копия-аналог в удобном для иссле­дования масштабе. Так, материальная модель гидроэлектростанции со­здается в значительно меньшем, а модель атома - в увеличенном масштабе. Модельный эксперимент применяется тогда, когда непосред­ственное изучение объекта познания затруднено или невозможно. В экс­перименте используются многие другие методы: наблюдение, измерение, сравнение, изменение условий и др.

К теоретическим методам научного познания относятся: идеализа­ция, формализация, абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, индук­ция, дедукция и др. Идеализация, например, состоит в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболее возможной копии совершенного и желаемого знания и отражаемого им объекта. На­иболее распространенными идеализациями являются мыслительно-тео­ретические образы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.

Формализация предусматривает создание модели объекта познания с помощью искусственных языков или форм логического мышления. Аб­страгирование представляет временное отвлечение в процессе познания от тех свойств и элементов содержания объекта исследования, которые на данный момент не составляют цели познания. Наибольшей абстрак­цией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеют в основ­ном философско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкие свойства и связи бытия. Такие понятия, как «бытие», «материальное», «идеальное», «связь», «изменение», «покой» и другие являются всеобщими, но наиболее «бедными» по содержанию.

По мере конкретизации понятий их содержание обогащается, что со­здает возможности индивидуализации и типизации объектов, которые отражаются данными понятиями. Идеализация и формализация могут рассматриваться разновидностями абстрагирования. Аналогия, индукция и дедукция - методы преимущественно формально-логического познания. Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяются избирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими должен владеть субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а также с основными формами научного познания.

Форма научного познания — относительно самостоятельное выраже­ние познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследования выступает:

а) обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель и зада­чи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, ана­лизируется имеющаяся материальная и теоретическая база;

б) разрабатываются возможные варианты проведения исследования и егo ожидаемые результаты;

в) проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;

г) закрепление результатов исследования и их выражение в знаковых системах.

Каждому из этих условно выделенных этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них; научный факт; проблема; гипотеза, ее доказательство или опровержение; теория. Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности, который не совпадает с имеющимся теоретическим объяснением процесса, к которому он принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимых исследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события, свойства предметов и явлений, другие обнаруженные новшества, которые необходимо изучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлять ненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один или совокупность научных фактов образуют предмет исследования. Область действительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектом исследования.

Для второго этапа научного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема - объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группа вопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение. Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена на достаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактов действительности.

Поставить (сформулировать) научную проблему означает или использование уже имеющейся парадигмы, или разработку новых исходных принципов и оснований, идей и стандартов, которые составляют содер­жание кардинально иного решения научной проблемы. Смена парадигм в науке часто связана с научными революциями. Примером научных ре­волюций, означающих смену парадигм, могут служить: гелиоцентричес­кая концепция Коперника, эволюционное учение Дарвина, теория отно­сительности Эйнштейна, многие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XX веков. Революции в науке вызывают поста­новку и решение новых, сложных и значимых для общества проблем. На­ука переходит при этом на более высокий уровень развития. Удачно и точно сформулировать научную проблему на основе новых научных фак­тов - важнейшее условие успешного исследования.

Следующим шагом (этапом) научного исследования является разра­ботка программы. Она формируется в ходе дифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику их обоснования, на опре­деление этапов и процедур. Логически связанные или противоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах. Ги­потеза - форма исследования и логического мышления, представляю­щая обоснованный вариант решения проблемы или ее части с целью вы­явления причин и закономерностей предмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок, предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в ней используются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных уже законов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.

Гипотеза есть научное предположение, выраженное достаточно про­сто и понятно языком науки. Она должна быть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность ее доказательства или опроверже­ния. В начале гипотеза строится (накапливаются, анализируются и обоб­щаются факты науки с их первичным, предположительным объяснени­ем), затем проверяется (на основе способов и форм логического мышления, сопоставления логических заключений с исходными науч­ными фактами), а потом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление полученных знаний с фактами действительности, проверка научных выводов). В ходе доказательства гипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям, обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке - установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние, универсальные для определенного класса явлений и повторяющиеся свя­зи бытия. Закон - важнейшее звено и основание научной теории. Обос­нование в процессе доказательства гипотезы новых свойств и связей объ­екта исследования формируется в логическую систему знаний, которая называется теорией.

Теория является заключительной формой процесса научного позна­ния. Она представляет совокупность достоверных научных знаний об оп­ределенной стороне бытия. Знания систематизированы, логически взаимосвязаны и представляют целостную концепцию (учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новые суждения с помощью средств и способов логического мышления. Теория содержит возможность предвидения, так как в нее входят открытые законы, принципы последующего познания. Теория объясняет сущностное функ­ционирование фрагментов бытия, обладает эвристической функцией. Она побуждает к новым исследованиям и открытиям. Теория, как прави­ло, открытая форма научного знания. Ее можно дополнять новыми зна­ниями, считать утратившими достоверность или ценность те «истины», которые опровергнуты или не находят применения на практике. Теория преемственна в своем развитии и совершенствовании. Главная задача всякой науки — добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию - достаточно масштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание. Понятие «теория» употребляется еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательно истинное, но систематизированное знание с использованием категориального аппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога, оккультно-мистические те­ории, многие социальные утопии - примеры нестрогого употребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие «теория» соотно­сится также с понятием «практика».

В этом соотношении теоретическое охватывает все содержание, способы и формы проявления сознания субъектов. В сознании, в чувствах и уме — как бы все теоретическое (не нашедшее еще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательная деятельность — это практика.

Философские теории имеют в своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментально обосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законы верифицируемы в том случае, когда они применяются (изучается их действие) к конкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственная зависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другие философские знания научно проверяемы.

Но, как отмечалось, специфика философии состоит в том, что многие ее постулаты имеют мировоззренческий характер, основаны на свободном выборе той или иной точки зрения. Такие философские знания имеют теоретический характер, но вопрос об их истинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия, другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной проверке. Имеет ли, например, бытие в целом какие-либо границы или оно их не имеет – это для человеческого сообщества важно, вызывает на протяжении веков постоянный интерес.

Таким образом, наука в современном обществе — неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию и сферам исследования чрезвычайно многообразна. Философия является наукой, ей присущи основные признаки науки как общественного явления. Но философское знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не все является тако­вым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую часть, когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту позна­ния, не ставится и не должен ставиться. Мировоззренческое философ­ское знание основано на свободном выборе, на естественном праве че­ловека самостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.