logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 3. Развитие бытия. Современные концепции развития

Люди в самом далеком прошлом на основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства, про­цессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов, получили название развития.

Проблема развития в философии рассматривается в связи с характе­ристикой признаков и динамики существования бытия. Изменение, дви­жение, развитие раскрывают существенные стороны материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля, им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как раз­витие. Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области духовно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма разнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.

Первые мыслители стремились отграничить развитие о других изме­нений по причине их важности для человека, обозначить учение о разви­тии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками, потому что изучают природу. Другие - этиками из-за увлечений рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за хитросплетения речей*. Трактовка диалектики Диоге­ном Лаэртским лишь неявно указывала на учение о развитии. Хитро­сплетения, развитое логическое мышление позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в дискуссиях.

* См.: Диоген Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 68.

Реально в философии Древней Греции уже существовало несколько значений диалектики:

- диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);

- диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);

- диалектика как «диа» и «лог» — единство опровержения и майевтики (от Сократа) — заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину;

- диалектика - метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);

- диалектика — это аналитика и логика возможного, сходная с диа­лектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

- диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.)*.

* См.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., 1994. Т. 1. С. 278.

Как видно, учение о всеобщих связях и развитии бытия сформирова­лось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материаль­ному миру, отношениям в обществе.

В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех связей, кото­рые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия - важней­ший элемент теории всеобщего. Считается, например, что философия бытия (онтология) включает в себя: понятие (определение) бытия; соот­ношение духа и материи; самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие **.

** См.: Алексеев П.В., Панин А.В. философия. М., 1996. Разд. III.

Онтология, в свою очередь, соотносится с другими элементами тео­рии всеобщего: с философией философии (метафилософией) и теорией (философией) познания - гносеологией.

В различных философских системах и школах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет специального названия. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем ***.

*** См.: Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 276.

В философии XX века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

1. Диалектика — совокупность объективных закономерностей и про­цессов, действующих в мире в ходе его движения и развития - объектив­ная диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизировано в философском учении (теории), которое и называется диалектикой.

2. Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышлении че­ловека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой.

3. Диалектика - один из всеобщих методов познания, который ис­пользуется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.

Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внима­ние обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.

Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бы­тия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единст­во категорий, законов и принципов.

Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспек­тах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно само­стоятельные по отношению к диалектике учения, которые также пред­ставляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод по­знания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.

К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснова­ние первичности развития идей, понятий. Основы ее заложены Плато­ном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистичес­кая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистического понимания развития разрабатывались Ге­раклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием, Марксом, Энгельсом, Лени­ным и другими.

Идеалистическая и материалистическая диалектика объясняют раз­витие бытия. При этом используются в основном одни и те же понятия, законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диалектики отстаивают первичность развития духовного, нематериального. Сторонники материалистической диалектики придерживаются противо­положных исходных основ: развивается, прежде всего, объективный, ма­териальный мир, а потом — наше сознание и его содержание.

Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Это анти­диалектические концепции бытия: «трагическая диалектика», «метафи­зика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика», «антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектичес­кая теология и др. *

* См.: Критика немарксистских концепций диалектики XX века // Марксистско-ленинская диалектика. В 5 кн. М., 1988. Кн. 5.

Внешнюю альтернативность диалектике и как учению о развитии и как методу познания составляет метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимоза­висимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних; источником развития считается внешний толчок, а не внутренняя противоречивость бытия; характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и скачкообразного, качественного как в диалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе, или в регрессе, или в «дви­жении по кругу», отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали».

В третьем аспекте метафизика противоположна диалектике как метод познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентирует­ся не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм, мистику.

Таким образом, понимание связей и развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.

Диалектика (идеалистическая и материалистическая) представляет систему принципов, законов и категорий. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения **. Принцип в философии — основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.

**См.: Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1987. Т. 3. С. 428.

Принципы диалектики — всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической дея­тельности.

Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития.

Существуют и другие принципы диалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принцип количественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принцип необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, по­знания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе более конкретной характеристики связей бытия.

Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие связей бы­тия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано.

Связь — философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимо­влияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, ло­гических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи само­му бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность опреде­лить закономерную связь, закон. Закон в философии — существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.

Связи бытия характеризуют положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Развитие — это такое движение бытия, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм. Оно приводит к изменению качества, к превращению. Принцип развития отражает (охватывает) поступательное — от прошлого через настоя­щее к будущему — изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого, через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.

Законы диалектики условно делятся на основные и неосновные. Ос­новные законы раскрываются через несколько категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями ди­алектики: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходи­мого и случайного) и др.

Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противопо­ложностей раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Основные категории закона: диалектическое тождество, противоречие, несущественные различия, существенные различия, противоположность, борьба противоположностей.

На всех этапах возникновения и разрешения противоречий осуществ­ляется «борьба» противоположностей: вначале как взаимодействие на уровнях диалектического тождества, несущественных и существенных различий, затем - борьба существенных сторон и противоположных сущностей. В общественной жизни необходима особая регуляция прояв­ления закона, чтобы не допускать обострения противоречий до социаль­ных конфликтов, революций и войн.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает механизм всякого развития на основе взаимодействия количе­ства, качества и меры. Основные понятия закона: количество, качество, мера, скачок. Закон приводит или к уничтожению старого качества, или к такому его видоизменению, которое характеризуется «слиянием» противоположностей. В социальной сфере важным является положение о том, в каких формах и какими средствами осуществляется скачок при за­мене одного качества другим, старого - новым. Предпочтение сохраняется за эволюционными социальными скачками.

Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направ­ленность развития через необратимую смену старого новым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность, направ­ленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то, что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и от­рицательное. Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» прогpeccy, интересам и идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной исторической доминанте, которая и дает возможность выделять конкретную направленность исторического процесса.

Категории диалектики - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

Категорий диалектики много. Уже рассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие», «связь», «закон», а также категории законов диалектики. Но при изучении диалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Они соотносительные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основанием формирования других законов диалектики.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделить категории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. На основании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развития природы, человека и общества. Можно сгруппировать категории диалектики, раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное в развитии.

В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают проявление принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, назывались выше. Неосновные законы диалектики рас­крывают «парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

Они более широко и глубоко раскрывают процесс развития, чем ос­новные законы. Следует подчеркнуть, что все категории диалектики имеют специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия от­ражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира имеют объективное содержание и субъективную форму (способ) выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие -субъективны и по содержанию и по форме. Такие понятия, например, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух» и другие экспериментально не проверяются и не обосновываются.

Они обосновываются логическим путем, через систему формально-­логических доказательств и опровержений. Многие из них принимаются на основе веры. Поэтому они имеют «нулевой» объем, так как реально не существуют материальные явления, которые они отражают.

Категории диалектики выступают своеобразными ступеньками по­знания и преобразования человеком окружающей действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возмож­ности людей в конкретно-творческой деятельности.

Категории диалектики, как опорные пункты и ступеньки, позволяют формировать мировоззрение, совершенствовать методологическую ос­нову экономических, правовых и иных знаний, их применения на прак­тике.

Таким образом, существует достаточно много учений о связи и разви­тии бытия. Одно из них - диалектика, представляющая единство прин­ципов, законов и категорий. Диалектика играет важную мировоззренче­скую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества.