logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§1. Человек в мире природы

Теория, объясняющая происхождение чело­века, получила название антропосоциогенеза. В ней рассматриваются как природные, так и социальные факторы, способствующие станов­лению и развитию человека. Антропогенез -это процесс историко-эволюционного форми­рования физического типа человека, первона­чального развития его трудовой деятельности, речи, а также становления как личности. Ант­ропогенез рассматривается в единстве с социогенезом - процессом возникновения личности и общества. Но следует добавить, что и сегодня для науки возникновение человека представля­ет загадку, ибо ни учение Ч. Дарвина, ни другие концепции происхождения человека убеди­тельно не доказаны. Но важно также и то, что человек есть часть природы. Он обладает при­знаками и неживой, и живой природы.

Считается, что примерно в течение от 5 до 4 млн. лет назад продол­жался биогенез — процесс формирования человекоподобных высших животных. Антропогенез продолжался от периода в 4 млн. лет до 250 тыс. лет назад. Человекоподобные животные от прямохождения перешли к «человеку умелому». Человек антропогенеза был «готов» жить в общест­ве по своим физическим и психическим качествам. Зарождается созна­ние. Период от 250 тыс. до 3025 тыс. лет назад был назван социогенезом. В этот период человек от умелого перешел к стадиям разумности и интеллектуальности, возникает общество.

Человекоподобное существо в период биогенеза имело средний объ­ем головного мозга 550 куб. см. Антропогенез увеличил объем мозга первых людей от 970 до 1100 куб. см. Современный человек, как считается, имеет средний объем головного мозга в 2200 куб. см.

Главный итог антропогенеза состоит в том, что произошло медленное, но закономерное усложнение человекоподобных существ и приобретение ими физических и психических качеств, которые стали присущи только человеку. Благодаря им человек возвысился над другими живыми организмами, оказался более развитым. Головной мозг человека приобрел сознание. Законы социально-исторического развития для человека стали главными в соотношении с законами биологической эволюции. Но это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение — человек остается живым природным существом. Общие законы существования и функционирования неживой и живой материи при­сущи каждому индивиду.

Поэтому под природой человека понимается совокупность устойчивых свойств, характеризующих его как часть природы и существо разумное, наделенное сознанием. Она включает как положительные, так и негативные свойства. Еще в античности мыслители считали, что человеческое тело представляет вершину природного совершенства, но человек также не­разумен и грешен, несовершенен. Свойства человека как части природы выражаются в суждении: он есть микрокосм, малый космос.

Одной из сторон человеческого существования, где проявляется дей­ствие биологических закономерностей, является продолжительность жизни индивида. Природа ставит неизбежный предел существованию всякого живого организма и программирует продолжительность его жизни. Подчинена этому закону конечности индивидуального бытия и жизнь человека. Продолжительность жизни человека зависит от кон­кретных природных и социальных условий. Она может служить обоб­щенным показателем, характеризующим уровень природности и циви­лизованности человека, его меру интеграции в природные и социальные процессы.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального, материального и духовного. В зависимости от ее решения можно выделить две основные тенденции - биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных, врожденных качеств человека, его бли­зость к животному миру; и социологизаторскую, согласно которой все человеческие качества определяются обществом, социальной средой, ок­ружающей человека. Эта проблема остается актуальной, обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс самопознания человека, помо­гает решению многих теоретических и практических задач.

Более верным подходом в объяснении сущности человека и личности является обоснование единства природных и социальных признаков. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как лич­ность утрачивает свою определенность.

Биологические и социальные факторы находятся в неразрывной свя­зи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека со­ставляет необходимую физическую базу и предпосылку формирования социальных качеств. Предпосылки же проявляются под воздействием социальных факторов. Сознание, духовный мир, способность к труду возникают у человека не из собственно его физической природы. В жи­вотном мире существуют и физически более мощные существа.

Человек приобрел способность к труду и речи в результате включения в мир общения и совместной жизнедеятельности людей. Социальность человека проявлялась в детерминированности его жизни и мышления социальной средой; в целенаправленной, целесообразной, активнотворческой и планируемой деятельности в различных сферах общественной жизни; усвоении определенной совокупности социальных ценностей, определяющих меру и характер социальности человека.

Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет вопрос об источниках его активности, о силах, побуждающих к деятель­ности, в которой совершится процесс его самореализации, постоянного становления и развития. Определить эти источники - значит более глу­боко понять сущность человека.

Обобщенно механизм человеческой активности, в котором обнару­живаются и проявляются источники и движущие силы развития личнос­ти можно представить таким образом. Прежде всего человек ценностно осмысливает все то, что имеет значение или необходимо для его жизне­деятельности, формирует потребности и интересы. В последующем про­исходит становление мотивов как побуждений к деятельности на основе осмысления потребностей и интересов и их актуализации.

Определение ориентации как интеллектуально-психологической склонности к мотивированной социальной активности, направленной на конкретную ценность, реальный поступок или действие, формирование установок, конкретизирующих ориентации на определенный вид соци­альной активности, и выработка состояния готовности, предрасполо­женности к ней составляют важный элемент данного механизма.

Определение цели закрепляет источники и движущие силы социаль­ной активности человека в формах мысли предположительных желаемых результатов. Постановка задач, представляющих мыслительный процесс обдумывания планируемых действий и последовательности их осуществления по достижению цели, а также принятие решения, выбор способов и средств осуществления социальной активности в соответствии с зада­чами и целью завершают мысленно-аналитический процесс механизма социальной активности человека. Его объективация в поведении, обще­нии и деятельности посредством конкретных действий и процедур по выполнению решения и достижению цели.

Основным элементом представленного механизма человеческой ак­тивности выступают потребности. Именно они побуждают человека к определенным способам поведения, формам общения и видам деятель­ности, направляют их. По своему характеру потребности представляют сложный сплав биологического и социального, природного и культурно-исторического.

Естественные потребности отражают природное в человеке. Они оз­начают каждодневное удовлетворение потребностей человека в воздухе, воде, пище, жилище, одежде и т.п. Они являются первичными потому, что постоянно поддерживают нормальное функционирование организма человека.

Социальные потребности характеризуют культуру человека как лично­сти. Наиболее актуальными среди них выступают потребности к творчест­ву и созиданию, интеллектуальному и физическому совершенствованию, потребности экономической, политической, правовой, нравственной, ду­ховной и других видов жизнедеятельности. Интегральной потребностью является продолжение рода.

Одна из сущностных потребностей человека - стремление достичь идентичности с самим собой и другими людьми. Каждый индивид постоянно желает понять себя, увидеть себя в других, выбирает для этого ори­ентиры. Механизм достижения идентичности человеком включает не только рассмотренные выше элементы, но и сложные психологические процессы и состояния.

Сегодня философская антропология объясняет сущность человека через единство и обособление биологического (природного) и общест­венного (духовного), акцентирует внимание на совокупности устойчи­вых признаков человеческой деятельности: целенаправленность и целесообразность; творческий, созидательный характер; социальность, единство общения и обособления; индивидуальность и коллективность; сознательность, рассудочность и разумность; универсальность, гармо­ничность, способность к планированию и управлению и др.