logo
Политология

9.2. Типология политических режимов

О типах политических режимов писали еще Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон. Говоря о типологии, следует разобраться с понятием «тип». Это понятие применяется для анализа политических и других явлений, когда необходимо классифицировать (типологизировать) явления, выстроить их в определенный порядок в соответствии с признаками. При этом учитываются два момента: логический и аналитический. Логика требует выделять существенные признаки данных явлений: общие (родовые), по которым они объединяются как сходные явления, и различные (видовые) по которым их различают как виды одного рода. Так обеспечиваются условия родовидовой классификации, что облегчает затем определение понятий. Аналитика требует определенного подхода к понятию «тип», что отражает трудности познания общественных явлений. М. Вебер ввел термин «идеальные типы», что означает определенный познавательный механизм упрощения реальности. В реальности «идеальных типов» не существует, но реальные режимы легче анализировать, сравнивая их с определенным условным («идеальным») типом.

Значение выделения идеальных типов объясняется и тем, что множество режимов можно разбить на несколько классов (типов). Е. Вятр пишет, что типология помогает нам ориентироваться в джунглях реальной жизни. Вместо того, чтобы говорить о 140-160 режимах во всем мире, которые незначительно отличаются друг от друга, мы можем систематизировать этот хаос2. Такой опыт систематизации (типологизации) приобрели еще Платон, Аристотель, Полибий.

Исследователи принимали во внимание разные признаки (основания) типологизации. Сходство и различие существующих политических режимов определялось по таким признакам, как соотношение сил в обществе, формальное и реальное распределение властей, суть и объем предоставляемых гражданам прав, свобод и гарантий, широта участия граждан в управлении, возможности общественно-политического контроля со стороны общественных объединений и граждан за органами государственной власти, наличие легальной оппозиции и др. Наиболее распространенной классификация политических режимов, в которой они разделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные. Ее основы заложены еще в античности в результате длительного изучения полисов и деспотий. Одна из первых типологизаций была предложена античным мыслителем Платоном, затем усовершенствована его учеником Аристотелем, анализировавшим около 100 существовавших тогда разновидностей правления.

Аристотель взял в качестве первого основания (основного признака) типологизации число людей реально влияющих на власть («правит один или группа или множество»), а в качестве второго основания характер власти («в чьих интересах и по закону ли осуществляется власть»). Так у него были выделены по первому признаку: монархия и тирания (правит один), аристократия и олигархия (правит группа, несколько), полития и демократия (правит множество, большинство). По второму признаку он выделил «правильные» (правление в интересах народа и на основе закона) и «неправильные» (правление в интересах узкой группы, минуя закон). К правильным он отнес монархию, аристократию, политию, а к неправильным – тиранию, олигархию, демократию. Он считал, что монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития – в демократию (или охлократию). Демократия же склонна перерождаться в тиранию.

Заслуживает пристального внимания еще одна глубокая мысль Аристотеля: идея «смешанного» правления – политии, т.е. режима «умеренного» правления, в котором соединяются черты двух «неправильных» правлений – олигархии и демократии. В соединении это дает правление большинства, но не бедных и не богатых, а зажиточных, боящихся из-за политических потрясений потерять свой достаток. Это – правление ответственного «среднего» (по достатку) большинства, стремящегося с помощью участия в политике поддержать условия для зажиточной жизни этого большинства. Эта идея способствовала в возникновению в дальнейшем идей среднего класса как основы современной демократии и местного самоуправления.

М. Вебер, следуя своей теории «идеальных» («чистых») типов и положив в основу типологизации разные типы действия (теория действий М. Вебера), выделил режимы традиционные, харизматические и легально-рациональные. В традиционных режимах правители опираются на авторитет обычаев, традиций, уважение старших. Такие режимы можно встретить в некоторых арабских странах. В России в чистом виде таких правлений нет, но некоторые элементы традиционной власти сильны, например, в республиках Северного Кавказа. Харизматическая власть опирается на авторитет личность яркого, сильного правителя; при этом массовое сознание может наделять такого вождя некоторыми выдающимися чертами. Такими чертами частично обладали, а также наделялись массовым сознанием В.И. Ленин, И.В. Сталин, аятолла Хомейни – в Иране, Фидель Кастро и Эрнесто Че Геварра – на Кубе. Некоторые элементы харизмы массовое сознание воспроизводит в образе Президента РФ В.В. Путина.

Классификация по такому основанию как широта реализации гражданских и политических свобод дает типы либеральных и диктаторских режимов. Такие типы можно далее делить на подтипы. Так среди диктаторских режимов можно выделять подтипы по такому основанию классификации как степень охвата жестким государственным контролем жизненных сфер общества. А именно, следующие подтипы: а) режим с относительно узкой сферой жесткой государственной регламентации, только в сфере политики – диктаторский режим (А.Пиночета в Чили); б) более широкая жесткая регламентация, не только политики, но и экономики, идеологии – режим И.В.Сталина в СССР в 30-е годы ХХ века); в) полная жесткая регламентация не только публичной, но и частной жизни – особо жесткий (режим геноцида Пол Пота в Камбодже-Кампучии).

Кроме того, в современных классификациях политических режимов выделяются следующие:

Продуктивны для изучения отдельных типов режимов также понятия:

«полиархия» (от греч. poli – много и archе – власть) близка к демократическому режиму, но учитывает, что само название «демократия» вводит в заблуждение, т.к. весь народ не может осуществлять власть.

«бонапартизм» (от имени императора Наполеона Бонапарта III) –разновидность военно-политического или бюрократического режима, проводящего политику лавирования между наиболее экономически и политическими влиятельными классами. Режим возникает в условиях очень интенсивной ассоциации и диссоциации политических сил, когда один из лидеров использует такое противостояние, возносясь к власти.

олигархический режим – власть узкой группы лиц, обладающих мщным экономическим ресурсом); в современных условиях – это господство финансово-промышленных групп, контролирующих органы государственной власти.

меритократия (от лат. meritus – достойный и от греч. kratos – власть) – власть наиболее одаренных, способных, компетентных.