14.1. Понятие и структура политической социализации
Реформирование политической сферы России предполагает включение граждан в национальный политический процесс. Такое включение, с одной стороны, обеспечивает необходимую для государственного управления социальную базу, а с другой стороны, выступает гарантией поддержания необходимого уровня общесистемной социальной стабильности. Важнейшим общесистемным механизмом включения граждан в политическую жизнь любой страны является политическая социализация индивидов и социальных групп. Именно она отвечает за то, насколько успешно живущие в социуме граждане, властные структуры, политические объединения и общественные организации, социальные и экономические группы вписываются в существующую политическую действительность. Адекватное политическое поведение большинства разнообразных и разноуровневых социальных, экономических, политических, идеологических субъектов, во-первых, обеспечивает эффективное функционирование политической сферы жизнедеятельности конкретного социума, а во-вторых, является необходимой предпосылкой, гарантирующей гражданам той или иной страны легитимные возможности для эффективной реализации своих демократических прав и свобод.
Все вышеназванные аспекты актулизируют проблему политической социализации в современной политической науке. Сегодня не существует единого представления о содержании понятия «политическая социализация». Наиболее часто под термином «политическая социализация» понимается процесс усвоения личностью принятых в обществе правил и норм осуществления политической активности, которые должны в дальнейшем составить основу ее адекватного политического поведения. В контексте данной темы предполагается обоснование определения этого термина и поэтапное его насыщение содержанием современной российской действительности.
Итак, политическая социализация – это процесс обучения индивидов и социальных групп принятым в обществе правилам и нормам «политической игры», их умение и желание руководствоваться этими правилами и нормами в своей повседневной жизни.
Естественно, что в социумах, базирующихся на приоритетной роли государства во всех сферах общественной жизни (к которым относится и Россия), политическая социализация приобретает приоритетное значение для успешной самореализации индивидов и социальных групп. Наиболее яркий пример такого приоритета - наше недавнее советское прошлое, при котором возможности человека подняться на ту или иную управленческую ступеньку во властных структурах, промышленности, образовании и т.п. напрямую зависели от его членства в комсомоле или КПСС.
Знание и умение использовать имеющиеся в обществе политические ресурсы позволяет социальным субъектам успешно решать самые разнообразные задачи и проблемы. Это очень важный и необходимый практический навык для любого гражданина или группы граждан в любом обществе, независимо от исторической эпохи, уровня материального развития или политического режима. Проблемы для социальной системы начинаются тогда, когда в отсутствие развитого гражданского общества, способного эффективно блокировать авторитарные тенденции государства, приоритетное значение политической социализации приобретает черты абсолюта(лат.безусловный).
Иными словами, это ситуация, когда экономические, социальные, образовательные, научные и прочие вопросы решаются не в своем собственном (экономическом, социальном, образовательном, научном и др.) проблемном поле, а подменяются политической составляющей. Происходит нарушение эффективности функционирования конкретных сфер жизнедеятельности социальной системы. Особенно ярко негативные последствия такой подмены проявляются в экономике, которая лишается возможности нормального функционирования по собственным - экономическим - законам: когда принцип экономической эффективности заменяется принципом политической целесообразности. В результате нарушается нормальное функционирование социальной системы в целом: она начинает отставать от темпов развития глобального социального пространства и теряет свои позиции в «мировой табели о рангах».
Большой неожиданностью для отечественных и зарубежных политиков, управленцев и ученых стало то, что разрушение тотального политического контроля за всеми сферами общественной жизни России вовсе не искоренило раз и навсегда негативные проявления избыточной политизации отечественного социума. Видоизменившись, они все еще продолжают играть большую роль в нашей сегодняшней жизни, т.к. сегодня именно близость участвующих в коммуникациях социальных субъектов к структурам власти нередко становится главным фактором, необоснованно обеспечивающим гражданам, организациям или социальным группам возможность получать крупные кредиты, диктовать выгодные для себя правила проведения аукционов и тендеров, создавать серьезные (например, налоговые или пиаровские) проблемы конкурентам, «пробить» грант для обучения в российских и зарубежных вузах или выиграть престижный конкурс.
Живучесть подобных негативных явлений вовсе не должна вызывать у россиян безнадежности и пессимизма, поскольку они являются не столько политическими «камнями преткновения», сколько политическими «точками роста» для дальнейшего демократического развития страны. Главная управленческая задача в данном случае - отыскать действенные социальные механизмы блокировки избыточного значения политической социализации индивидов и социальных групп по сравнению с другими типами социализации. Сегодня в России сложилась на редкость благоприятная ситуация для поиска конкретных, адаптированных к нашей непростой действительности методов и технологий демократического управления социальными, политическим, экономическими, идеологическим процессами и явлениями. Это связано с отсутствием жесткого диктата государства.
Отметим, что политическая практика является базовым элементом в превращении граждан нашей страны из бессловесных и беспомощных объектов политических манипуляций в полноценных членов национального гражданского общества, которые обучаются знать и самостоятельно на практике реализовывать свои права и свободы. Без этого (нередко очень болезненного) для россиян процесса создание демократии в России невозможно по определению.
Если рассматривать политическую социализацию как один из видов обучения, то ее структуру схематично можно представить в качестве динамичного взаимодействия трех базовых «учебных» элементов: того, чему обучают, тех, кто обучает, тех, кого обучают.
С первым элементом, т.е. с наличием необходимых для реформирования российского общества теорий и идей демократии, концептуальных схем, описывающих методы и технологии реализации на практике прав и свобод граждан, норм и идеалов гражданского общества, общечеловеческих ценностей особых проблем не оказалось. Одним из неоспоримых политических преимуществ падения социалистического строя стало уничтожение государственной сети идеологических фильтров и барьеров, не позволявшей гражданам России в массовом порядке и совершенно свободно приобщаться к тем или иным достижениям мировой и отечественной (дореволюционной, эмигрантской или т.н. «антисоветской») мысли.
В эпоху социализма вся идеологическая и научная литература по проблемам социального и политического управления вначале тщательно анализировалась специальными группами экспертов, после чего в научный и идеологический оборот поступали только «политически и идеологически безопасные» научные труды, журналы и методические материалы. Остальные - попадали в т.н. «спецхран», доступ в который был открыт только для узкого круга партийных, научных и идеологических работников. В их задачу входила критика антисоветских, буржуазных, ревизионистских теорий, идей и концепций.
Сегодня ситуация изменилась и любой гражданин страны может свободно читать (используя для этой цели в том числе возможности Интернета) огромное количество самой разнообразной западной и отечественной литературы по самым различным аспектам политической проблематики. О такой научной и идеологической свободе раньше можно было только мечтать. Тем самым Россия сделала большой шаг вперед по пути демократии, поскольку, во-первых, был заложен фундамент для назревших общесистемных преобразований сфер идеологии и политики, без чего продвижение страны в сторону демократии становилось проблематичным. Во-вторых, с уничтожением идеологической и политической монополии государства гражданам страны были возвращены их информационные права и свободы, ранее всецело находившиеся в руках государства. Тем самым был инициирован процесс демократической ресоциализации индивидов и социальных групп, т.е. было положено начало трансформации граждан нашей страны из пассивных объектов политических манипуляций в активных и самостоятельных субъектов российской политики.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение