logo
Политология

14.2. Агенты политической социализации

В современной политологической науке тех, кто занимается процессом обучения граждан и социальных групп основным правилам и навыкам ведения «политической игры» называют агентами политической социализации.

Существуют различные классификации агентов политической социализации. Наиболее часто выделяют: персональных и институциональных; политических и неполитических агентов политической социализации. К персональным агентам политической социализации относятся конкретные люди, профессионально или неформально занимающиеся процессом «политического обучения» граждан. Это могут быть родители и друзья, учителя и преподаватели общественных дисциплин, политические обозреватели и др. Ко вторым (институциональным агентам политической социализации) - различные институты и организации: школы, вузы, политические партии и организации, средства массовой информации и др.

Агенты политической социализации подразделяются также на политические и неполитические. Политические агенты - это те, кто непосредственно занимается политическим образование индивидов и социальных групп: преподаватели общественных дисциплин, политические партии и организации, политические обозреватели и аналитики газет, журналов, радио, телевидения и т.д. К неполитическим агентам политической социализации обычно относят семью, знакомых, друзей, клубы по интересам то есть, всех тех, кто вовлечен в процесс политического обучения индивидов опосредованно. Процесс усвоения норм и правил национальной политической жизни происходит через неформальное общение и обмена мнениями, представлениями и идеями о политике граждан, которые, могут играть (например, семья), а могут и не играть (например, случайные попутчики или посетители Интернет-форума) важной социальной роли в жизни конкретного человека или конкретной социальной группы. Классический отечественный вариант такого неформального политического обучения - столь любимые россиянами среднего и старшего возраста «разговоры за жизнь» в очередях, поездах и самолетах, на кухне или в гараже, в гостях, дома или на работе. У нынешней российской молодежи - это общение в Интернете, в процессе которого пользователи обсуждают те или иные проблемы современной отечественной и зарубежной политики.

Неполитические агенты политической социализации индивидов и социальных групп благополучно «перекочевали» из советского прошлого в российское сегодня. Они и сегодня оказывают серьезное влияние на формирование и последующую ассимиляцию гражданами норм и правил национального политического общежития, несмотря на возрастание социального отчуждения в семье и ослабления дружеских, соседских и партнерских связей.

Политическим же агентам политической социализации повезло значительно меньше. Начавшаяся с перестройкой демократизация российского социального пространства революционными темпами покончила с политическим диктатом марксистско-ленинской идеологии и, соответственно, с огромным институтом государственного политического просвещения, охватывавшего собой не только все сферы общественной жизни, но и формировавшего жизнь каждого члена советского общества.

Для современной российской действительности характерна фрагментированная (не массовая) политучеба, которая сконцентрирована главным образом в организационных рамках властных структур, политических партий, общественных движений и объединений.

Вместе с тем, в процессе демократизации российского общества возникли и довольно успешно адаптировались к нынешней жизни новые агенты политической социализации индивидов и социальных групп. Их возникновение детерминировалось активным включением России в глобальное социальное пространство, которое привело к подключению страны к новейшим разработкам в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Наиболее важными агентами политической социализации российских граждан в этой области являются: спутниковое телевидение, кабельное телевидение, Интернет.

Основная социализирующая функция спутникового телевидения заключается в обеспечении возможности для граждан и социальных групп оперативно и без предварительной цензуры получать политическую информацию со всего мира, быть в курсе актуальных вопросов мировой и национальной политики самых разных стран и государств, знать о решениях важнейших мировых политических структур и институтов и т.п.

Сети кабельного телевидения (используя возможности которых россияне могут беспрепятственно общаться с представителями различных властных структур, работникам и правоохранительных органов, задавать им острые и нередко нелицеприятные вопросы в прямом эфире, высказывать свою, альтернативную официальной точку зрения по тем или иным проблемам местного и регионального уровня и т.д.. Несмотря на свое недавнее появление, оно сумело завоевать доверие граждан и в полной мере заявить себя в качестве одного из важнейших механизмов политической социализации индивидов и социальных групп в регионах. С их помощью люди, живущие в городах областного и районного значения, а в последнее время - и в некоторых поселках и деревнях решают свои собственные наболевшие проблемы, принимают участие в обсуждении актуальных вопросов местного самоуправления, получают оперативную информацию о тех или иных событиях местной и региональной политики и т.п.

Важность и значимость существования и функционирования таких «локальных сетей» отечественного гражданского общества для становления демократии в России трудно переоценить, поскольку с их помощью на практике происходит активная политическая социализация населения, раскрывается потенциал самодеятельности и самоорганизации граждан, вырабатываются и закрепляются навыки демократического политического поведения. Вместе с тем, базовая и наиболее сложная для решения управленческая проблема в этой области, как показывает нынешняя отечественная действительность, - это проблема обеспечения независимости локальных электронных СМИ и защищенности тех граждан и социальных групп, которые рискуют выносить на суд общественности свои мнения, представления и политические оценки, не совпадающие с официальной политикой местных и региональных властей по тем или иным вопросам. Каким образом сделать социально-безопасным активное участие граждан в жизни своего села, города, региона и тем самым свести к минимуму необходимость вмешательства федеральных властей в проблемы и конфликты, возникающие в непростых процессах местного и регионального самоуправления, - задача, найти решение которой еще только предстоит нашему обществу.

Третьим новым агентом политической социализации индивидов и социальных групп является Интернет. Его социализирующее влияние на нынешних россиян, особенно на молодое поколение, значительно и разнообразно. С его помощью россияне могут:

Развитие российского информационного пространства, как одной из базовых составляющих демократического общественного устройства, происходит сегодня в формате глобальных тенденций. Оно реализуется в соответствии с принципами, заложенными в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году, документами Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 - Тунис, 2005) и т.п. В качестве положительного момента хотелось бы отметить, что сегодня в России функционируют и специализированные информационные структуры, помогающие нашему социуму эффективно вписаться в глобальное информационное сообщество, например, Центр компетенции по электронному правительству при Американской Торговой Палате в России (E-Government Competence Center).

В последние годы в нашей стране принят целый ряд документов, направленных на обеспечение информационных прав и свобод россиян. Особое значение в сложном, нередко противоречивом, но нужном и своевременном процессе политической Интернет-социализации индивидов и социальных групп имеет Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В ней был поставлен целый ряд задач, решение которых должно способствовать дальнейшей демократизации страны и приближения российских процессов политического и социального управления к международным демократическим стандартам и процедурам.

Это, во-первых, обеспечение максимальной открытости в деятельности российских властных структур и доступности для всех граждан страны государственных информационных ресурсов. Во-вторых, создание благоприятных условий не только для информирования широких слоев населения о тех или иных политических решениях и инициативах органов федерального, регионального и местного управления и самоуправления, но и для постоянного и эффективного взаимодействия граждан и органов государственной власти с целью оптимизировать сложный и разноуровневый комплекс процессов отечественного социального и политического управления. В-третьих, в программе заложено требование совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на базе активного использования коммуникационных и информационных технологий.

Важность именно такого - демократического - подхода к формированию отечественного информационного пространства не вызывает сомнений. Такой подход не только интенсифицирует процессы демократической эволюции политической сферы российского социума, но и закладывает основы, препятствующие возможностям возникновения и дальнейшей актуализации в информационном пространстве страны авторитарных тенденций государственного управления. Эта проблема является актуальной для нас, поскольку в России пока еще не успело сформироваться мощное гражданское общество как действенный макросоциальный блокиратор подобных социальных тенденций.

Сегодняшнее состояние субъектов, структур и институтов общества пока не гарантирует от того, что мы не повторим негативный опыт Китая, где Интернет тщательно контролируется Министерством информационной индустрии, общественной безопасности и культуры совместно с Государственным управлением индустрии и коммерции на предмет соответствия представленных там материалов официальной доктрине Китайской Коммунистической партии. А жителям страны запрещается создавать и считывать информацию с сайтов с «социально дестабилизирующим содержанием».