16.1. Понятие политической культуры
Массовая политическая грамотность граждан предохраняет общество от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Овладение гражданами совокупностью элементов политического сознания, политических эмоций, политической готовности к действию и политического поведения является основой демократической культуры — одного из важнейшего условия успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах.
Главная цель - сформировать у студентов представления и знания о демократических образцах поведения в обществе и взвешенного, критического отношения к радикалистским субкультурам и идеологиям, враждебным демократическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную социальную утопию. Отсутствие у российского населения твердых ориентаций на ценности демократической политической культуры актуализирует изучение данного феномена в студенческой аудитории. Без наличия политической культуры невозможно обеспечить условия для формирования гражданской позиции каждого студента. Для этого необходима их настойчивая работа по овладению знаниями демократической политической культуры.
Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий философ-просветитель И. Гердер в ХУШ в., а утвердждаться в виде понятия он стал после появления труда политолога из США Х. Файера (1956)1. Само понятие "политическая культура" трудно поддается определению, и оно приобрело сегодня особую актуальность?2 По мнению американского политолога Л. Пая, сам термин «политическая культура» способен порождать быстрое интуитивное понимание так, что людям часто кажется, будто они и без дальнейшего уточнения могут проникнуть в его смысл и пользоваться им. Существует множество определений политической культуры. Уже к 1976 г., по подсчетам канадского ученого Г. Патрика, существовало более 40 определений3.
Обращение к тематике субъективных компонентов политики можно обнаружить в работах И. Канта, Г.-В.-Ф.Гегеля, А. де Токвиля, Ш. Монтескьё, а задолго до этого у античных мыслителей (Аристотеля, Платона, софистов)4. Аристотель писал о «состоянии умов», влиявшем на стабильность общества. А. де Токвиль подчеркнул значение ценностей и настроений, обусловливающих устойчивость общества («нравы», «привычки сердца», «умственные привычки»). Немецкий политолог М. Вебер, разрабатывая тему протестантской этики, отмечал роль «этических пророков» и «этических прорывов». Наряду с политическим господством легально-рационального характера он рассматривал господство, основанное на традиции и харизме. Ученые задумывались о том, как заботы, интересы, эмоции, мифы, сознание людей влияют на политические институты. Тем не менее, наиболее распространенным оставался нормативно-ценностный подход к политике, характерный больше для правоведов.
В ХХ в. институциональный и конституциональный подходы к политике уже не удовлетворяли политологов. Они обратились к материалу психологии, антропологии, социологии, выходя за рамки нормативизма. Концептуальное осмысление политической культуры было связано с именами американских политологов Г. Алмонда и С.Вербы, проводивших сравнительный анализ политических систем в 1950–1960 г. Они поставили вопросы: «Почему демократические институты эффективны в одних странах и не приживаются в других, одни нации мирно регулируют возникающие конфликты, другие периодически прибегают к революции и насилию?» Выяснилось, что именно анализ субъективно-ценностного контекста политической жизни показывает причины различий в функционировании деятельности внешне схожих политических систем. Так была выявлена более тесная связь институциональных и неинституциональных, формальных и неформальных компонентов политики, политики и национальной психологии. Г. Алмонд и С. Верба сделали вывод, что «если политическая культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики». По мнению немецкого исследователя культуры К.Зонтхаймера, это понятие отражает то, что знают граждане о "своем государстве и его политических институтах, как они это воспринимают, осмысливают и ощущают и как они ведут себя по отношению к этому».
Дискуссии по поводу данного понятия касались, в первую очередь, его широты и строгости определения. В ранней статье Г. Алмонда «Сравнительные политические системы» (1956) выражен подход, следуя которому каждую политическую систему рекомендовалось рассматривать как «встроенную в особый структурный образец (pattern) ориентаций на политическое действие», и именно этот образец определялся как «политическая культура»1.
Американский политолог Дж. Грин, отмечал, что политическая культура имеет отношение к интеллектуальному и институциональному наследию, политическому поведению2. Позднее другой американский политолог Л. Пай включил в понятие все, что охватывается категориями «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология», «фундаментальные ценности народа». По его определению, это –совокупность ориентаций, убеждений и мнений, вносящих смысл в политический процесс и нормы, управляющие поведением людей в политической сфере, служащих «обобщенным выражением психологического и субъективного измерения политики»3.
Тем не менее, в американской политологии классическое определение Г. Алмонда и Г. Пауэлла оставалось достаточно широким и объемным. Однако оно сыграло свою важную инновационную роль в развитии исследований политической культуры.
Резюмируя результаты дискуссий, российский политолог Е.Б. Шестопал выделила четыре основных типа определений политической культуры: 1) психологический – рассматривает как систему ориентаций на политические объекты; 2) универсальный - включающий как установки, так и политическое поведение индивидов; 3) «объективное» – культура представлена как определенный ограничитель поведения индивидов; 4) «эвристическое» – как гипотетическая конструкция для аналитических целей4.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде, можно ей дать следующее определение. Политическая культура – это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности всей политической жизни общества.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение