4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
Политика в силу своей сущности имеет полифункциональный характер, ибо потенциально и реально в ней соединяется решение нескольких задач и направлений, необходимых для поддержания устойчивости общества как системы. В социальной направленности политики как интегрирующей ее задачи и направления можно рассматривать и как показатель (критерий) социальной полезности, социальной эффективности политики, ее воздействия на сферы общества1.
Социальная функциональность политики – это соответствие интересам общества, в чем и заключается ее основная направленность. Для определения такого соответствия используют социально-политические и социально-экономические макропоказатели. Наиболее общими макропоказателями социальной функциональности политики выступают ее реализм, народность, обеспечение безопасности государства, общества и личности. Эти критерии дополняют друг друга, но нередко приходят в противоречие. Народность, перерастая в популизм, обычно противоречит реализму. Популистские программы, обещающие быстрое решение проблем всех слоев общества, но не подкрепленные необходимыми ресурсами, не отвечают требованиям социальной функциональности. Реализм политики предполагает, что ее субъекты (особенно органы государственной власти) направляют свои усилия на познание социальной реальности и на практическое применение информации (знания) для эффективного и социально полезного воздействия на общественные отношения. Социально функциональная политика должна учитывать и критерий обеспечения национальной безопасности, использовать часть средств на поддержание обороны, сил правопорядка и безопасности, ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Реализм и соответственно функциональность политики в теоретическом и программном смыслах, в первую очередь, заключается в определении границ возможного и невозможного. Политика имеет дело с переменными величинами, с неопределенностью, поэтому при постановке задач и выработке проектов подчас сталкивается с утопичными проектами. Возникает необходимость оценки возможности (невозможности) реализации соответствующей политической программы (проекта), определения границ между утопическими задачами и реальными возможностями. Народность политики заключается в том, что задаче постепенного улучшения положения населения в соответствии с имеющимися ресурсами и принципом социальной справедливости должны быть подчинены все другие задачи. Население может смириться с нерешенностью отдельных социальных задач, проявить терпение, если, как правило, видит, что социальные ограничения касаются всех граждан, слоев общества. Обычно такие ограничения связаны с обеспечением безопасности государства. Большинство государств вошло в эпоху развития, которая характеризуется ростом глобальных внешних и внутренних рисков; современные общества не без основания названы германским ученым У. Беком «обществами риска»2.
Для теоретического анализа социальной функциональности политики и выработки показателей можно применить системный подход американского политолога Д. Истона. Он считал центральной проблемой политической теории исследование «жизненных процессов политических систем», т.е. фундаментальных функций, без которых длительное время не может существовать ни одна система, а также типичных способов реакций системы на различные воздействия. Анализируя политику как систему, Д. Истон видел ее как сложный комплекс процессов, с помощью которых определенные типы «входов» (inputs), например, запросов и возмущений населения, преобразуются в «выходы» (outputs) – властные решения и действия. Поэтому он считал правомерным изучение политики как системы, находящейся в определенной среде (environment), с которой она взаимодействует и от которой получает запросы на «входе».
Потенциально социальная функциональность государственной политики на «выходах» отражается в пропорциях государственного бюджета, государственных программ, поскольку в них намечены основные направления социально-экономического развития, доходные и расходные статьи с учетом «входов». Они обсуждаются в правительстве с учетом интересов отдельных территорий, отраслей экономики, затем рассматриваются партиями, фракциями парламента с точки зрения интересов отдельных социальных групп, общества в целом. Но даже выполнение намеченных задач, как правило, еще не всегда свидетельствует о социальной функциональности государственной политики. Необходимо выявить эффективность и полезность затраченных государственных средств, насколько они способствовали развитию общества, улучшению жизни людей. Социальная функциональность политики связана не только с пропорциональностью распределения ресурсов, но и эффективностью их использования.
В качестве характеристики социальной функциональности политики выступают и социальные показатели и индикаторы. Так на «входе» можно рассмотреть показатель глубины социальной дифференциации – децильный коэффициент (соотношение доходов 10 или 20% самых бедных слоев населения к доходам 10 или 20% самых богатых) и на «выходе» – меры по сокращению величины децильного коэффициента в начале бюджетного года, затем замерить этот показатель в конце бюджетного года.
Необходимо различать социальную функциональность политики на макрополитическом, мезополитическом (среднем) и микрополитическом уровнях. Т. Парсонс, например, определяет политическое функционирование как организационный процесс, ориентированный на достижение специфических целей общества или соответствующих коллективов, т.е. выделяет макрополитическую и микрополитическую функциональность политики. Он пишет также о политической функции принуждения и действенного контроля над физическими санкциями, что можно отнести к функциональности мезополитического (среднего) уровня.
Если к анализу социальной функциональности политики подходить с позиции парадигмы «друг – враг» (К. Шмитт), она представляет собой направленное воздействие институционализированной власти – государства и других субъектов (партий, объединений, групп интересов) на процессы ассоциации (объединения) сторонников и диссоциации (разобщения) противников. Социальная функциональность политики в этом случае предполагает контроль за ассоциированностью сторонников, которая в целом направлена на стабилизацию общественных отношений, усиление поддержки власти. Это также может служить показателем функциональности политики. На ее основе разрабатываются, например, показатели политического участия1.
Реальное измерение функциональности политики выражено в ее управляющем (координирующем, субординирующем, принуждающем, нормирующем, распределительном) воздействии на общество в целом и на конкретные области общественных отношений. Подход к такому измерению отражен, например, в дефинициях, часто употребляемых в западной политической науке: policy («полиси»), politics («политикс»), polity («полити»). Эти понятия характеризуют разные компоненты социальной функциональности политики, которые в их взаимодействии направлены на поддержание стабильности (устойчивости) системы.
Социальная функциональность политики отражается прежде всего в такой ее стороне, которая обозначается понятием рolicy. Рolicy направлена на жизненные сферы общественной жизни, их реальное функционирование в виде, например, жилищной или образовательной политики, т.е. управляющего воздействия на жизнь жителей городов, принятие политических решений по распределению ресурсов в коммунальном хозяйстве или образовании. Она тесно связана с политическим проектированием и программированием, разработкой и реализацией национальных, региональных, местных проектов, целевых программ. Любой политический проект в этой сфере («полиси-проект») является своеобразным частным индикатором социальной функциональности политики, которая проявляется уже в том, что политик с самого начала должен определить реальность осуществления задачи, наличие необходимых ресурсов. Этим определяется целесообразность поведения субъекта политики для решения конкретной задачи, определяется ее стратегия.
Рolitics ориентирована непосредственно на политические процессы, поддержание в определенных рамках взаимодействия граждан, общества и государства, политических партий, т.е. построение технологий формирования власти, организации избирательных кампаний, разрешения конфликтов, оптимального поведения субъектов политики: политических партий, органов государства, общественных объединений.
Рolity – это политика, направленная на систему власти, ее институты, органы, учреждения, воспроизводство властных отношений и политической организации с помощью законов, деятельности органов государственной власти, поддержание политического порядка в целом, соответствующего уровня институционализации политики и политической власти 2. Этот сегмент политики можно назвать институциональной политикой.
Такие подходы к измерению социальной функциональности дают возможность перейти к более детальным классификациям социальных функций политики, выявлению их особенностей.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение