18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
Самуэл Хантингтон, известный американский исследователь выделяет три, ставшие классическими, модели демократического транзита:
Классическая линейная модель (Великобритания, Швеция). Для нее характерно постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента.Вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем - права политические и значительно позднее- социальные. Постепенно ограничивались избирательные цензы, парламенты становились высшей законодательной властью и стали контролировать деятельность правительств.
Циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки). Для этой модели характерно чередование демократических и авторитарных форм правления. Чередование происходит либо в результате узурпации власти самими избранниками народа, либо в результате их свержения военными. Такая модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и слабой укорененности ее в представления политических элит этих стран.
Диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция). Как и циклическая она характеризуется нестабильностью переходных политических режимов. Падение авторитарных режимов происходит, как правило, внезапно, однако внутренняя предрасположенность к демократии (индустриализация, наличие среднего класса, образовательный уровень населения) уже имеется, и поэтому крах авторитаризма сменяется достаточно устойчивой демократией, способной противостоять возврату в прошлое.
Разработка достаточно обоснованных, на наш взгляд, стадий перехода к демократии принадлежит американским политологам Г. О’Доннелу и Ф. Шмиттеру, которые считают, что демократизация общества проходит, как правило, три стадии:
1) либерализация, которая предполагает процесс институализации гражданских свобод без изменения властного аппарата; результатом этого становится построение «опекунской демократии» (т.е. осуществляется опека чаще всего военного аппарата над демократическими институтами).
2) демократизация – период институализации демократических норм и правил, успешность которого зависит от выполнения двух условий - демонтажа прежнего авторитарного режима и сознательного выбора политическими силами демократических институтов и процедур; в процессе демократизации происходит смена всей структуры политической власти и подготовка свободных соревновательных выборов, которые формируют основы демократической политической системы.
3) ресоциализация граждан, которая предполагает усвоение ими новых демократических норм и ценностей.
Достоинством указанной модели является то, что, во-первых, она указывают на возможность недемократических альтернатив развития, а, во-вторых, акцентирует внимание на том, что важным условием и содержанием одного из этапов является согласие элит.
Наиболее часто употребляемая в политической науке периодизация демократического транзита принадлежит политологу С. Хантингтону. Первая волна демократизации прокатилась по миру в 1920-е годы и закончилась в середине 1930-х годов. Вторая волна началась после второй мировой войны и продолжалась до середины 1950-х годов. Третья волна началась в середине 1970-х годов со сменой режимов в Греции, Португалии, Испании, затем в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и продолжается по сей день.
В современной политической науке большое место при анализе политической модернизации уделяется соотношению уровня мобилизации и участия людей в политике уровню их организации и институализации. Дело в том, что нередко между мобилизацией и институализацией или, как пишет политолог В.П. Пугачев, - между «…политическим участием и искусством объединения вместе» возникает конфликт, что является основной причиной политической нестабильности.
Соответственно критериями стабильности модернизированных политических систем можно назвать следующие: структурная дифференциация; способность системы к демократическому воспроизводству и тенденция к равенству. Рассмотрим их по отдельности.
Структурная дифференциация предполагает наличие в политической системе законодательных собраний, исполнительных и административных органов, судебных учреждений, политических партий, групп интересов, независимых средств массовой информации и т.д. Каждая из этих структур, являясь взаимозависимой, специализируется в выполнении в первую очередь одной конкретной функции, что отличает модернизированную политическую систему от традиционной, в которой политические функции не выполняются специализированными структурами, а смешиваются и реализуются одними и теми же институтами.
Например, в СССР советы были одновременно законодательными и исполнительными органами, КПСС была не столько политической партией, сколько органом государственного управления. Поэтому КПСС и советское государство в совокупности представляли особое политическое образование, которое не было ни партией, ни государством. С распадом этой тотальной общности встала проблема создания нормальных политических институтов, отвечающих вышеприведенным критериям.
Способность системы к демократическому воспроизводству включает такие элементы как:
– способность адаптации к новым проблемам и использованию гибких форм ответа на непредвиденные ситуации. Так, политический режим в процессе социальных изменений может столкнуться с т.н. «революцией ожиданий», т.е. разрывом между быстрым ростом требований населения к уровню благосостояния и реальными экономическими возможностями. В этих условиях политической системе необходимо не поддаться, как соблазну популистских сиюминутных действий, так, и не довести дело до глубокого раскола между богатыми и бедными, который чреват социальным взрывом.
– способность к мобилизации, т.е. к привлечению людских и материальных ресурсов для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация предполагает высокий уровень политического участия масс, их идеологическую ангажированность, что невозможно без активной роли политических партий, профсоюзов, различных массовых ассоциаций. Эта роль включает преобразование расплывчатых ожиданий масс в конкретную программу и политику, разработку и распространение проекта коллективных действий, способность увлечь массы на действия, укрепляющие политическую систему.
– способность к самосохранению, т.е. согласованность основных институтов и стадий политической модернизации. Для этого критерия особое значение имеет, с одной стороны, уровень взаимодействия и взаимопонимания между поколениями, а, с другой стороны, между политической элитой и основной массой населения.
Тенденция к равенству включает:
– формирование культуры политического участия, т.е. переход от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентированной на активную роль в политической системе вне зависимости от позитивного или негативного отношения к ее отдельным элементам или институтам.
– универсальность законов, т.е. любая норма может быть введена как обязательная для всех. Люди, стоящие у власти, являются не самостоятельными правителями, а вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко определенный период. Одновременно управляемые есть свободные граждане, обязанные подчиняться праву, а не подданные, обязанные подчиняться правителям, которые используют это право.
– назначение на государственные должности в соответствии с профессиональными и личностными качествами кандидатов.
Известный американский политолог Р. Даль близкую к совершенству политическую систему назвал полиархией (многовластием), а к основным условиям, приближающих страны к полиархии, он отнес следующие:
– установление сильной исполнительной власти для проведения социально-экономических преобразований в обществе;
– последовательность в осуществлении политических реформ эффективное политическое участие граждан;
– достижение определенного уровня социально-экономического развития, позволяющего производить структурные преобразования в государстве;
– установление отношений равенства-неравенства, исключающих сильную поляризацию в обществе;
– наличие субкультурного разнообразия;
– интенсивная иностранная помощь (международный контроль);
– демократические убеждения активистов и лидеров 1.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение