14.3 .Этапы политической социализации
Процесс политической социализации представляет собой сложный объект для научного понимания, поскольку действия человека в политической сфере формируются не только разумом, но и эмоциями, чувствами, страхами, страстями, нередко искаженным и далеким от реальности восприятием политических событий и явлений и т.п. Важно увидеть за «внешним» политическим поведенческим хаосом индивидов и социальных групп понятные причины и четкие личностные и групповые мотивы и интересы.
Россияне проходят в своей политической социализации различные этапы. Существует несколько их общепринятых классификаций.В зависимости от возраста, наличия политического опыта и уровня политической идентификации личности выделяют: первичную политическую социализацию и вторичную политическую социализацию.
Первичная политическая социализация - это период начала жизни человека, когда он только начинает познавать окружающий мир. На этом этапе личность получает начальные представления о том, что такое политика и зачем она вообще нужна в жизни общества; кто и для чего принимает в ней участие; что означают те или иные конкретные политические процессы и явления; каковы базовые правила национальной «политической игры»; что такое политическая культура и т.д.
Вторичная политическая социализация начинается тогда, когда у человека уже сформированы основные представления о политике, о своем участии или неучастии в этом виде деятельности. К этому времени гражданин уже имеет свою точку зрения по тем или иным политическим вопросам и проблемам, способен четко ее формулировать и отстаивать перед своими политическим оппонентами и т.п. Иными словами, это период, когда личность, усвоившая «политическую арифметику», переходит к «политической алгебре».
В рамках первичной политической социализации, которая продолжается с 3 до 13 лет, американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре этапа: политизацию, персонализацию, идеализацию, институализацию.
Политизация - период, когда ребенок получает самые первые представления о существовании политики и о том, что это такое. Ознакомление с основами политической жизни осуществляется им в процессе непосредственных контактов с родителями и близким окружением. Это - этап некритической ассимиляции личностью политических представлений окружающих ее людей. Основной фон подачи политической информации - эмоции и чувства, которые в дальнейшем на подсознательном уровне будут влиять, а нередко и определять общее (положительное или отрицательное) отношение человека к политике как к определенной сфере деятельности.
Персонализация - период более конкретного понимания ребенком политики. Он начинает осознавать и воспринимать тот факт, что политика осуществляется посредством деятельности различных людей: например, президентом страны, парламентариями, полицейскими и др. На этом этапе общее недифференцированное представление ребенка о политике замещается персонификацией политической власти. Важным для дальнейшей политической социализации личности является то, что именно здесь формируется базовое отношение личности к представителям власти и закладываются мотивационные и поведенческие основания, которые будут в дальнейшем определять основной тип взаимоотношений человека с представителями власти во взрослой жизни. На этом этапе возрастает значение рациональной составляющей процесса политической социализации.
Идеализация - период, на протяжении которого, ребенок, познающий окружающий мир, склонен приписывать наиболее важным для него политическим фигурам, в меньшей степени - политическим процессам и явлениям, исключительно положительные качества и свойства. Такое специфическое представление о политике обусловлено развитием и совершенствованием способности личности познавать окружающий мир. Более конкретно - с развитием абстрактного мышления и освоением метода моделирования. Успешные попытки познать окружающий мир с помощью обобщенных понятий, логических схем приводят личность к пониманию того, что в мире действуют глубинные взаимосвязи и взаимодействия.Стремление обнаружить причинно-следственные связи возникновения и существования различных явлений является важным моментом социализации личности. Побочным следствием этого является идеализация существующего положения вещей и личностей, занимающих в мире «верхние этажи» власти. В это время формируются мотивационная и поведенческая база готовности личности к поддержке конкретных представителей власти и выдвигаемых ими инициатив.
Институализация - на этом этапе осуществляется синтез политических взглядов и представлений предыдущих этапов политической социализации личности. Ею формируется обобщенный, более адекватный действительности и гораздо более взвешенный образ политики как сложной системы взаимодействий и взаимосвязей разнообразных политических субъектов, структур и институтов. Наряду с появлением большей критичности в оценке политиков и политических процессов и явлений на этом этапе происходит преодоление персонифицированной трактовки политики и замена ее на надличностную, институциональную трактовку. Этот этап является завершающим этапом первичной политической социализации и одновременно базой для перехода ко вторичной политической социализации. От того, насколько успешно удалось человеку пройти этот завершающий этап, будет зависеть качество его «взрослой» политической жизни.
Еще одной общепринятой в политической науке классификацией является классификация политической социализации личности по специфике ее участия в политический жизни общества. Используя данное основание, выделяют три ее этапа: допартиципаторный, партиципаторный, постпартиципаторный.
Эти сложные для произношения названия являются «фонетической калькой» английского слова «participation» - участие. Иными словами, данная классификация разделяет политическую социализацию личности на «до», «во время» и «после» ее участия в политической жизни.
Допартиципаторный этап - это период дошкольной жизни ребенка и частично - школьного обучения. В это время личность из-за своего возраста еще не принимает активного участия в политической жизни. Она пока находится лишь на стадии первичного социализирующего обучения и потому не способна ни сформировать собственное мнение по тем или иным проблемам политической жизни, ни дать адекватную оценку действиям политиков и парламентариев, ни предпринять какие-либо необходимые политические действия. Естественно, что на этом этапе человек не имеет юридически закрепленных политических прав и свобод и не может принимать полноценного участия в функционировании политической сферы социума.
Партиципаторный этап - это период непосредственного участия личности в политической жизни страны. Он начинается еще в старших классах школы и охватывает собой учебу в средних и высших учебных заведениях, службу в армии и трудовую деятельность. Иными словами, это период активного участия (или, например, принципиального неучастия) человека в национальной политике. В это время гражданин получает реальную возможность своими действиями участвовать в функционировании социальной пирамиды власти. Партиципаторный этап в политической социализации личности обычно означает, что гражданин имеет базовые представления о политике и политической деятельности, знает и умеет реализовывать на практике свои политические права и свободы, способен сформировать и отстаивать свою точку зрения на те или иные политические процессы и события, а также обладает более или менее выраженными способностями к политическому управлению. Кстати, на этом этапе происходит формирование и т.н. обратной политической социализации - процесса, при котором сам человек способен влиять на политическое сознание и поведение других людей, меняя их представления и поведенческие нормы и образцы в соответствии со своим собственным пониманием политики, а также оказывать серьезное трансформирующее влияние на деятельность различных политических структур и институтов местного, регионального и федерального значения.
Постпартиципаторный этап - это период ослабления политической социализации личности. Как правило, он начинается с выходом человека на пенсию. В это время политические взгляды и представления личности характеризуются устойчивой стабильностью. Их содержание по преимуществу остается стабильным даже в случае каких-либо кардинальных социальных и политических изменений. Вместе с тем, такая «содержательная неизменность» вовсе не означает неспособности или нежелания представителей старшего поколения активно участвовать в политической жизни своего региона и своей страны, осваивать новые для них методы и формы осуществления своей политической активности.
Выйдя на пенсию, человек нередко с головой окунается в политику и становится гораздо более активным гражданином, чем во время своей трудовой деятельности, когда на это у него не хватало ни времени, ни сил. Любопытно, что эта тенденция сохранилась и в наше время. Сегодня - в период резких социальных изменений именно представители старшего поколения продемонстрировали недюжинную политическую активность. Их массовые выступления во многом определили тенденции и закономерности современных форм и методов осуществления протестных политических действий в России. Они на практике показали своим детям и внукам, которые не знали и не пострадали от жестких, в том числе репрессивных методов социалистического государственного управления, что такое активная жизненная позиция, социальная ответственность и любовь к своей Родине.
Демократические изменения в политическом устройстве страны закономерно вывели на первый план вопросы, связанные с разработкой и внедрением в нашу жизнь новых - демократических - форм, образцов и механизмов политической социализации индивидов и социальных групп. Общая характеристика сложившейся сегодня ситуации в этой области политического управления (как и во многих других областях российской общественной жизни) пока характеризуется превалированием разрушительных тенденций над их конструктивными аналогами. Отметим, что это - необходимый этап при любых социальных трансформациях. Его задача разрушить старую, отжившую, мешающую дальнейшему развитию российского социума систему социалистической политической социализации.
В целом данная задача успешно решена. И теперь нам необходимо приступить ко второму этапу - этапу выработки и внедрения в отечественное социальное пространство новых моделей, норм и образцов политической социализации индивидов и социальных групп. Нужно, чтобы они, с одной стороны, ассимилировали передовой опыт, накопленный жителями развитых демократических стран в этой непростой сфере, а с другой стороны, учитывали историческую специфику России, связанную с традиционно приоритетной ролью отечественного государства в жизни нашего общества. И здесь - вопросов и проблем пока гораздо больше, чем ответов и решений. Это касается как теории, так и практики политической социализации.
Главная управленческая проблема, с которой столкнулось российское общество при переходе к новой - демократической политической социализации, заключается, по нашему мнению, в завышенной оценке реформаторами социальных тенденций самоорганизации и самодеятельности широких слоев населения. В «учебных» терминах ее можно сформулировать как общесистемную попытку в масштабах всего общества заменить «школьное» политическое обучение на политическое самообразование.
Реформаторы в России надеялись быстро сокрушить громоздкое, контролируемое политическое образование индивидов и заменить его в кратчайшие сроки на новое, свободное от жесткого диктата государства политическое самообразование. Уже не государство должно было диктовать человеку, что думать и как оценивать те или иные политические процессы и явления. Теперь сам человек получал право самостоятельно решать, что ему думать о политике и политиках, как их оценивать, и по своему вкусу выбирать из различных моделей политической социализации наиболее подходящий для себя вариант. Поэтому направление реформ в этой области было выбрано правильно - процесс российской политической социализации индивидов и социальных групп действительно необходимо максимально приближать к демократическим образцам и стандартам, функционирующим в развитых обществах. Главный «внедренческий вопрос» - каким образом это эффективно сделать?
Сегодняшняя непростая ситуация с политической социализацией индивидов и социальных групп позволила российскому обществу понять (и это большой позитивный управленческий опыт), что тенденции и закономерности процессов обучения носят всеобщий характер, независимо от того, кого и чему обучают. Лишь немногие ученики могут самостоятельно (без учителей и репетиторов) осваивать предметы школьной, вузовской и иной программы. Для подавляющего большинства необходимы школы и учителя. Хотелось бы подчеркнуть, что именно здесь зачастую скрываются причины непонятной ученым, политикам и управленцам политической пассивности граждан и социальных групп, их нежелания участвовать в политической жизни страны.
Эти причины связаны с отсутствием у людей необходимых политических знаний и практических навыков участия в национальной «политической игре». Незнание и неумение в любой области всегда довольно негативно оценивается обществом и серьезно снижает социальный и политический статус любой личности или социальной группы. Вот почему его принято всячески скрывать.
Выправлять существующую ситуацию можно и нужно с помощью политического ликбеза. Как показывает нынешняя политическая жизнь, общественно-политических знаний, которые сегодня получают ученики в школах и студенты в вузах, пока явно недостаточно. Подчеркнем, что работу в этой области необходимо проводить, не принудительно заставляя людей учиться, и не навязывая им политических знаний, а предлагая, заинтересовывая и стимулируя интерес россиян к политике и к собственному активному участию в национальном политическом процессе. Возможно, стоит более активно использовать в непростом процессе политической социализации граждан возможности электронных СМИ. Например, можно создать на телеканалах специальные обучающие тематические передачи или разработать компьютерные программы и игры, которые бы учили молодых россиян (столь много времени проводящих в компании компьютера) правилам и нормам участия в национальном политическом процессе, прививали бы им основы демократической политической культуры.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение