16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
Для российского общества политическая культура имеет важное значение для установления связи с процессом идентификации россиян. Идентификацинный анализ обогащает концепцию политической культуры, когда проходят кардинальные изменения в политической системе России в постсоветский период.
Политическая культура выполняет в обществе функцию идентификации, т.е. реализует потребность человека в поиске групповой принадлежности, ориентации на символы, формы правления, партии. Идентификационные процессы в России характеризуют состояние «транзитной» политической культуры. Проблема политической идентификации обострилась особенно в начале 1990-х г. в связи с распадом СССР, потоками вынужденной миграции, политическими кризисами. Возрос интерес к изучению идентификации в трансформирующихся обществах для измерения изменений политической культуры граждан и социальных групп. В России и других постсоветских государствах в силу их полиэтничности и поликонфессиональности изучение идентификации особенно важно. Острейшей проблемой стали идентичность гражданина, конфликт общероссийской и национально-этнической идентичностей.
Идентификация, по признанию американского психолога Э. Эриксона, признана «всеобщей и универсальной категорией», обозначающей процесс становления представлений человека (малой, большой группы) о своем положении в обществе, а также сравнения этого положения с положением других людей и групп. Существует тесная связь идентификации с идеологией, культурой, политикой. Идентичность – это совокупность представлений о своем равенстве (неравенстве) и своей биографии (истории) в контексте жизни сообществ (и обществ) с их этнической и политической культурой. Политическая идентификация отражает процесс поиска и сохранения людьми (группами) стабильности своего положения в динамичном процессе, соотносения своих позиций и жизненных планов с позициями партий, лидеров, органов государственной и муниципальной власти.
В западной политологии соотносят политическую идентификацию с электоральными ориентациями в условиях стабильной демократии с устойчивой двухпартийной системой. Так, политологи Р.Роуз и У.Мишлер выделили типы идентификации избирателей: 1) «негативисты», имеющие четкое представление, за какую партию они не голосуют в любом случае, но не имеющие позитивного представления, за какую партию голосовать; б) «закрытые», имеющие позитивную идентификацию на образ партии и против других партий; в) «открытые», позитивно относящиеся к какой-то партии, но не имеющие образа «врага»; г) «апатичные», не имеющие никакой идентификации.
Каждая идентичность (принадлежность) обрастает символами и нормами (правами, обязанностями). Но столкновение норм (соответственно идентичностей) затрудняет это формирование. К тому же, к таким конфликтам норм в России добавляются и другие серьезные трудности, связанные с «выпадением» важных политических идентичностей (принадлежности к великой державе, увеличение числа и уровня социальных опасностей), что ведет нередко к потере прежних смыслов жизни, затруднению обретения новых политических идентичностей. Человек соотносит себя с различными группами, особенно с референтными, которые для него наиболее значимы. Но в России социальные структуры и системы связей изменились нередко до неузнаваемости. Потеря референтных групп и отношений дестабилизировала идентичность людей и групп.
Действия разных политических и социальных сил оказались настолько разнонаправленными, что ценностно-ориентационное единство россиян оказалось недостижимым. Стали доминировать эгоистические интересы нескольких финансово-промышленных групп, крупных чиновников, а также организованных преступных группировок. Это стимулировало деидентификацию, отчуждение граждан от государства. Усилилась региональная и этническая идентификация, приходящая в противостояние с понятием «федерация» и общегосударственной (общероссийской) идентификацией. Вначале 1990-х Россия оказалась на грани распада на отдельные территориальные части.
В России идентификация чувство позитивной групповой идентичности формируется значительно медленнее и труднее, чем негативные. У россиян очень противоречиво формировалась партийная идентификация. Западные исследователи У.Зиммерман и Т.Колтон в 1996 г. задавали россиянам вопрос о том, могут ли россияне о какой-то партии сказать «моя партия». Только 25% респондентов назвали такую партию. Россия идентифицируют себя в большей степени не с движениями, партией, идеологий, а с личностями (лидерами), особенно с теми, которые отличаются от общепринятых форм политической презентации. Отсутствие сильных, ярких личностей приводит к тому, что значительна часть россиян, не определивших свою политическую ориентацию. Если в ряде западных стран количество таковых колеблется от 15 до 25,5%, то в России их число достигает 40-45%. Немало россиян ориентировались на протестное голосование. В некоторых регионах «против всех кандидатов» голосовали более 30%. Это подвигнуло законодателя внести поправки в законы, устраняющие такую графу из избирательных бюллетеней.
Становится ясно, что для нового времени, особенно для «транзитных» обществ уже слабо работает концепт политической культуры Алмонда – Верба. Голланские исследователи Ф. Хьюнкс и Ф. Хикспурс усовершенствовали его. Они, во-первых, выделили две группы активистская и пассивная культуры. Во-вторых, взяв в качестве индикаторов доверие к государственным институтам (чиновникам) и оценку возможностей личного участия в политической жизни (воздействия на политику), они добавили к имеющимся типам культур (приходская, принуждения, участия) новые типы: «гражданская партисипантная», «клиентистская», «протестная», «автономная», «культура наблюдателей».
«Наблюдатели» – тип, характерный для информированных людей (читают газеты, смотрят новости, слушают радио), но не доверяют политикам. Эта культура фрагментирована: остутствует согласие о путях развития общества; сильна отчужденность от власти; слаба национально-государственная идентичность; сильны различия в политических ориентациях возрастных когорт и поколений.
Подведем итоги. Каковы же особенности идентификационных процессов и политической культуры россиян? Это, во-первых, поляризованность сознания: «белые» и «красные», «бедные» и «богатые»), которая усилилась еще из-за огромной социальной дифференицации, соседства роскоши и нищеты. Во-вторых, это «транзитность» идентификации и политической культуры, когда советская моноидеологическая культура движется к какому новому другому типу культуры. В связи с этим выявляется и третья особенность, а именно «размытость», «неопределенность» идентичностей и политической культуры. Понятно от чего ушли, но к чему идут россияне, совсем непонятно1.
В-четвертых, «ностальгичность» политической культуры. Еще сохраняется значительная часть людей с «советской» идентичностью (до 25-30%)2.
В-пятых, мобилизационность политической культуры большинства россиян, идентифицирующих себя и свою жизнь больше с масштабными свершениями, «скачками достижений», а не с постепенным приближением к цели.
В-шестых, пресыщенность политикой, появление определенной «аллергии» к политическому, что усиливает аполитичность значительной части россиян.
В-седьмых, фрагментированность политической культуры характеризуется наличием нескольких противоречивых сочетаний (паттернов). Первая страновая идентичность – довольно высокий уровень космополитической идентичности – около 11%, плюс к этому также европейская, евразийская, патриотическая российская. Второе: фрагментированнная территориально-временная идентичность: постсоветская российская, советсткая российская, репатриантсткая российская, национально-этническая, ориентированная на выезд за рубеж и др. Третье: идеологически противоречивое сочетание – советская, постсоветская, монархическая, антикоммунистическая, демократическая, авторитарная и др. идентичности.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение