logo
Политология

9.5. Тоталитаризм

Авторитаризм борется против политического (организационного) плюрализма, но он, как правило, не старается жестко контролировать экономическую сферу, сферу образования, науки. И этим он отличается от тоталитарного режима?7. Например, режим И.Б.Тито, а тем более С. Милошевича в Югославии нельзя назвать тоталитарным, скорее он авторитарный, т.к. в экономике при господстве одной партии, допускалась множественность форм собственности, рыночные отношения, трудовая эмиграция граждан Югославии. Тоталитаризм (лат. totalis – «весь», «целый», «полный») – режим, при котором государство пытается установить тотальный контроль за жизнью всего общества в целом и даже каждой личности в отдельности. Он стремится к огосударствлению всех сторон жизни, подчинению их одной идеологии. Важнейшим элементом такого контроля становится правящая партия, устанавливающая связи с профсоюзами и другими общественными организациями. Так контроль распространяется на все общественные сферы.

Причем корни тоталитаризма коренятся, как ни парадоксально, в идее народного суверенитета и монистической демократии, идеях Ж.-Ж.Руссо. Известный отечественный политолог А.М. Салмин отмечал, что ХХ век прошел под знаком проявления не лучших сторон демократии, когда народ одобрял и легитимировал довольно жесткие недемократические режимы. Разгадка этого парадокса дана в свое время К.Шмиттом, который,опираясь на испанского философа Д.Кортеса, отмечал, что разобщенность сил (плюрализм), дискуссионность демократии становится ее слабостью, особенно, когда требуется решительность, единство, сплоченность, целостность. Тогда народ может предпочесть демократии и свободе объединяющую идею и сплоченность под эгидой сильной власти.

Впервые термин «тоталитаризм» был использован в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин в отношении режима, сложившегося в СССР. После Второй мировой войны стало общепринятым обозначать как тоталитарные режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР в период правления И.В.Сталина, в других странах «победившего социализма». Термин был включен в словари и энциклопедии. В частности, в Английскую Британику: «Тоталитарное государство – выражение, используемое по отношению к нацистскому правительству в Германии, к фашистскому в Италии и к коммунистическому в России, в которых существует полная централизация контроля. В тоталитарных государствах политические партии уничтожены или «координированы» в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве». В Большой Советской Энциклопедии термин отнесен к буржуазным государствам: «Тоталитарное государство – разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой наиболее реакционных империалистических элементов; тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия».

В 1956 г. американские политологи К.Фридрих и 3.Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. В целом для тоталитаризма характерно:

1. Официальная идеология носит монистический характер, должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества, полностью отрицает предыдущую ей легитимацию. Она и призвана сплотить граждан для построения нового общества как высшей ступени развития истории. Этой идеологии подчинены мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические и даже правовые нормы.

2. Преобладание идеологической легитимации политической власти, чему способствует монополия на власть одной массовой партии, строящейся по централизованному признаку, нередко возглавляемой харизматическим лидером (Сталин, Ким Ир Сен и его сын Ким Чен Ир – в Северной Корее, Мао Цзедун – в Китае, имам Хомейни – в Иране, М. Кадаффи – в Ливии, Фидель Кастро Рус – на Кубе). Партия практически сращивается с государством, выполняя его функции.

3. Высокий статус служб безопасности, которые, однако, не выходят из-под власти господствующей партии.

4. Партийный контроль над средствами массовой информации, доминирование государственных СМИ, жесткая цензура любой информации в прессе, на радио, телевидении, в кино, литературных источника.

5. Жесткий идеологический и кадровый контроль над вооруженными силами.

6. Централизованное управление экономикой, подавляющий объем государственной собственности и планирования, система бюрократической иерархии, отбор и назначение руководящих кадров под идеологическим контролем;

Известная немецко-американская исследовательница тоталитаризма Ханна Арендт особо подчеркивает опору тоталитаризма на «тоталитарные движения», не просто партии, а именно массовые движения, которые выросли в результате атомизации и крайней индивидуализации общества1. Трагедия маленьких одиноких людей, претерпевших беды первой мировой войны, мировых кризисов, соответствует величию тоталитарного движения и цели которые оно провозглашает. «Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, – писал немецкий историк Ф. Боркенау, – точно также мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы немецкой революции». Нефтяной кризис середины 1970-х подтолкнул революцию и тоталитарные движения в шахском Иране.

Результатом такого всеохватного общественного кризиса оказывается массовая мобилизация населения вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому и радикальному разрешению накопившихся в обществе противоречий. Такая мобилизация в конечном счете становится одним из решающих факторов прихода – чаще всего в результате революции (Россия, Иран), развала экономических связей с частями бывшего единого государства и необходимость преодоления экономического кризиса и монокультурности – хлопок и газодобыча (Туркменистан) – этих сил к власти.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма:

1. Первая – идеологически разработанная, теоретически обоснованная, интернационалистская (ее также называют «левой»), сформировавшаяся в странах, где произошли революции, были пережиты ужасы первой мировой войны (Россия и СССР), Второй мировой войны (страны Восточной Европы, Китай, в Корее еще война 1950-1953 годов, Вьетнаме – война с Францией и США), национальное унижение перед большой и могущественной нацией (на Кубе) и возникли масштабные проблемы восстановления разрушенной экономики и догоняющей экономической модернизации.

2. Вторая – националистически ориентированная, основанная на теориях социального дарвинизма, расизма и шовинизма, «правая» разновидность, выросшая на чувстве национального унижения после поражения в первой мировой войне, бедах послевоенных экономических кризисов (фашистская Италия и нацистская Германия).

Германо-американский социолог Г.Маркузе, представитель Франкфуртской школы определил новую разновидность «мягкого» манипуляционного тоталитаризма в развитых капиталистических странах, «скрытого под личиной плюралистической демократии», формирующего ложные потребности, делающего «одномерного» человека неспособным противостоять гнету индустриальной идеологии.

Последние годы показывают, что идеи Г. Маркузе получают новые подтверждения. Здесь напрашивается аналогия с тезисом Х. Арендт об атомизации и крайней индивидуализации обществ, в которых каждый вовлекается в массовый поток потребителей, неспособных противостоять новой идеологии потребительства (консьюмеризма). Здесь нет организованного тоталитарного движения, но есть реклама, Интернет и массовое потребительское движение, в котором атомизированные потребители уже не принадлежат себе. Они свободны, а в то же время запрограммированы. Обратной стороной такой тотальной программированности становится господство массовой культуры, психологическая жестокость и черствость в отношениях людей, высокий уровень коррупции, насильственных и экономических преступлений в современных обществах.

Тоталитаризм нередко относят к форме авторитаризма. Поэтому довольно распространено мнение, что, переход от тоталитаризма к демократии может быть успешным только через авторитарный режим (в России на это указывают А. Мигранян, И. Клямкин). Но у этих типов политических режимов больше отличий, чем сходств:

                  1. тоталитаризм предусматривает единую для всех идеологию, которая внедряется в сознание с детства, а для авторитаризма характерен ограниченный идейный плюрализм, и даже намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность;

                  2. репрессии применяются при обоих типах режимов, но при тоталитаризме сталинского и нацистского типов круг репрессируемых шире, чем при авторитарных режимах; при авторитаризме репрессии применяются только против активных противников режима, правда, тоже очень жестоко (в Аргентине при авторитарном режиме активных членов профсоюзов просто сбрасывали с самолетов в океан; в Чили погибло более 3 тыс. человек, десятки тысяч пропали);

                  3. при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, а при авторитаризме жестко контролируется обычно только политическая сфера, ограничивается политическая оппозиция;

                  4. при тоталитаризме носителем власти является одна партия, которая пронизывает весь государственный аппарат, общественные объединения и производственные структуры, а при авторитаризме высшей ценностью является государственная структура как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);

                  5. в период становления тоталитаризма разрушаются традиционная социальная структура, социальные связи («классы превращаются в массы»), а в авторитарных режимах она может сохраняться.