8.4. Формы государства
В современной науке придается большое значение изучению форм государства, в которых наиболее полно отражается диалектика его содержания и формы. Еще Аристотель, используя понятия «материя» и «форма», отмечал, что форма государства всегда стремится заключить «материю» (содержание) в определенные рамки, придать ей внешний облик и внутреннюю структуру, отличные от других вещей и явлений. Все государства неповторимы по содержанию, но имеют формы, выражающие сущность всех государств.
Такие особенности внутренней организации государства выражаются в понятии «форма государства». Это понятие, в свою очередь, включает в себя несколько характеристик (вторичных форм) внутренней организации, отражающих характер взаимосвязи территории, населения, институтов власти, сочетание других компонентов и признаков. Форма государства – это абстрактная категория, к которой опыт государственного строительства и теоретическая мысль привязывает различные исторические и современные реальные государственные образования с тем, чтобы можно было проводить типизацию (классификацию), вырабатывать практические рекомендации по совершению политико-правового оформления динамичной жизни общества, властных элит. Хотя существовали и существуют формы государств, которые не поддаются полностью данной классификации (типизации) – доминионы, полуколонии, империи, города-государства, теократические государства, непризнанные государственные образования, народы (движения), ведущие освободительную борьбу и претендующие на статус государства, как признанные, так и не признанные субъектами международного права.
Форма государства – это его организационное строение, выражающееся как во внутренних (структурных), так и во внешних (формальных) чертах. На них влияют социально-экономические факторы, природно-климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества, экономика и др. Понятие "форма государства" имеет комплексный характер и раскрывается через формы государственного правления, государственного устройства и политического режима.???.
Форма государственного правления характеризует порядок передачи власти от источника власти (народа, бога, пророков, правящей династии) к органам верховной (центральной) власти (монарху, главе государства, парламенту, правительству), взаимоотношения органов власти друг с другом и с населением. Другими словами, она определяется тем, кто и как правит, как население на данной территории делегирует власть государственным органам. По этой форме различают монархии и республики: «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», писал Н. Макиавелли.
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – форма правления, при которой реальная или номинальная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, султана). Характерные признаки: а) высшая власть передается, как правило, по наследству, хотя и не исключены элементы выборности через совет знати и т.п.; б) не ограничивается сроком правления и не прерывается смертью правящего монарха: династия непрерывна («Король умер – да здравствует Король!»).
Монархии разделяются на неограниченные, ограниченные (конституционные, парламентарные) и дуалистические. В неограниченных монархиях отсутствуют представительные учреждения и единственным носителем суверенитета государства является монарх (современные Саудовская Аравия, Бруней). В ограниченных (конституционных) монархиях носителями суверенитета кроме монарха выступают парламент, правительство, верховный суд (Великобритания, Япония, Испания, Швеция и др.). Дуалистическая монархия – переходная форма от абсолютной к ограниченной монархии (Россия в начале ХХ века, Непал в 1980-е годы, Хашимитское Королевство Иордания). Она не исключает выборность (в Камбодже королевская власть не является наследственной в обязательном порядке; новый монарх назначается 9-ю членами тронного совета).
Республика (от лат. res publicа - общественное дело, дело народа) – форма правления, при которой власть главы государства считается производной от воли избирателей или представительного органа; выборность и сменяемость главы государства и законодательного органа становятся основополагающим принципом. Другие основные признаки: а) народ - единственный источник власти; б) определенный срок правления верховной власти; в) проявление периодической зависимости высшей власти от воли избирателей. Порой эти признаки остаются формальными, но даже в таком случае их стараются сохранять.
В науке проводится разделение на президентские и парламентские республики по таким политическим основаниям: кто формирует правительство и кому оно подотчетно. Наиболее общим признаком президентской республики является наличие носителя власти в лице президента (от лат. praesidens – сидящий впереди). Характерны и другие признаки: а) президент формирует правительство и является главой исполнительной власти; б) разделение властей и отработанные механизмы «сдержек и противовесов»; в) президент избирается непосредственно народом или опосредованно – коллегией выборщиков; г) парламент не имеет права вынесения вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент; д) парламент имеет право импичмента – отстранения путем выполнения сложной процедуры от должности президента.
Парламентские республики (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Эстония, Латвия и др.) отличают следующие признаки: а) парламент контролирует исполнительную власть; б) правительство формируется по результатам парламентских выборов; оно ответственно перед парламентом; в) парламент может выразить недоверие правительству в целом, главе правительства, конкретному министру; г) формальный глава государства – президент избирается парламентом или коллегией выборщиков.
Наряду с президентской и парламентской формами республики принято выделять и смешанную республиканскую форму правления (Франция, Финляндия, Польша, Украина, Литва и др.). Ее признаки: а) контроль и формирование исполнительной власти – совместное полномочие президента и парламента; б) правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом; в) президент и парламент избираются всеобщим голосованием народа, что придает им дополнительную власть и полномочия; 4) главой государства выступает президент, назначающий главу правительства и министров с учетом (Франция, Литва, Польша) или без учета (Россия) результатов парламентских выборов; 5) верховные органы государственной власти имеют полномочия, включаемые в систему сдержек и противовесов, характерные для президентской или парламентской республик: например, парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, применения права на импичмент (Россия, Литва), вынесения правительству вотума недоверия; в свою очередь, президент Франции имеет право проводить плебисциты, т.е. официально обращаться к населению с вопросом о поддержке. Для отражения многообразия сдержек и противовесов применяют термины «полупрезидентские» и «полупарламентские».
Форма государственного устройства отражает структуру политико-правовой организации территориального пространства, связей и отношений территориальных частей государства. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.
Унитарное (от лат. unitas - единство) государство характеризуется «вертикальным» соподчинением властей и территорий как административно-территориальных единиц, единым и неделимым государственным суверенитетом, единой системой высших органов и единой системой законодательства. Унитарными государствами могут быть монархии (Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция и др.) и республики (Франция, Италия, Белоруссия, Украина), демократические (Дания, Норвегия) и авторитарные государства (Узбекистан, Азербайджан, Китай).
В централизованных унитарных государствах осуществляется строгая, симметричная административно-территориальная соподчиненность центра и территориальных частей, отсутствуют автономии последних. В строго централизованном унитарном государстве существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу. К такому типу приближаются Китай, Белоруссия, Казахстан. Такое управление способствует концентрации ресурсов, необходимых для решения важных общенациональных задач. Но полное воплощение такой формы возможно только в военных государствах. До этого, как правило, не доходит. Административно-территориальное деление включает в себя от двух до четырех звеньев. В совсем маленьких государствах вообще нет административного деления (Мальта, Науру).
Федеративное (от лат. federatio – «союз», «объединение») государство – сложноустроенное государство, части которого обладают в некоторой степени признаками суверенитета): наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (штатов – в США, Бразилии, Мексики, Индии; земель и городов – в Германии; провинций – в Канаде; национальных республик, областей, краев, городов федерального значения, автономных округов в России; кантонов и полукантонов – в Швейцарии; монархических штатов (султанатов) – в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах и т.д.).
Чаще федерациями являются республики, но бывают и федеративные монархии (Малайзия, ОАЭ). В Малайзийской федерации монарх избирается сроком на пять лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов. Федерации могут быть построены по территориальному (США, Мексика) или по национально-территориальному принципу (Россия, Индия). Но такие элементы возникают и в других федерациях. Так в Канаде одна из провинций – Квебек населен потомками из Франции (франко-канадцы). Известны разновидности федерации, возникшие на основе союза суверенных государств (при создании США, Швейцария, СССР, СФРЮ) и на основе автономии субъектов федерации (РСФСР и Россия после 1993 г.). Союзные государства СССР и СФРЮ сохраняли право сецессии (выхода из союзного государства), чем воспользовались некоторые республики по мере ослабления центральной власти (в СССР – сначала Литва, Латвия, Эстония, затем другие республики; в СФРЮ – Хорватия, Словения, Македония). В США право сецессии было устранено; в Канаде оно сохраняется для провинции Квебек.
В федерациях происходит распределение функций между ее субъектами и центром, зафиксированное в федеральной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий, как в России, является компетенцией федеральных органов, другая – субъектов федерации, третья – совместной компетенцией федерации и ее субъектов. В Германии применяется конкурирующая компетенция, когда совместную компетенцию может осуществлять земля, но при неудовлетворительном исполнении компетенции федерация может взять эту компетенцию себе.
Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, объединение) – временный союз самостоятельных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. По существу части этого образования обладают суверенитетом, ибо отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Такая форма допускает создание союзных органов координирующего свойства, и лишь для решения тех вопросов, которые стали основанием для объединения. Конфедерация – непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго. Она распадается (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 годы), либо преобразуется в федеративное государство (как Швейцария, трансформировавшаяся из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) в федерацию (но сохраняет название «конфедерация»).
Вторичная форма государства – политический режим – система методов осуществления государственной власти (о чем в следующей главе).
Обозначенные вторичные формы придают типические черты и своеобразие национальным государствам. Их сочетание в зависимости от характера властно-институционального компонента и модификаций государственного суверенитета могут порождать нетипичные формы государства – империи (с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим и культурным составом населения – Римская, Британская, Российская и др.), полуколонии, доминионы, протектораты (протекторат Великобритания в Египте с 1914 г.), города-государства (Ватикан) и др.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение