12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
Гражданское общество оптимизирует социальную практику посредством горизонтальной коммуникации между различными субъектами общества (например, между конкурирующими общественными организациями) или между представителями гражданского общества и властных структур (например, между профсоюзами и правительством). Социальный масштаб субъектов, статусная позиция участников коммуникации, различия в ресурсном обеспечении, их близость к власти учитываются при разработке конкретных стратегий и тактик процесса коммуникации. Однако эти обстоятельства не меняют исходный норматив трактовки коммуникаций ее участниками как социально-значимыми членами сообщества, обладающими равными гражданскими правами и обязанностями по поводу их интересов.
Именно такая трактовка участников коммуникации принципиальна, поскольку формирует у них важнейшую составляющую любого процесса эффективной коммуникации – готовность людей к взаимопониманию. Без этой готовности и реализуемой в дальнейшем способности к взаимопониманию осуществление демократических моделей политических, социальных и других коммуникаций становится весьма проблематичным. Например, при осуществлении взаимодействия профсоюзных организаций по поводу борьбы за сферы влияния и привлечение новых членов в свои ряды, одна профсоюзная организация будет рассматривать другой профсоюз не как «своего», а как «чужого», как «врага». Тогда при осуществлении их взаимной коммуникации первенствующим фактором восприятия будет т.н. «фильтр недоверия», проходя через который весь поток информации (в том числе и реальные позитивные предложения по оперативному практическому выходу из сложившейся ситуации), подаваемый противоположной стороной, будет либо сильнейшим образом деформирован, либо попросту заблокирован. А это, естественно, существенно снижает практические возможности «цивилизованного» разрешения существующих проблем, например, путем образования объединенной профсоюзной организации (ассоциации). Если же по каким-либо тактическим или стратегическим причинам конкурирующие профсоюзы все же объединятся, но не изменят подход к коммуникации, то подобный союз будет недолговечен. Отметим, что проблема массового формирования у граждан готовности к взаимопониманию является одной из центральных для стран, переходящих от тоталитарного к демократическому устройству, и очень актуальна для нашей страны.
Горизонтальная векторная направленность ориентирует на открытость и многомерность поля коммуникации как необходимого условия для ее оптимальной реализации. Стремление субъектов гражданского общества не ограничивать поле взаимодействия одним (например, экономическим) измерением, а включать в него также разнообразные социальные, культурные и прочие составляющие, стимулирует поливариантность ролей участников коммуникации, и решений, принимаемых ими.
Например, проблемы, вызванные проектом строительной компании, предусматривающим вырубку лесного массива с целью дальнейшего коммерческого использования освободившейся территории, в социуме с развитым гражданским обществом могут быть легитимно решены путем существенной переработки данного проекта или даже его отмены. Включение в поле конфликта экологических, общественных, культурных и других организаций придает коммуникации многомерный характер. Это проблема приобретает значение не только для экономики (где это решение эффективно и оправдано), но также в сопряженных с ней социальном, экологическом, культурном и прочих измерениях. В действие вступает принцип «баланса интересов», т.е. общая сумма социальных, экологических, культурных и прочих негативов не должна превышать экономическую выгоду от предложенного проекта.
В противном случае, даже если проект неоднократно дорабатывался, урегулирование спора может быть осуществлено за счет отказа от осуществления проекта. Кстати, успех экологических организаций при разрешении подобного типа споров и конфликтов, привел к тому, что в демократических государствах с развитыми институтами и структурами гражданского общества уже ни один более или менее серьезный проект не принимается без детальной экологической экспертизы.
Вместе с тем, открытость поля коммуникации и увеличение числа измерений, в которых она разворачивается, вовсе не является 100% гарантией ее успешного осуществления. В ряде случаев она может привести к ухудшению существующей ситуации, а иногда и спровоцировать открытую конфронтацию. Предположим, в приведенном выше конфликте представители строительной компании обращаются в суд, и (по тем или иным причинам) им удается добиться решения суда в свою пользу или заручиться поддержкой федерального профильного министерства. В этом случае реализация проекта на практике может спровоцировать столкновения (в том числе и с применением силы) противников строительства с рабочими, осуществляющими его, с руководителями строительной компании или с представителями власти, обеспечивающими безопасность проводимых работ, и привести к значительным материальным потерям, а в худшем случае - к человеческим жертвам.
В-третьих, базовым типом коммуникативных отношений, в которых участвуют субъекты гражданского общества, являются не отношения «господство-подчинение», а отношения сотрудничества, при котором взаимодействующие стороны рассматривают друг друга как равноправных партнеров, имеющих свои собственные интересы и потребности, с которыми необходимо считаться. Партнеры договариваются вести друг с другом «честную игру», стараются избегать открытых конфронтаций и на основе консенсуса, посредством демократических процедур совместно продвигаются к выработке и последующему принятию взаимоприемлемого для всех участников решения возникшей конфликтной ситуации.
На Западе это нашло свое, пожалуй, наиболее яркое воплощение в становлении и развитии института социального партнерства. Его деятельность направлена на оптимизацию функционирования экономики путем своевременной диагностики и эффективного разрешения различных трудовых конфликтов «цивилизованным» образом, т.е. с помощью переговоров и консультаций, базой для которых служат соответствующие конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) – одного из важнейших и реально функционирующих наднациональных институтов современного гражданского общества.
Отличительной особенностью социального партнерства является органичное включение в процесс разрешения конфликта наряду с представителями владельца предприятия (причем как частного, так и государственного) и профсоюзными деятелями, отстаивающими интересы трудящихся, также третьей стороны - правительственных (государственных) чиновников.
Эта третья сторона работает в поле коммуникации как равноправный участник и выполняет роль медиатора (посредника), в задачу которого входит:
понять и способствовать согласованию интересов противоборствующих сторон на консенсусной основе, т.е. с учетом интересов и потребностей всех без исключения участников коммуникационного процесса;
предложить альтернативные варианты разрешения возникшей проблемы;
совместно с конфликтующими сторонами принять наиболее эффективное решение, документально закрепив взаимные обязательства сторон.
В-четвертых, осуществление разнообразных коммуникаций в сфере гражданского общества с необходимостью предполагает в качестве основы, детерминирующей всю архитектонику коммуникационного поля, принцип равенства всех без исключения участвующих в ней сторон, паритета всех интересов и потребностей. Поэтому органическое включение в процессы коммуникации принципа социальной справедливости становится не только необходимым условием для успешного осуществления того или иного взаимодействия, но и залогом установления мира и согласия во всем социуме. Важность подобного подхода зафиксирована, например, в преамбуле Устава МОТ, принятом еще в 1919 году. В нем говорится: “Длительный мир во всем мире может основываться только на социальной справедливости”. Эти слова отражают основную цель МОТ как реального негосударственного механизма урегулирования спорных вопросов и «снятия» социальных напряжений в процессе трудовой деятельности.
Вместе с тем, равенство как социальный принцип, регулирующий взаимодействие участников той или иной коммуникации, накладывает на них определенные ограничения. То есть одновременно с получаемым правами и свободами оппоненты должны выполнять и определенные обязанности, частью закрепленные в законодательстве той или иной страны, частью существующие в социуме в качестве социально значимых норм поведения. Их невыполнение грозит субъекту коммуникации потерей равноправного положения в коммуникационном поле.
Предположим, что группа граждан решила на общественных началах создать религиозную организацию для практической реализации своих религиозных запросов и потребностей. Однако, через некоторое время в социуме возникает конфликт, вызванный деятельностью членов этой организации, проповедующими превосходство своей религии и ненависть к представителям всех остальных конфессий. В этом случае участники религиозной организации нарушают свои обязанности как граждан, т.к. их деятельность входит в противоречие с существующими в социуме правовыми нормами. Например, со статьей 29 Конституции РФ, второй пункт которой гласит: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Поэтому участники религиозной организации теряют свой статус равноправных участников конфликта, и конфликт решается уже не за счет согласования интересов противоборствующих сторон, а:
1) за счет трансформации деятельности данной религиозной организации в соответствии с действующими в обществе правовыми нормами или, если это невозможно,
2) за счет принудительного (т.е. путем применения тех или иных санкций) роспуска организации и последующего прекращения ее деятельности.
В-пятых, приоритетным режимом осуществления коммуникаций в сфере гражданского общества является диалоговый режим. Он предполагает в качестве своих необходимых составляющих:
а) свободную циркуляцию информационных потоков в поле коммуникации,
б) одинаковую информационную открытость участников коммуникационного процесса.
Это связано с тем, что все взаимодействующие стороны имеют одинаковый ролевой статус и осуществляют свою активность как самостоятельные, независимые агенты социального действия. Каждый из них взаимодействует с окружающим его социальным пространством и действующими в нем другими социальными субъектами на основе получения и переработки внутренних и внешних информационных потоков, рассчитывает, структурирует собственную активность, самостоятельно принимает решения и несет за них ответственность, выбирая из поливариантности способов действий те, которые с наибольшей вероятностью могут привести его к достижению поставленной цели. Из этих действий участников коммуникации, каждый из которых преследует свои сугубо личные, сугубо индивидуальные цели, постепенно выкристаллизовывается, как результат пересечения, наложения и согласования противоположных интересов, устремлений и потребностей всех взаимодействующих сторон, обобщенное представление о сложившейся ситуации, способах и методах ее разрешения.
Естественно, что тот участник коммуникации, который может контролировать циркулирующие в коммуникационном поле потоки информации, имеет неоспоримые преимущества. Ведь он получает возможность ослабить, а то и полностью подорвать позиции противоположной стороны, во-первых, путем дезинформации последней, а во-вторых, созданием благоприятного для себя и отрицательного для оппонентов общественного мнения, например, используя для этой цели контролируемые каналы подачи информации во властные структуры и(или) контролируемые средства массовой информации.
Например, если в приведенном выше конфликте между строительной фирмой и членами экологической организации по поводу вырубки лесного массива строители оперативно доведут до властей и широкой общественности свою интерпретацию сложившейся ситуации (используя, скажем, такие пиаровские приемы, как «трансфер», «наклеивание ярлыков», «подтасовка карт» и т.д.), то при отсутствии в социуме развитых институтов и структур гражданского общества, гарантирующих доведение до общего сведения и широкое обсуждение всех без исключения точек зрения по той или иной проблеме, решение может быть принято в пользу строительной компании, несмотря на резко негативные последствия, к которым приведет в дальнейшем осуществление данного проекта.
И, наконец, в-шестых, генеральными технологиями осуществления коммуникаций в сфере гражданского общества являются «мягкие», «компенсационные» модели коммуникационного взаимодействия. При их использовании участники коммуникации пытаются найти решение не за счет ущемления прав и свобод противоположной стороны, а на основе:
взаимоучета интересов и потребностей всех вовлеченных в коммуникацию сторон;
идей равенства и паритета интересов всех без исключения участников коммуникации;
представлений об одинаковой социальной ценности исповедуемых ими верований и убеждений, используемых моделей поведения и мотивационных схем;
преимущественного использования при анализе и разрешении сложившейся ситуации методов синектики(?), всеобщего согласия, метода Дельбека(?) и др.
Для них характерны такие конкретные техники согласования противоположных интересов и потребностей как:
переговоры и консультации,
судебные разбирательства,
обращения в вышестоящие инстанции,
совместная выработка различных (в том числе юридических) документов, закрепляющих взаимные обязательства и права сторон и т.п.
Приоритет использования компенсационных моделей разрешения различных проблем детерминируется комплексом идей, принципов и идеалов, которые составляют суть культуры гражданского общества. Согласно им, править должны сами люди, а не правительство (даже в широком смысле слова), т.к. «основа государственного устройства – не воля одного или многих «суверенов», заседающих в столице, а «сеть» взаимных соглашений между людьми «на местах». Эти соглашения строятся на взаимоуважении людей, вере в способность свободного человека совместно с другими свободными людьми разрешить свои проблемы, а также на библейском «Золотом правиле»: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»1.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение