logo
Политология

6.3. Политико-деловой цикл

Огромное число научных исследований, посвященных изучению различных, имеющих отношение к политической сфере циклов, дают возможность предвидеть воздействие возможных колебаний в экономической и социальной сферах на политические процессы, в частности, на предвыборную кампанию.

В 1975 году вышла публикация Нордхауза, в которой предложена была модель монетарного политико-делового цикла, а уже в 1978 году Э.Тафтом была опубликована работа в которой эта проблема нашла свое дальнейшее продолжение.

Если избирательные кампании по времени совпадают с социально-экономическим спадом, то шансы на победу у партии власти минимальны. В предвыборные периоды политики манипулируют экономическими инструментами, добиваясь наилучших социально-экономических показателей непосредственно перед голосованием. Пытаясь «купить» голоса избирателей, правящая группа основные экономические и социальные издержки от таких манипуляций сдвигает на послевыборный период. Используя административный ресурс, власть воздействует на экономику, проводя ряд реформ, в том числе и в социальной сфере, и согласовывая их со временем предвыборных кампаний. Так формируется политико-деловой цикл. В соответствии с электоральным циклом конкретной страны период политико-делового цикла составляет 4-5 лет.

Политико-деловой цикл – периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период.

Механизм действия политико-делового цикла следующий: первые годы своего правления правительство проводит непопулярные реформы, которые могут снизить реальный уровень жизни населения, накапливает ресурсы (в основном финансовые), с тем, чтобы перед выборами пустить их в дело, добиваясь улучшения хотя бы одного показателя темпов экономического роста (безработицы, инфляции). При этом абсолютное значение данного показателя за весь период нахождения этого правительства у власти может снизиться. Считается, что «избиратели чувствительны не столько к абсолютным размерам экономических показателей, сколько к их изменению. Так, отрицательное воздействие в большей степени производит не относительно устойчивый высокий уровень безработицы, а его увеличение в год перевыборов; не медленные темпы роста, а их торможение, то есть то, что общественное мнение трактует как ухудшение экономической ситуации. Выбрав определенные приоритеты в экономическом урегулировании, правительство широко пропагандирует свои достижения, всячески убеждая электорат в своей способности эффективно управлять экономикой.)1.

Более того, часто правительство использует следующий прием: если нет оснований для надежды на реальное улучшение экономических и социальных показаний, то в начале или, максимум, в середине политико-делового цикла проводятся реформы, резко ухудшающие положение населения, после чего происходит постепенное естественное выравнивание ситуации, воспринимающееся обществом как улучшение, связанное с проводимой политикой.

Теория политико-делового цикла свидетельствует, что в борьбе за власть представители политической элиты нередко пренебрегают общественными интересами. Отечественные и западные ученые делают выводы на основе материала, полученного в Западной Европе, США и отмечают, что снижение налогов и инфляции ведущее к быстрому росту доходов на душу приходится на предвыборный год1. Однако экономики развитых стран институционально хорошо отрегулированы, бюджет прозрачен, поэтому возможности использования эффекта политико-делового цикла ограничены. Другое дело страны с переходной экономикой. Здесь использование власти накануне выборов имеет значительную свободу маневра, а использование бюджетных средств крайне непрозрачно, что усиливает политические и социальные риски, связанные с политико-деловым циклом.

Это период естественного выравнивания экономических показателей. Обвал экономических показателей, инициированный властью, впоследствии сменяется естественным выравниванием и приближением к реальным показателям. Однако, правительству тем самым удается добиться психологического эффекта: общественное мнение воспринимает это как результат правильно выбранной стратегии экономических преобразований, проводимых в стране.