logo
Политология

Терминологический аппарат

Бюрократия (фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - власть; - господство канцелярии) – сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-органи­зационного строения общества и государства. Воз­никновение бюрократии связано с генезисом госу­дарства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осущес­твляет функцию управления общества в целом (чи­новники).

Геноцид (от греч. genos – род и лат. caedere – убивать; букв. “уничтожение рода, племени”) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, классовым мотивам. Как правило, геноцид связывают с фашизмом и расизмом.

Гласность – установка на плюрализм мнений в политике, расширение содержательного и проблемного поля информации, снятие многих табу, существовавших ранее.

Глобализация – исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

Государство – форма организации общества, ос­новной институт политической системы, осуществляющий уп­равление обществом, обеспе­чивающий его экономическую и социальную структуру. Наряду с государством в политических си­стемах общества функциониру­ют общественные организации — партии, движения, союзы и т п., в ряде стран в политичес­кую систему входят трудовые коллективы.

Девиация (от лат. deviatio – уклонение). В социальных науках девиация, девиантное поведение, обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

Деформация (от лат. deformatio — искажение), – изменение формы, искажение сущности чего-либо (напр., деформация социальной структуры).

Дозирование информации – ограничение доступа информации к потребителю со стороны государства, власти.

Доктрина0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

Доктрина информационной безопасности – документ, определяющий ее содержание как состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере.

Евразийство – идеологическое философское течение русской за­рубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему «русского пути». Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна закрыть окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть сим­биоз ордынских, византийских, других «восточных начал».

Идентичность (от ср.-век. лат. identicus — тождественный, одинаковый), тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

Индустриальное общество – ступень (стадия) исторического развития общества, которой присущи высокий уровень промышленного производства, его механизация и автоматизация, развитое общественное разделение труда, широкое использование достижений науки и техники, динамичность, гибкость и открытость в организации социально-политической жизни; основной социальный конфликт здесь – это конфликт между трудом и капиталом, т.е. общественным характером труда и частнособственнической формой присвоения его результатов.

Институт политический – (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Информационная война – совокупность информационно-пропагандистских акций в целях достижения своих экономических и политических задач, зачастую это война компроматов.

Классы (лат. classis – разряд) – большие группы людей, согласно К. Марк­су, являющиеся основой, на которой формируется политическая организа­ция общества. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.

Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен.

Коммуникация политическая – обмен информацией между субъектами политической жизни, а также государством и гражданами.

Компромат (от фр. сompromettre – подрывать репутацию) – оглашение сведений, порочащих кого-либо, подрывающих доверие к кому-либо.

Компромис (от лат. compromissum), соглашение на основе взаимных уступок.

Консенсус (лат. consensus — согласие, единодушие), принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в ее рамках

Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конфронтация - про­тивостояние, противоборство, противопоставление социально-политических систем, военно-по­литических союзов, отдельных государств, различных социальных сил внутри государства: противостояние, столкновение идеологических систем.

Концепция политическая – целостное, системное обоснование политики, преду­сматривающее способы решения конкретных задач, создание не­обходимых для этого структур власти и управления, установ­ление соответствующих связей и отношений. К.п. является сво­еобразной формой взаимосвязи теории и политической практики.

Легитимность (лат. legitimus – законный), признание обществом и основными политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления (наследования, избрания или захвата).

Лобби – организация (группа), призванная главным образом оказывать политическое давление в поддержку (или против) политических мер, которые затрагивают интересы определенных социальных групп.

Маркетинг политический(англ.marketing— рынок, сбыт) — система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребнос­ти, которые выгодны действующему субъекту политических отношений.

Массовая коммуникация – система распространения сообщений через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись.

Методология политическая (от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово; учение о пути, способе познания) – сфера политического сознания, в которой осознаются способы постижения политической реаль­ности, а также самосознание самой политической ментальности. Традицион­но методологией интересуются философия, логические науки, методологи­ческие формы политического сознания и т.д.

Модернизация – совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Паблик рилейшнз (PR) - (от англ. public relations-отношения с публи­кой) - область действий различных правительственных и иных организа­ций для достижения взаимопонимания между ними и общественностью. Это ни что иное, как установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на определенных принципах

Партия политическая (от лат. partis – часть) – группа единомышленников, стремящихся к завоеванию, удержанию, влиянию, участию в государственной власти на различных ее структурных уровнях.

Постиндустриальное общество – понятие, употребляемое теми, кто считает, что процессы социальных перемен, проходящих в настоящее время, перешагнули рубеж индустриальной эры. Постиндустриальное общество (синонимы: информационное, технотронное, кибернетическое и др.) базируется в большей степени на производстве информации и услуг, чем на производстве товаров в традиционном понимании, свойственном индустриальному обществу. Основным противоречием постиндустриального общества становится противоречие между знанием и некомпетентностью, а не противоречие между трудом и капиталом, как это было в прежнюю эпоху.

Прагматизм (в деятельности СМИ) – учение и практика, определяющие истинность информации ее работоспособностью, политической целесообразностью, практическим результатом.

Принципы деятельности СМИ – наиболее обобщенные требования к деятельности медиа.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

Пропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению), распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

Разделение властей – важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).

Революция – процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе.

Ресоциализация – резкий отказ от ранее усвоенных ценностей и образцов поведения, замена их радикально другими.

Синектика (от греч. syn – вместе) - соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. В основу синектики положен мозговой штурм, отличающийся от обычного тем, что здесь используются постоянные группы, составленные из специалистов разных профессий. Рекомендуется, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы, что позволяет им абстрагироваться от привычного стереотипа мышления, успешнее преодолевать психологическую инерцию мышления.

Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.

Социализация (от латинского socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Средний класс – социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня, занятых преимущественно умственным трудом, имеющих относительно высокие доходы.

Средства массовой информации – система организаций, учреждений, осуществляющих распространение информации (телевидение, радио, печать, кино, звукозапись).

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – политика и тактика террора, то есть совокупность особо жестких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Терроризм довольно широко использовали в истории в качестве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор применялся в переходных состояниях общественного и политического развития общества и государства.

Толерантность (англ., фр. tolerance - терпимость от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отно­шение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат су­ществующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей со­циальной основе и развития демократии в форме правового государства.

Харизма (греч. charisma - благодать, божественный дар) - одна из форм политического господства, которая характеризуется отношением к полити­ческому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизмати­ческой легитимностью обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вож­дей или реформаторов.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – (1) исторически достигнутые результаты какой-либо культуры; (2) культура определенного региона и определенного исторического периода.

«Четвертая власть» – принятое в обществе название СМИ наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в России.

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание), в широком смысле — представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле — представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Эгалитаризм (от фр.egalite - равенство ) - общественно-полити­ческая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом в пон­имании которого является равенство имущества, поэтому часто эга­литаризм характеризуется как утопическая теория. Следует отме­тить, что есть и другие концепции эгалитаризма как равенства воз­можностей и как равенства результатов, для них очень важными яв­ляются проблемы вклада и вознаграждения, способностей и потреб­ностей, перераспределения доходов

Экстремизм (от лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Электорат (лат. elector - избиратель) - население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определен­ную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В электорат входит как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и всех избирателей - граждан государства, которые имеют право участвовать в выборах.

Элита политическая (лат. eligere и фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — особая группа лю­дей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осущес­твляющая функцию руководства властными отно­шениями. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Энтропия в теории информации (от греческого entropia - поворот, превращение) - мера количества информации. Энтропия показывает, на сколько уменьшается степень неопределенности знаний получателя информации об интересующем его объекте или явлении

Этноцентризм – восприятие идей, образцов поведения и практик других культур (“чужих”) в терминах собственной культуры. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентрист неспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.