11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
Сегодня в мире трудно найти страны, в которых не проводились бы выборы в органы политической власти. Однако, далеко не все выборы можно отнести к демократическим. Для того, чтобы определить демократичность выборов выделим типы выборов в зависимости от характера взаимодействия государства и гражданского общества.
Так, выборы, при которых гражданское общество подчинено государству, характерны для различных авторитарных режимов. Все основные решения о составе депутатов, о содержании предвыборных программ принимаются заранее политическим руководством страны (хунтой, олигархией, монопольной партией и т. п.). Кандидаты, как правило, анонимны, так как избиратели не знают ни их самих, ни их программ. Они выступают не как представители избирателей, а как представители правящих партийно-государственных структур. Авторитарная политическая система, за идеологическими прикрытиями прячет свое действительное содержание и претендует на выражение народной воли, воплощение демократии высшего типа. Она использует так называемые безальтернативные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реального влияния на процесс принятия решения. Классическим примером функционирования избирательной системы в условиях авторитарного государства является практика, существовавшая в течение десятилетий в СССР. Всеобъемлющее планирование, социальный контроль, не оставляющий места для индивидуальной автономии и свободы, всесильная и абсолютная власть КПСС, пронизывала все сферы жизни общества. Поскольку монопартия контролировала, в первую очередь властные структуры, то естественно, что в СССР существовала жесткая система формирования представительных органов власти всех уровней. Скрытый от глаз большинства населения механизм заключался в том, что, несмотря на наличие формального права избирательной инициативы у трудовых коллективов и формального права выбора, реальное право избирательной инициативы, а, соответственно, и выбора кандидатов находилось у партийной бюрократии.
Осуществление такой практики типичным для политических режимов для таких государств как Пакистан, Индонезия, Филиппины, Туркмения и других стран с тоталитарными и авторитарными режимами власти. Здесь выборы представляют квазидемократическую декорацию, скрывающую действительный механизм формирования правящих элит. Кроме того, авторитарный режим, будучи не склонный делиться реальной властью, может, прибегая к обещаниям демократических перемен, намеренно скомпрометировать движение за демократические выборы, выявить демократическую оппозицию, чтобы впоследствии расправиться с ней.
Понятно, что невелика роль выборов и в тех странах, где механизм выборов подчинен силе патриархальной традиции, которая определяет и способ голосования и выбор кандидатов. В этих условиях выборы являются лишь формой общинных и клановых механизмов мобилизации социальной активности.
Второй тип выборов, при неустойчивом равенстве сил государства и гражданского общества. Он часто встречается в странах, где демократические режимы еще не имеют глубоких корней, а демократические устремления лидеров государства наталкиваются на противодействие антидемократических сил. При этом избранные народом представительные органы власти нередко прекращают свое существование в результате насильственных действий.
Анализ опыта мирной демократизации в южно-европейском и латиноамериканском регионах, показывает, что наиболее вероятный способ успеха заложен в «серии мелких реформ» и в готовности оппозиции делиться на первых порах ограниченным полем действия, предоставляемой ей авторитарной системой в начальной фазе процесса. Преимущества такого процесса заключаются в том, что конкурирующие силы получают время, чтобы привыкнуть к атмосфере демократических выборов, а оппозиционные партии и политики получают возможность обрести собственное политическое лицо, вкусить конкуренции и управленческой работы на местном уровне. В то же время, авторитарные режимы, как только они признают демократию наиболее легитимной формой правления и конечным результатом планируемой политической эволюции, тем самым сразу же подрывают базу своей легитимации. Таким образом, переход общества от авторитаризма к демократии связан с решением политической дилеммы: постепенность перехода прежнего режима к новому в условиях потери поддержки населения. Решение этой непростой задачи требует оптимизации перехода через ряд этапов, через политические технологии, в том числе и через многократно повторяемый избирательный процесс. Постепенный переход к демократии связан с выборами в органы государственной власти различных уровней:
избрание местных структур самоуправления;
формирование политической арены предвыборной борьбы на местном и региональном уровнях путем создания партий и движений, и выборы их руководящих органов;
избрание руководителей исполнительной власти.
Итак, технология развертывания гражданского общества происходит через демократические выборы. Продолжительность же перехода от авторитаризма к демократии исчисляется десятилетиями, поколениями и сериями демократических выборов. Чем меньше практического опыта многопартийности, чем менее социально-демократические условия способствуют выработке политической терпимости (толерантности), тем больший временной интервал необходим для заполнения этого вакуума. Поспешность некоторых стран, где политические силы посчитали, что переход к демократии происходит быстро, и спешат успеть к власти, зачастую приводит к скорому восстановлению авторитаризма, хотя и прикрытом квазидемократическими формами.
Кроме того, несовершенное законодательство, отсутствие демократических традиций и механизмов общественного контроля за ходом выборов, характерное для стран с неустойчивым равновесием между государством и гражданским обществом, могут приводить к многочисленным фальсификациям результатов голосования. Для таких стран каждые действительно демократические выборы представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства. Такое соотношение между силами государства и гражданского общества характерно для многих стран латинской Америки, Азии и бывшего Советского Союза.
Третий тип выборов при демократических режимах, когда государство подчинено гражданскому обществу.
Условием развития гражданского общества выступает равновесие, равенство прав, равное развитие государства, общества и индивида. Все вероятные конфликты межу ними регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подотчетна созданными ею законам.
Можно выделить и несколько общих характеристик, обусловленных природой демократии как основанного на выборах политического соперничества. Это: взаимное доверие между претендентами на власть, традиционное уважение правил формирования властвующих элит через свободные демократические выборы.
Поведение избирателей и кандидатов в депутаты в странах с развитой демократией характеризуется как автономное и рациональное. В то же время, общественное мнение не всегда в состоянии воздействовать на государство и высших должностных лиц, которые устанавливают различные цензы, правила и способы проведения выборов. В таких обществах выборы выступают как реальный механизм формирования политических элит. Они позволяют населению воздействовать на официальный политический курс, модифицируя его в соответствии со своими потребностями. Здесь выборы в органы власти представляют собой легитимные каналы взаимодействия официальных и неофициальных субъектов, в ходе чего достигается общественный порядок и социальная стабильность.
В конституционном обществе (правовом государстве) развит либерально-демократический или конституционалистский тип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, формировании отношений государственного представительства путем выборности всех центральных органов власти народом. Этот тип легитимности – результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции общества – выступает сегодня ведущей тенденцией мирового развития.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение