logo
Политология

19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения

Функции конфликта. Конфликт является неустранимым свойством социальной действительности, вытекающий из присущей ей внутренней противоречивости. Конфликт может быть функционален, так и дисфункционален для социальной системы: он может стать стимулятором прогрессивных социальных изменений или привести к дестабилизации общества, вплоть до его распада.

Возникновение политических конфликтов в обществе – это сигнал о существование в обществе назревших, но решаемых властными структурами проблем. Проявления политического конфликта в форме обострения социально-политической напряженности, активизации действий оппозиционных сил позволяют обнаружить противоположность интересов социальных субъектов.

Конфликт способствует не только осознанию индивидами и группами своих интересов, вынуждает четко формулировать свои требования, но и ускоряет процесс социальной и политической идентификации – осознание и соотнесения себя с определенными социальными группами и политическими силами. Группы индивидов объединяются на основе общих интересов и ценностей в определенные политические общности (партии, общественные организации, сторонников и избирателей определенных партий). Накапливается опыт борьбы за свои интересы, формируются политические силы, способные к выработке и реализации проектов общественного развития.

Деструктивные тенденции конфликта преобладают в недемократических обществах, в которых игнорируются или подавляются интересы социально-политических сил, чьи требования идут вразрез с существующим политическим режимом. Накопившееся социальное недовольство, не находя легального выхода, прорывается в форме разрушительных конфликтов (революции, гражданские войны), которые отбрасывают общество далеко назад в своем развитии.

Демократические общества создают условия и механизмы для учета и согласования интересов: свобода слова и печати, уличных шествий и демонстраций, демократические выборы, борьба партийных фракций в парламенте. Существует известное выражение: чем больше депутаты конфликтуют в парламенте, а журналисты – на страницах газет, тем меньше избиратели и читатели борются друг с другом на улицах и площадях.

Конфликт, протекающий в правовых рамках, становится нормальной формой разрешения общественных противоречий. Поэтому в демократических государствах политические конфликты из фактора дестабилизации общества превращаются в факторы стабилизации этой системы, обеспечивая относительное равновесие интересов различных социально-политических сил, создавая условия для гражданского мира.

Обнаруживая существующие противоречия и проблемы, политические конфликты влекут за собой изменения в обществе. Если конфликтующие стороны оказываются в состоянии добиться взаимоприемлемого урегулирования конфликта, не доводя его до взаимного уничтожения или подавления одной из сторон конфликта, происходит прогрессивное развитие общества. В целях урегулирования конфликтов формируются новые государственные институты, принимаются новые законы, происходит обновление политических элит. Именно в данном аспекте политические конфликты могут рассматриваться как необходимые регуляторы общественного развития, позволяющие общественно-политической системе перейти к более прогрессивным формам развития.

Понимание того, что политические конфликты неизбежны и способны выполнять позитивные функции в обществе позволяет перейти к выводам, что в интересах государственной власти стремится к урегулированию конфликтов, а не их подавлению.

Необходимыми составляющими механизма урегулирование конфликтов являются – институционализация, легитимизация и редукция конфликта.

Институционализация конфликта предполагает выработку системы формальных правил и юридических механизмов, регулирующих поведение сторон в конфликте. Это ведет к упорядочиванию требований сторон, локализует конфликт в определенные границы, повышает управляемость конфликтом. Неинституционализированный конфликт характеризуется непредсказуемостью и в большинстве случаев представляет собой неподдающийся мирному воздействию со стороны управляющих структур взрыв социального недовольства.

Следующая составляющая урегулирования конфликта – легитимность законов и договоренностей, норм и правил, на основе которых осуществляется институционализация конфликта. Вряд ли возможно урегулирование конфликта на основе норм и процедур, которые рассматриваются одной из сторон взаимодействия как несправедливые. В свою очередь, чем шире поддержка действующих законов и норм, тем эффективнее урегулирование конфликта, и тем выше способность управляющих структур к применению санкций для выполнения договоренностей.

Таблица 3. Функции конфликта

Конструктивные функции

Сигнализирует о наличие проблемы

Вынуждает конфликтующие стороны к обмену информацией о причинах конфликта и путях выхода из него.

Способствует структурированию политических сил, что облегчает урегулирование конфликта.

Взаимоприемлемое урегулирование конфликта способствует снижению социальной напряженности в обществе.

Обновление общества через разрешение социальных противоречий

Деструктивные функции

Разрушение социальных связей, дестабилизация общества.

Наносит материальный и моральный ущерб участникам конфликта, вплоть до гибели значительного количества людей

Возникновение конфликтов в период инновационных реформ в обществе дискредитирует новые идеи и модели поведения

В обеспечении механизмов институционализация и легитимизации конфликтов одна из главных ролей принадлежит государству. Государство как посредник и гарант должно обеспечивать равные возможности для согласования конфликтующих интересов, понятные и стабильные правила «игры». Эффективность, действенность провозглашаемых государством норм и правил находится в прямой зависимости от степени легитимности существующего режима.

Следующий важный элемент урегулирования конфликта – его редукция, т.е. последовательное ослабление конфликта за счет перевода на другой уровень. Американский политолог М. Амстутц рассматривает динамику конфликта как движение по следующим стадиям: напряженность – несогласие – соперничество – спор – враждебность – агрессивность – насилие – война. Соответственно редукция конфликта предполагает последовательное движение в обратном направлении.

Применяются и другие варианты редукции конфликта, самым простым их которых является переход по следующим состояниям конфликтности: противник – соперник – сотрудник – партнер – союзник – друг.

Наиболее благоприятные условия урегулирования конфликтов возникают в демократическом обществе при всеобщей распространенности норм терпимости, гражданственности, стремления к общественному консенсусу. Отсутствие в нашей стране традиций ненасильственного достижения гражданского мира, неразвитость культуры договорных отношений оказывают негативное воздействие на процесс урегулирования конфликтов. Рецидивы конфронтационной культуры дают о себе знать в применении военной силы для разрешения политических конфликтов. Отрицательный опыт подобных действий имеет и некоторые позитивные аспекты: в обществе сформировалась крайне негативное отношение к применению силовых методов для разрешения конфликтов.

Социальное согласие очень медленно и трудно внедряется в практику общественных отношений. Оно предполагает наличие развитого гражданского общества, правового государства, толерантной политической культуры, наличие политической воли элитных групп к реализации общенациональных задач и учету интересов массовых социальных групп в государственной политике.

Движение страны по пути демократии и согласия – длительный и непростой процесс. Необходимо вырабатывать пути и механизмы взаимодействия власти и общества.