10.1. Понятие, принципы и виды демократии
Термин демократия имеет длительную и древнюю историю. Он происходит от греческого слова demokratia, состоящего, в свою очередь, из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление, что дословно означает власть народа, народовластие. При внешней простоте и очевидности этого понятия вопрос о его сути оказывается сложным и многозначным, поскольку в политологии существует широкое разнообразие толкований понятия демократия и ее принципов. К числу наиболее распространенных интерпретаций этого понятия относятся следующие. Демократия рассматривается:
1) как форма государства, в котором властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;
2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности руководителей, принятии решений по принципу большинства, т. е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;
3) как идеал общественного, устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т. д.;
4) как социальные и политические движения, цель которых — реализация демократического идеала общественного устройства. Это демократы, социал-демократы, либералы, «зеленые» и т. д.
Исходя из этих интерпретаций, можно сделать вывод, что демократия представляет способ решения жизненно важных проблем, когда все члены сообщества обладают возможностью равноправно решать эти проблемы. На этом основании можно дать и научное определение демократии, которая представляет собой тип организации политического и гражданского общества, где обеспечиваются реальное народовластие, права и свободы человека и гражданина.
Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов, без которых демократия в любом понимании теряет смысл. К числу этих принципов относятся:
принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;
принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью властных органов любого уровня;
принцип принятия решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их выполнении. Поскольку решения, приемлемого для всех людей, найти невозможно из-за противоречивости их интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения;
принцип выборности основных органов государственной власти.
Демократическим может считаться только то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем обязательно на определенный срок. Только через выборы они получают свою легитимность.
Изложенные принципы демократии универсальны. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом — именно эти критерии характеризуют содержание демократии.
Общественно-политическая ценность демократии заключается в том, что она воплощает в жизнь многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости. Ведь именно человек во всех своих общественных и личных качествах, общественных ролях выступает главным действующим лицом всех политических процессов. Поэтому ценность демократии лучше всего определяется сквозь призму интересов человека.
Демократия в реальной жизни — это сложное и многогранное явление, имеющее самые различные пути и способы своего выражения. В зависимости от того, какой из субъектов политической власти является носителем демократии, выделяют соответствующие ее виды: индивидуалистический, плюралистический (групповой) и коллективистский.
Индивидуалистическая демократия основывается на приоритете личности, индивида над обществом и государством. Сторонники этого вида демократии особую роль отводят представительным органам власти. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и правовой защите граждан. В этом виде демократии важное место отводится концепции разделения властей как необходимому условию эффективного контроля граждан над государством, как основному способу исключения злоупотреблений власти.
Плюралистическая демократия видит в качестве главной движущей силы политики не личность, не народ, а группу. Только в группе и в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ же здесь рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и поэтому он не может выступать главным субъектом политики. В плюралистической модели демократии политика представляет сложный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Плюралистическая демократия предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, которые приводят к принятию взаимоприемлемых решений.
Коллективистская демократия считает основой политической власти народ. Этот вид демократии характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отрицается автономность личности. В итоге становится невозможной свобода выбора и политического самоопределения личности, т. е. основной предпосылки демократии.
Современные виды демократии различаются также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает в обществе — прямая (плебисцитарная) или представительная (репрезентативная).
Прямая (непосредственная) демократия — это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении властных функций. Представительные же органы сводятся к минимуму и полностью подконтрольны гражданам.
Достоинство данного вида демократии заключается в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества людей в управлении своей общественной жизнью, сводит к минимуму отчуждение народа от власти, укрепляет легитимность институтов власти, ограничивает бюрократизацию управления.
У прямой демократии есть и существенные недостатки: невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие политические решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; опасность распространения популизма вследствие склонности масс к уравнительности и ограничения свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан государства к систематическому участию в управлении без принуждения, так как основная масса населения не выражает желания добровольно заниматься политикой
Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Основными элементами представительной демократии являются представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы.
Из всех этих элементов главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления. Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием в деятельности власти. Она делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах своих полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти, должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Это самый распространенный вид демократии.
Политическая практика показывает, что абсолютно совершенных видов демократии не бывает, поэтому и представительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них — народ может влиять на политику только во время выборов. В промежутках между ними он фактически оказывается отстраненным от власти. Здесь также существует возможность для развития бюрократии, отрыва депутатов от рядовых избирателей, приоритетного влияния на политику наиболее сильных социальных групп, прежде всего обладающих капиталом и т. д.
Сложность и многогранность демократии в современной истории нашла свое выражение не только в отмеченных выше ее видах, но и в американской, и западноевропейской моделях.
В основе американской модели демократии лежат три принципа: 1) равенство людей; 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности индивида и общества к самосовершенствованию.
Американская демократия изначально плюралистична, поскольку формировалась в условиях многообразия интересов различных социальных групп: религиозных, профессиональных, семейных и локальных. Социальное многообразие общества естественно обусловило необходимость компромисса между этими группами. Кроме того, она носит ярко выраженный элитарный характер, поскольку правящий слой состоит из нескольких элит: промышленной, бюрократической, военной. Политическая элита Америки в основном состоит из представителей делового мира, профессиональные политики там составляют меньшинство.
Особое место в американской модели демократии отводится системе политических сдержек и противовесов, которая включает в себя:
1) различные пути формирования высших органов государственной власти. Например, Конгресс избирается путем прямых выборов по избирательным округам, а президент — косвенным путем, коллегией выборщиков, которых избирают на всеобщих выборах;
2) различные сроки полномочий у каждого органа государственной власти: у членов нижней палаты — 2 года, у сенаторов — 5 лет, у президента — 4 года, а члены Верховного суда назначаются пожизненно;
3) ограничение каждой ветви власти полномочиями других ветвей. Президент при принятии законодательных актов имеет право вето; Конгресс выполняет исполнительную функцию, поскольку назначает ряд высокопоставленных чиновников и ратифицирует международные договоры. И, наконец, американская модель демократии жестко ограничена двухпартийностью.
Европейская модель демократии представлена британским и французским типами. Британская демократия носит плюралистический и элитарный характер. Правящие элиты в ней, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также из профессиональных политиков. В этом типе демократии особое место отводится институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: легитимация существующей политической системы и деятельности правительства, контроль за политикой правительства, политическая интеграция граждан.
Особенностью британской демократии является высокая легитимность политических институтов, политической власти, признание большинством населения обязанности подчиняться правительству и закону. Господство права — существенное качество демократических отношений и институтов в Великобритании. Здесь доминирует гражданская политическая культура.
В отличие от британского типа французскую демократию можно охарактеризовать как популярную демократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам общественной жизни. Прежде всего, следует подчеркнуть высокую легитимность и президента, и парламента, поскольку они избираются всенародно. Президент выступает гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь, парламент имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же назначается президентом и вместе с ним составляет исполнительную власть в республике
Что касается России, то существующий здесь в настоящее время политический режим можно назвать смешанным президентско-парламентским. И глава государства — президент, и глава правительства — премьер-министр представлены в двух лицах. Президент выступает гарантом сохранения единства государства. Он определяет стратегические направления развития страны и наделен широкими полномочиями для реализации этих направлений. В то же время, хотя правительство ответственно перед президентом, парламент имеет определенное влияние на его формирование. В частности, требуется согласие парламента на назначение председателя правительства.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8