1.2. Методы и функции политологии
Любая наука имеет свою собственную методологию — совокупность принципов, норм и методов познания. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет данной науки и приобретаются новые знания. В политологии используются три группы методов: теоретические, общенаучные и эмпирические.
Общенаучные методы представляют собой сложные абстрактные конструкции политической реальности и политического поведения. Они предназначены для получения такого знания о политике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоретические методы не только задают логику познания, но и формируют категориальный аппарат науки. Эта группа методов стремится выработать оптимальный способ познания объективных политических процессов и устанавливает механизмы понимания политической деятельности отдельных индивидов.
К группе теоретических методов относятся следующие.
Структурализм основывается на убеждении, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и политические структуры, выполняющие свои непреходящие функции. Таковыми структурами являются институты, нормы, группы, общности, статусы, роли и т. д. Устойчивый характер этих структур позволяет выделять их из политической реальности и изучать каждую в отдельности. Такой методологический прием широко используется при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как самостоятельная целостность. При этом политическое поведение отдельных индивидов данным методом не исследуется, поскольку считается, что индивид действует, подчиняясь требованиям соответствующей структуры.
Функционализм, в отличие от структурализма, акцентирует внимание на выявлении факторов взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. При этом функция рассматривается как объективное требование общества к своим частям, как устойчивая связь между целым и частью. В рамках функционализма появление какого-либо политического института объясняется созреванием в обществе, в его политической системе соответствующих потребностей. Сам механизм исследования в этом случае сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами.
Системный анализ ориентирует исследователей на рассмотрение политики как открытой системы, взаимодействующей со всей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на положения общей теории систем, ученые, использующие этот метод, исследуют вопросы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы адаптации политической системы, проблемы ее функционирования и развития. Этот метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, максимальный же его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем.
Топологический метод. В соответствии с этим методом каждый человек рассматривается как владелец определенного потенциала, определяющего его место в социальном и политическом пространстве. Люди, обладающие одинаковыми социальными и политическими ресурсами, занимают в политическом пространстве близкие позиции, тяготеют друг к другу. В результате в обществе складываются группы, объективно отличающиеся друг от друга и занимающие в политическом пространстве более или менее выгодные позиции. Соответственно занимаемая позиция влияет на индивидуальное поведение человека, определяет его образ жизни, политические предпочтения. Топологический метод используется при описании положения политической элиты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу яснее становится картина социальных и политических конфликтов, когда противостояние описывается как стремление групп изменить свое положение в политическом пространстве.
Бихевиоризм. В основе этот метода лежит предположение, что поведение человека представляет собой реакцию на различные внешние раздражители и стимулы. Эта реакция рассматривается как сложный, опосредованный сознанием процесс. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т. д.
Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сложились в ходе развития общего научного знания и поэтому едины для всех наук. Они представляют собой универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К этой группе относятся:
Сравнение — метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит подобие сопоставляемых объектов, вычленить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии.
Анализ и синтез — единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований.
Индукция и дедукция — методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот.
Моделирование — метод, предполагающий построение моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости. Потребность в этом методе возникает в случае, если анализ реального политического явления невозможен или затруднен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. В настоящее время этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, позволяющей оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.
Общенаучные методы упорядочивают процесс познания политики, делают его более организованным и убедительным. Но в политологии они играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам.
Эмпирические методы ориентированы на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о реальных намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленческим решениям и об их реакции на политическую пропаганду. Для достижения этих целей политологи используют следующие методы.
Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.
Опрос представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.
Контент-анализ предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.
Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим и общенаучным, которые задают направленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимости между фактами, выявлению тенденций развития. В то время как эмпирические методы имеют своей целью получение фактического материала, который необходим для выработки теоретических знаний. Во всей совокупности методов политологии, таким образом, главную роль играют теоретические методы, которые задают общую направленность политических исследований, влияют на отбор фактов, на методики эмпирических исследований и их логические обобщения.
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. В политологии понятие «функция» указывает на ту роль, которую она играет в обществе. В связи с этим к числу важнейших функций политической науки относят методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.
Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки. В результате реализации этой функции возникает система проверенных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и норм построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. В соответствии с этой функцией политология выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики.
Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Согласно этой функции политология призвана дать рациональное объяснение всем событиям и явлениям политической практики. Познавательная функция направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития. Итогом всего этого является определенная сумма знаний о политической жизни общества.
Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества. Политология дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологии разрешения политических конфликтов,
Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Политология способна дать долговременные прогнозы политического развития той или иной страны на данном историческом этапе ее развития, представить альтернативные сценарии будущих политических процессов, а также рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов. Но чаще политологи предлагают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т. д.
Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан. При этом политология исследует и подвергает критическому анализу различные политические концепции и взгляды, раскрывает их сущность, с научных позиций оценивает общественные явления. В русле этой функции политология учит объективно-историческому мышлению, умению отличать истину от заблуждения, политику от лжеполитики, верную мысль от популизма. Тем самым политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8