10.3. Типы избирательных систем
В мировой практике существует множество избирательных систем, но наиболее распространены мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
Основу мажоритарной (от франц. majorite — большинство) избирательной системы составляет принцип большинства, согласно которому избранным по избирательному округу считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Но поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, то различают три разновидности этой системы; относительного большинства, абсолютного большинства и квалифицированного большинства.
При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место этот кандидат считается избранным без голосования.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50% голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, то проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.
Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.
При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов — это устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства, и поэтому применяется редко.
Основные достоинства мажоритарной системы таковы:
она обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет ей при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;
эта система предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства. Так, в англосаксонских странах благодаря этой системе сформировалась двухпартийная система;
она способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатами.
Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки. Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своего представителя в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.
Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны.
В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.
В-четвертых, частая безрезультатность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.
Недостатки мажоритарной избирательной системы призвана преодолеть пропорциональная избирательная система, в основу которой заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. В настоящее время эта система распространена в мире более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.
Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу.
По сравнению с мажоритарной пропорциональная избирательная система имеет следующие достоинства:
она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;
эта система обеспечивает представительство даже небольшим партиям, т. е. способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.
Однако пропорциональная система имеет и существенные недостатки.
Во-первых, слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.
Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, в обязанность которого входит составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.
В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности ввиду отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появление многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами.
Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем была образована смешанная избирательная система. Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с принципами пропорциональной. Такая система применяется сегодня в Болгарии, Германии, Италии, России. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам на основе мажоритарной системы и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.
К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она:
способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это, в свою очередь, обеспечивает формирование устойчивого правительства;
дает возможность сохранить связь между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.
Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период, который называется избирательной кампанией. Каждая из таких кампаний имеет свой календарь мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов окончена за 40 дней до дня голосования. Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы, в которые входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник кандидата. Кроме того, нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств, имиджмейкеры и т. д., разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.
Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы сами избиратели имели возможность самостоятельно обдумать и всесторонне сделать свой выбор — за кого и за что отдать свой голос.
Контрольные вопросы
1. Что такое демократия?
2. Расскажите о видах демократии.
3. Какие достоинства и недостатки о прямой и представительной демократии?
4. В чем сущность американской модели демократии?
5. В чем сущность европейской модели демократии?
6. Дайте определение понятиям политические выборы и избирательная система.
7. На каких принципах основывается избирательное право?
8. Расскажите о мажоритарной избирательной системе.
9. В чем заключается сущность пропорциональной избирательной системы?
10. Кратко охарактеризуйте типы избирательных систем: связанная смешанная и параллельная смешанная.
11. Какая избирательная система применяется в России? Дайте ей краткую характеристику.
Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Американская демократия.
2. Демократические режимы в Европе.
3. Избирательная система в Великобритании.
4. Избирательные системы и технологии в России.
5. Смешанные избирательные системы в современном мире.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.
Желтов В.В. Политология: Учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.
Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.
Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 173 с.
Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.
Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Дополнительная литература
Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.
Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.
Политология: Хрестоматия. / Исаев Б.А., Тургаев А.С., Хренов А.Е. — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8