2.2.1. Политические учения Древней Греции
Реальной основой для построения политических концепций древнегреческих мыслителей явился полис (город-государство), где только свободные граждане могли стать «политиками», т. е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки приравнивались к варварам и были лишены гражданских прав, они исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных и несвободных.
Озабоченные проблемой создания лучшей жизни, древнегреческие мыслители старались разрешить ее с помощью создания модели совершенного государства, олицетворяющего разум. Великие философы Древней Греции Платон и Аристотель видели идеал государственного устройства в совершенной автаркии, независимой общине, имеющей все необходимое для жизни своих граждан и отчужденной от всего мира.
Первое относительно развитое и систематизированное политическое учение античности было-изложено Платоном (427—347 до н.э.) в диалогах «Государство» и «Законы». В этих сочинениях Платон разрабатывает проект идеального государства, его социального устройства, а также анализирует несовершенные формы государственного устройства.
Озабоченный проблемой несправедливости в жизни людей, Платой пытается разрешить ее с помощью создания идеального государства, основанного на разумных началах. Социальная структура такого государства должна соответствовать строению человеческой души, которая состоит из трех частей: разумной с главной добродетелью — мудростью; чувствительной с главной добродетелью — мужеством; вожделенной с главной добродетелью — умеренностью. Соответственно данному строению идеальное государство должно состоять из трех сословий: правителей-философов, воинов, земледельцев и ремесленников. Эти сословия пребывают в гармоническом единстве под управлением наиболее разумного сословия правителей. Если каждая из трех составных частей души будет совершать свое дело под управлением разумного начала, то гармония души не нарушится.
Каждому сословию предназначено заниматься своим делом. Философы и воины управляют государством и охраняют его. Для сплочения этих высших сословий устанавливается общность их имущества и быта. Денег и собственности у философов и воинов нет, а все необходимое для жизни они получают от ремесленников и земледельцев, общественная функция которых заключается в обеспечении среднего достатка всех членов общества. Самовольный переход из одного сословия в другое считается преступлением. Из Третьего сословия переход в высшее возможен только по инициативе правителей.
Платон, разрабатывая концепцию идеального государства, обращается к характеристике его основных политических форм: монархии, аристократии, демократии, тимократии, олигархии и тирании. Три последние формы, по мнению философа, неправильны и несовершенны. Тимократия — власть честолюбцев-воинов, которые захватывают власть, чтобы удовлетворить свою страсть к обогащению. Они закрепощают свободных ремесленников и земледельцев и ведут постоянные войны с соседями. По мере накопления богатства тимократия перерастает в олигархию — власть немногих богачей. Основная масса людей отстраняется олигархами от участия в государственном управлении. При этой форме общественного устройства государство как бы раскалывается на две части: богатых и бедных, между которыми идет непрерывная борьба. Борьба между бедными и богатыми заканчивается победой бедных слоев, которые устанавливают демократию — власть большинства. При этой форме власти в гражданских правах и замещении государственных должностей уравниваются равные и неравные (люди от природы неравны). При этом замещаются государственные должности не самыми достойными людьми, а по жребию, независимо от того, чем занимался человек до перехода к государственной деятельности. В результате этого в государственных делах начинают царить анархия и хаос. В условиях общественного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный его представитель становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию — сильную и жестокую власть одного человека, который обещает навести порядок в обществе. Такая власть держится на насилии и вероломстве и является наихудшей формой государственного устройства, ибо при ней рушится нравственность.
Общий недостаток всех неправильных форм власти — это отсутствие мудрого правителя, который сам настолько совершенен, что ему нет необходимости соблюдать законы, не могущие предусмотреть все обстоятельства жизни человека. В идеальном государстве граждан связывает единство истинного мнения о прекрасном, справедливом и добром.
Дальнейшее развитие и углубление политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 до н.э.). Свое политическое учение Аристотель сформулировал в таких сочинениях, как «Политика» и «Афинская полития». В них он разработал концепцию происхождения государства, в основе которого лежат природные и социальные факторы.
Государство, по Аристотелю, образуется естественным образом вследствие природного влечения людей к общению. Первым «полем» общения выступает семья, где общение складывается из отношений мужа и жены, отца и детей, господина и рабов. В результате общения нескольких семей возникает селение, где общение складывается из отношений старших и младших. Соответственно общение семей со временем создает государство, которое возникает для достижения благой жизни. В семье и селении властные отношения определяются естественными причинами, эти отношения патриархальны, деспотичны, а в государстве власть осуществляется над равными, поскольку государство образуют лишь свободные граждане. Такая власть называется политической.
Таким образом, политика, по мнению Аристотеля, есть общение равных, свободных людей с целью достижения благой жизни. Именно через это общение люди достигают совершенного состояния. Следовательно, общественная жизнь отвечает природе человека. Человек есть политическое животное, утверждает Аристотель.
Человеческая природа определяется не физиологией, не способностями, не семьей, а только полисом. Тот, кто не живет в государстве, либо существо недоразвитое в нравственном отношении, либо сверхчеловек.
Для достижения своих целей государство должно иметь соответствующую форму устройства. Государственное устройство — это порядок управления государством, или полития. Термин «полития» понимается Аристотелем и как общее название любой формы государственного устройства, и как особая форма правления. Философ различает шесть форм государственного устройства и разделяет их на две группы: три правильные — монархия, аристократия и полития, и три неправильные — тирания, олигархия и демократия. Они различаются между собой по количеству правящих людей: власть одного, власть немногих и власть большинства.
Наилучшей формой государственного устройства является, по мысли Аристотеля, полития, которая сочетает в себе положительные черты олигархии и демократии. В политии правит большинство в интересах общей пользы. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во власти — средний слой. В целом в таком государстве частные интересы должны подчиняться общественным.
Гражданскими правами в таком государстве обладают лишь те, кто занимается делами военными, законосовещательными и судебными. Земля делится на государственную и частную. Основой хозяйственной жизни служит рабовладение. Правители должны стремиться обеспечить благо людям и мир государству. Искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей. Это может служить гарантией стабильности существующей формы государства и политического порядка.
Аристотель, создавая свое учение о государстве, исходил из критики философии Платона. Он отрицал платоновский мир идей как противостоящий реальному миру. Поэтому и идеальное государство у Аристотеля носит черты реальной политической жизни древнегреческого полиса. Аристотелевская полития, опирающаяся на широкие слои среднего класса собственников земли, ремесленников и торговцев, напоминает современные западные демократии. Отличие от них состоит только в том, что Аристотель не видел варианта представительной демократии, а настаивал на непосредственном участии большинства граждан в управлении государством.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8