3.3. Политическая идеология и ее разновидности
В политической жизни любого общества важную роль играет политическая идеология, которая выражает национальные, классовые, партийные, религиозные интересы, направляет политические взгляды, дает соответствующие ориентиры политического поведения различным субъектам политических отношений.
Термин «идеология» впервые ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ и экономист Антуан Дестюг де Траси, который использовал этот термин для обозначения учения об идеях. По его мнению, назначение идеологии заключалось в том, чтобы выражать в обобщенной форме идейные основы общественного устройства, давать оценку социальным процессам, определять текущие и перспективные цели государственной политики. Это означает, что идеология служит духовным основанием политики.
Каждое общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, и для их выражения и распространения необходимы различные системы взглядов и теорий, отражающие их (этих групп) интересы. Такие системы взглядов и теорий получили название политических идеологий.
Политическая идеология — это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы в ее притязаниях на власть и предусматривающая ту или иную стратегию политических действий. С помощью идеологии различные политические силы обосновывают свои цели и находят средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология выступает мотивационной основой коллективных политических действий и поведения.
Мировая политическая мысль выработала множество различных идеологических систем. Одни идеологические системы направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации. Каждая из них отражает интересы соответствующих социальных и политических сил, отличается своими ценностными идеалами, степенью распространенности и популярности. К числу основных идеологических систем относятся либерализм, консерватизм, социал-демократия и др.
Либерализм сформировался как самостоятельное идеологическое течение на базе западноевропейской политической философии XVII—XVIII вв. Со времени своего возникновения и до наших дней либерализм остается наиболее распространенной идейно-политической доктриной.
Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis — свободный. Это идейно-политическое течение представляет собой систему взглядов на окружающий мир, принципов и установок, лежащих в основе социально-экономической и политической деятельности правительств, программ политических партий и движений, придерживающихся идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели.
Источником либеральной идеологии послужила потребность в создании такого общественного и государственного устройства, которое противостояло бы абсолютной монархии. Либерализм, возникнув как идеология третьего сословия, многими своими принципами выразил его (этого сословия) общечеловеческие потребности и обусловил создание концепции либеральной демократии.
Фундаментальной основой либеральной идеологии выступает идея индивидуальной свободы как главного условия реализации человеком своих неотъемлемых жизненных прав. По мнению либералов, человек рождается свободным, он представляет собой автономную самоуправляющуюся личность, которая сама знает, что для нее хорошо и что плохо, и поэтому способна самостоятельно устанавливать нормы своей нравственности и поведения. Естественным и единственным ограничением свободы человека может быть только свобода другого человека.
Классическая либеральная идеология основывается на следующих постулатах:
абсолютная ценность человеческой личности и естественное (природное) равенство всех людей. Причем под равенством понимается не искусственное выравнивание, а гарантированные законом гражданские свободы и возможности для жизнедеятельности;
свобода выбора человека в реализации своих естественных прав;
природная сущность человека основывается на его доброте и рациональности, т. е. преобладании разума над страстями;
каждая личность от природы имеет неотчуждаемые права, основные из них — это право на жизнь, свободу и собственность;
государство создается на основе общего согласия индивидов с целью защищать свои естественные права;
государство служит индивиду, а не наоборот;
защищенность частной жизни человека и свобода его действий во всех сферах деятельности;
взаимоотношения личности и государства, а также отношения между гражданами регулируются законом, а не самовластной волей другого человека.
Идеология либерализма постоянно развивается и в наше время приобрела такую форму, как неолиберализм. В противоположность классическому либерализму эта модификация либерализма допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономические процессы, а также выступает за государственное регулирование социальной жизни общества, отношений между различными социальными общностями людей и политическими группировками для сохранения и упрочения социально-политической стабильности. Посредством социальных программ, пособий и других мер по социальному обеспечению неолибералы пытаются сгладить имущественное неравенство.
Современные либералы изменили свой взгляд на идеологию и ее роль в обществе. Если в прошлом они отвергали всякую идеологию, проповедуя только утилитаризм, то сегодня они признают за идеологией важную роль в общественном развитии, призывают к свободной конкуренции между различными идеологическими системами. Значительная роль в современных либеральных убеждениях отводится проблеме справедливости. Неолибералы отдают предпочтение политической справедливости, равенству всех перед законом и отвергают идею социального равенства. По их утверждению, современное государство должно гарантировать равные права граждан в политической жизни и равные возможности в социально-экономической сфере. Это и есть высшая справедливость. Социальное же равенство они считают утопией, противоречащей самой природе человека.
В целом современный либерализм выступает выразителем интересов среднего класса. Как идеология, он, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, где личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства.
Консерватизм. Это идейно-политическое течение сложилось в конце XVIII в. как противоположность радикальным требованиям либерализма по переустройству общества. Консерватизм выдвинул в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Название консерватизм происходит от латинского слова conservare, что означает «охранять», «сохранять».
Консервативная идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к народным движениям. Ее история насчитывает более 200 лет, поскольку эта идеология сформировалась как реакция на события Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости порядков, установленных божественным разумом. Создателями идеологии консерватизма принято считать английского мыслителя Эдмунда Берка (1729— 1797) и французских общественных деятелей Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи де Боналъда (1754-1840).
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной природе человека, считали консерваторы, чуждо понятие «свобода». Применительно к человеку имеет смысл только какая-либо конкретно-историческая форма свободы, добытая предками, проверенная традициями и принимаемая как историческое наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти идеалы и ценности совершенно не зависят от воли человека, поскольку формируются всеми общественными и государственными институтами, чтобы обуздать его (человека) греховную природу.
Другой важнейший принцип консерватизма — традиционализм, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений. Традиционные начала — вот, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественная жизнь и реформы должны опираться на созданные прежними поколениями духовные традиции и ценности. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен чувствовать ответственность не только перед своими современниками, но и перед предками, и потомками. Именно в традициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии напрямую связан с политическим реализмом. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на абстрактные теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть ориентированы на реальных людей, чьи образ жизни и устоявшиеся привычки нельзя изменить внезапно и избежать при этом негативных последствий.
Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства людей. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии и элитарного характера управления. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего природе человека. Консерваторы также выступают сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и приводит к власти достойных. Достойное — достойным — таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.
Выступая за сохранение существующих общественных порядков и форм государственной власти, консерватизм принимает различные формы в каждой конкретной стране, так как общественные системы, социально-политические институты и духовные ценности в разных странах имеют свои особенности и черты. Отсюда консерваторам нередко приходится защищать совершенно различные общественные порядки, порой даже противоположные политические системы, приспосабливаясь к конкретным условиям той или иной страны и ее историческому времени.
Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили приверженцев классического консерватизма пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникло неоконсервативное течение, выразителями которого стали президент США Р. Рейган, премьер-министр Англии М. Тэтчер, канцлер ФРГ Г. Коль.
В 70—80-е годы XX в. во взглядах сторонников консерватизма произошли существенные социально-философские изменения, выразившиеся в новых политических установках и действиях. Главное заключалось в признании необходимости перемен в общественной жизни западных стран. В результате нововведений консервативных сторонников общественных перемен неоконсерватизм превратился в динамичную, гибкую, откликающуюся на проблемы современной жизни идейно-политическую концепцию. Его теоретики и практики выступают не столько за сохранение старого, сколько за создание новых порядков и институтов, способствующих общественному прогрессу. Назовем отличительные признаки неоконсерватизма.
Во-первых, утверждение приоритета принципа свободы над принципом равенства. Равенство может существовать только в форме равенства возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальная иерархия реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает естественным путем.
Во-вторых, ограниченное вмешательство государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
В-третьих, развитие и укрепление принципа личной инициативы и личной ответственности в экономической жизнедеятельности общества. Каждая личность или группа людей должна сама решать свои социально-экономические проблемы, а государству следует решать только те вопросы, которые никто другой не способен решить. Государство должно лишь создавать условия, позволяющие гражданам делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».
В-четвертых, полный отказ от уравнительного распределения и сокращение государственных социальных программ. Предоставлять социальные блага бесплатно следует только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют потребность и которыми они пользуются, и получать их в том виде и такого качества, которого они желают, насколько позволяет их материальный достаток.
В-пятых, приверженность демократическому политическому устройству общества. Но демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность — это не привилегия и не монополия одной социальной группы, а профессия, доступная каждому гражданину, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. В политической жизни страны могут принимать участие все граждане, но политиками должны быть только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма
Таким образом, неоконсерватизм успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к современным условиям общественного развития. Однако при этом он сумел связать свои основные установки с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому неоконсерваторы добились большого экономического роста, высокой стабильности общества, морального обновления общественных ценностей
Социал-демократия. Социал-демократическая идеология зародилась во второй половине XIX в. и развивалась параллельно с марксизмом, поскольку имеет с ним одни и те же исторические корни и теоретические источники возникновения. Первоначально между марксизмом и социал-демократизмом было много общего. Но с конца XIX в у социал-демократов и марксистов наметились существенные противоречия, которые в итоге привели к их полному расхождению во взглядах на решение важных социально-политических проблем. В частности, в противовес марксистскому убеждению в необходимости разрушения буржуазной государственной машины как аппарата эксплуатации рабочих социал-демократическое движение предложило постепенное реформирование этой машины и всего общества.
По мнению социал-демократов, основу общественного устройства должно составлять следование принципам свободы, справедливости и солидарности во всех сферах жизни. Свобода в понимании социал-демократов означает право на самостоятельное развитие личности, равно как и на самовыражение коллектива. Люди сами должны определять свои судьбы в политике, экономике, социальной и духовной сферах Свобода также означает социальную безопасность человека, свободу от нищеты, нужды, эксплуатации. Под справедливостью понимается предоставление каждому гражданину равных прав и шансов с тем, чтобы он мог занять достойное положение в обществе. А солидарность обязывает каждого человека использовать свою свободу при соблюдении ответственности перед той или иной общностью в качестве ее члена.
Идеология социал-демократии подразумевает также установление таких социальных гарантий, как право на труд, достойную заработную плату, право на отдых и т. д. Причем малоимущим социальные права предоставляются за счет налогов, собираемых государством с граждан. В этих целях образуются социальные фонды, разрабатываются национальные программы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. В таком перераспределении национального дохода социал-демократы видят социальную справедливость. Гарантией социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся, т. е. объединение их в национальном и международном масштабе для защиты своих прав.
Составной частью идеологии социал-демократизма является идея политической демократии, т. е. многопартийность, свобода деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость в управлении государством в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принцип разделения властей, демократический контроль над государственным аппаратом, независимость судов и судей, свобода печати и т. д. Определенное место в идеологии социал-демократии отводится государству, которое должно быть демократическим по содержанию, правовым по форме и социальным по направлению. В задачу государства должны входить борьба с безработицей, обеспечение права граждан на труд, на образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение, забота о престарелых.
В достижении своей главной цели — построения общества демократического социализма — социал-демократы не признают насильственных и революционных методов. Они считают, что демократический социализм может быть построен путем постепенной эволюции общества с помощью реформ, классового сотрудничества при поддержке и в рамках демократического, социального и правового государства.
С самого своего возникновения социал-демократическое движение не было единым. Довольно скоро оно приобрело региональные и национальные формы. Поэтому сформировались французская, испанская, шведская, немецкая модели общественного устройства, которые придерживаются основных ценностей демократического социализма. В настоящее время в мире действуют более 80 социал-демократических партий, а около 70 из них объединены в Социалистический интернационал. Во многих странах социал-демократические партии являются правящими или участвуют в коалиционных правительствах, представлены в парламентах.
Эти партии, руководствуясь доктриной демократического социализма, добиваются немалых успехов в общественной жизни. Они смогли утвердить в обществе такие ценности, как правовое равенство граждан, социальные гарантии, социальное партнерство, государственное регулирование и планирование экономики. Социал-демократы также смогли обеспечить высокий жизненный уровень граждан, сократить различия в доходах между более и менее состоятельными слоями общества.
Марксизм. Принципиально иначе решали проблемы политической жизни общества немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс (1818—1883) и его последователи. Подобно О. Конту и Г. Спенсеру, Маркс подходил к обществу как к целостной социальной системе, усматривая основную роль политических институтов общества и государства в укреплении этой системы, и стремился к ее научному анализу. Однако, этот анализ проводился с материалистических позиций.
С точки зрения Маркса, в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. При этом в первую очередь указывается не на естественные условия их жизни, а на социальные, которые, по Марксу, определяют специфику общества как саморазвивающегося социального организма. Понятно, что для теории естественной справедливости и естественного права в марксизме места нет. В нем речь идет о социальной справедливости и социальных правах людей.
По словам ближайшего соратника Маркса Фридриха Энгельса (1820—1895), марксизм конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой.
Непосредственным объективным основанием существования политических явлений марксизм объявляет классы, порожденные способом производства, и классовую борьбу. Другой выдающийся последователь Маркса — русский мыслитель и революционер В.И. Ленин определял политику как отношение между классами. Можно сказать, что в рамках марксизма возникла и оформилась классовая теория политики. В этой теории политическая свобода личности характеризуется как ее свобода от социального угнетения, возможность ее активного участия в политической жизни общества, свободно выражать свои политические взгляды и столь же свободно проявлять свою волю. Маркс, Энгельс, Ленин и другие марксисты выступали за предоставление такой свободы широким массам людей наемного труда, подчеркивая, что политика — дело миллионов, и считали, что достижения в этом определяются в немалой степени соотношением классовых сил в том или ином обществе.
Главную роль в завоевании социальной свободы марксисты отводили рабочему классу. Маркс и Энгельс писали, что, освобождая себя от угнетения буржуазии, рабочий класс освобождает тем самым весь народ от разных проявлений социального гнета, создает условия для свободной жизнедеятельности каждой личности. Этим решаются проблемы ее экономической и политической свободы и, в конечном счете, вся совокупность ее гражданских прав и свобод.
С позиций классовой борьбы рассматривается марксизмом и проблема социального и политического равенства. Его не может быть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Основной предпосылкой реального достижения социального и политического равенства является, по Марксу, завоевание рабочим классом и всеми трудящимися политической власти. В этом случае решается вопрос о социальном и политическом равенстве рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции. Таковой оказалась основанная на марксистском учении практика реального социализма. Политическое равенство понималось как равенство условий для политической деятельности каждого человека, в том числе для его участия в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти.
С точки зрения марксизма главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. И это не случайно. Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни обществами тем самым утверждать свое политическое господство.
С классовых позиций рассматривается марксизмом вопрос о природе и сущности государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».
Государство характеризуется как орган господства одних классов над другими: рабовладельцев — над рабами, помещиков — над крепостными крестьянами, буржуазии — над наемными рабочими. При этом подчеркивается, что государство всегда находится в руках экономически господствующих классов, которые, кроме прочего, могут содержать его, экономически обеспечивать функционирование государственного аппарата.
Марксизм выделяет такие основополагающие признаки государства, как публичная власть и территория, на которую она распространяется. Современные марксисты называют и такой признак государства, как государственный суверенитет, т. е. состояние независимости данного государства от других государств и его способность осуществлять верховную власть в своей стране.
Через всю марксистскую политологию проходит учение о классовых интересах, в том числе политических. С ними непосредственно связаны политические интересы наций, других субъектов, прежде всего политических партий. Согласно марксизму объективно в интересах того или иного субъекта, будь то класс, политическая партия, нация и т. д., все то, что способствует его самоутверждению в обществе, т. е. упрочению его положения в системе экономических, политических и других отношений и государственных институтов. Отсюда вытекает вопрос об осознании этим субъектом своих подлинных интересов, в том числе политических.
Речь идет об осознании того, что объективно способствует упрочению положения субъекта в обществе и государстве, а что противостоит этому, что выгодно ему в данном отношении, а что — невыгодно. С этих же позиций следует осознать и интересы других субъектов. В политике постоянно требуется разбираться в том, кому выгодна та или иная политическая ситуация, чьим интересам она отвечает. Маркс, Энгельс и Ленин обращали внимание на то, что нередко за иными фразами политиков и их теоретическими выкладками скрываются их подлинные интересы: говорят одно, а думают и действуют совсем иначе. Часто политики выдают свои узкоклассовые и партийные интересы за всеобщие интересы нации или народа, чтобы получить их поддержку. Поэтому о том или ином политике следует судить по его делам.
Таковы вкратце некоторые основные положения марксистской политологии. Это учение имело и имеет многочисленных последователей во многих странах мира и стало политической идеологией коммунистических партий. Многие его положения были догматизированы и в таком виде применялись на практике в социалистических странах. Абсолютизация классового подхода помешала многим политикам-марксистам этих стран проводить более гибкую политику в отношении различных социальных слоев общества, прежде всего интеллигенции, бывших предпринимателей, зажиточных крестьян, а также в отношении религии и церкви. Все это в определенной степени сказалось на развитии и исторических судьбах бывших социалистических государств.
Это была краткая характеристика учения классического марксизма, в том числе его политической доктрины, представленной в том виде, как она была изложена главным образом основоположниками этого учения в XIX в. Дальнейшее развитие марксизма, включая его политическую теорию и идеологию, происходило под влиянием всей совокупности динамично развивающихся социальных процессов начиная с конца XIX в. и по настоящее время. В этот исторический период развитие марксизма происходило отнюдь не однозначно. Внутри этого учения сформировалось направление догматического марксизма, представители которого постоянно повторяли марксистские положения без учета изменяющихся условий общественной жизни, в отрыве от них. В результате сами эти положения опустошались, теряли свое реальное содержание.
Представители другого направления вообще отошли от основных положений революционного учения Маркса, в том числе от его трактовки классовой борьбы и социалистической революции, вступили на путь социал-реформизма. В среде последовательных марксистов их стали называть ревизионистами, придающими марксистскому учению немарксистские содержание и направленность.
Наконец, в течение всего этого периода развивался и так называемый творческий марксизм. Его представители исходили из основных положений учения Маркса и развивали их с учетом изменений, происходящих в тех или иных странах, историческом процессе в целом. Это полностью относится и к политической теории марксизма.
Главная роль в развитии последовательного и творческого марксизма, по мнению большинства его представителей, принадлежит В.И. Ленину (1870—1924) и его сторонникам во всем мире, многие из которых возглавили коммунистические партии в своих странах. Ленин исходил из того, что главное в марксизме — это учение о всемирно-исторической роли рабочего класса, подчеркивал, что эта его роль заключается в его освобождении от капиталистической эксплуатации путем социалистической революции. При этом он постоянно повторял марксистское положение о том, что, освобождая себя, рабочий класс освобождает от эксплуатации всех трудящихся, включая крестьянство и трудовую интеллигенцию. После завоевания политической власти рабочим классом и его союзниками наступает эпоха строительства социалистического общества — задача в высшей степени сложная, решение которой, как указывал Ленин, должно опираться на творческий анализ социальной действительности, объективных и субъективных факторов развития той или иной страны.
Речь шла, прежде всего, о России. С точки зрения марксизма такой анализ должен опираться на основные принципы диалектики познания и мышления Ленин не раз повторял, что диалектика — это «живая душа марксизма». Она учит рассматривать любые явления, в том числе политические, в их связи с другими общественными явлениями и в их постоянном развитии. При этом необходимо творчески анализировать имеющиеся противоречия, выступающие в качестве источников развития социальных явлений.
Творческий анализ данных противоречий с позиций диалектического метода познания должен способствовать нахождению оптимальных путей их разрешения в интересах трудящихся масс. Подобный анализ любых общественных явлений и процессов составляет содержание социальной диалектики. Исходя из основных положений диалектики, которую русский революционный демократ А.И. Герцен характеризовал в свое время как «алгебру революции», Ленин решал проблемы социалистической революции и строительства социализма. Примером этого могут служить, в частности, его вывод о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, разработанная им в первые годы социалистического строительства так называемая новая экономическая политика (НЭП) и др.
Современные марксисты в своих воззрениях противостоят, по сути, всем охарактеризованным выше течениям политической мысли — консерватизму, либерализму, социал-демократизму или, говоря по-иному, все они противостоят марксизму. Консерваторы и либералы стремятся укрепить капиталистический строй. Социал-демократы пытаются встроиться в экономическую и политическую систему капитализма. Марксисты же борются за то, чтобы к власти пришли сами трудящиеся массы, ибо, по их мнению, только в этом случае они смогут полностью реализовать свои экономические, политические и духовные интересы, построить общество социальной справедливости.
Утверждается, что приход трудящихся к власти возможен в результате социалистической революции, которая может происходить как насильственным, так и мирным путем, если буржуазия, исходя из соответствующей оценки сложившейся революционной ситуации, не станет оказывать вооруженного сопротивления. Социалистическая революция трактуется не только как захват власти революционными массами, но как коренное изменение всей системы общественных отношений — экономических, политических и других. На путях к этому современные марксисты поддерживают разного рода социальные реформы, если они осуществляются в интересах широких слоев населения той или иной страны. Только в этом случае реформы признаются как прогрессивные.
Движущей силой в борьбе за прогрессивные реформы и социалистическую революцию объявляется не один рабочий класс, структура которого под влиянием современного научно-технического прогресса и других обстоятельств существенно изменилась, но все трудящиеся массы, в той или иной степени эксплуатируемые представителями современного крупного капитала. Таким образом, речь идет о существенном расширении социальной базы социалистической революции.
Однако в настоящее время это звучит, скорее, как благое пожелание. Реальность такова, что крупный капитал, включая современные транснациональные монополии, крепко держится у власти в своих странах. К тому же условия жизни трудящихся масс в развитых капиталистических странах отнюдь не побуждают их к революционным выступлениям. Уровень их жизни относительно высокий, а свои права они отстаивают, прибегая к способам, сложившимся в рамках современной буржуазной демократии.
В целом политология современного марксизма включает в себя все основные идеи, сформулированные его основоположниками, развиваемые и применяемые с учетом современной политической действительности. Это касается толкования социальной природы политических явлений, взаимодействия политики и экономики, политических и духовных явлений, природы и сущности государства, его роли в жизни общества и т. д.
Напомним, что с точки зрения классического и современного марксизма природа политических явлений коренится в общественном бытии людей, прежде всего в их экономических отношениях. Последние характеризуются как экономический базис общества, над которым возвышается политическая и идеологическая надстройка. Это значит, что содержание политической надстройки — политических отношений людей, различных политических институтов и самого политического сознания — в решающей степени обусловлено существующими экономическими отношениями. Политика отражает в себе содержание экономических процессов и способствует их реализации. Именно это подчеркивается в известном высказывании В.И. Ленина о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики».
В то же время Ленин утверждал, что политика имеет («не может не иметь») первенство над экономикой в том смысле, что практическая реализация разрабатываемых людьми политических концепций и программ влияет на ход экономических процессов.
Речь идет, прежде всего, о сознательном воздействии на них экономической политики государства и правящих в нем политических партий, о их политическом подходе к решению экономических задач.
Учение о диалектическом характере взаимодействия экономики и политики определяет тематику и направленность марксистских исследований, касающихся как непосредственно содержания экономических и политических процессов, так и объективных и субъективных факторов их взаимодействия.
Как и Маркс, Ленин неоднократно указывал на вмешательство буржуазного государства в экономические процессы, более того — на сращивание монополий и государства на высшей стадии развития капитализма. Он считал несостоятельными либеральные теории свободного от государственного вмешательства капиталистического рынка, ибо, по его мнению, эти теории не соответствуют действительности. Социалистическое же государство, утверждал Ленин, по самой своей природе как орган осуществления политического господства рабочего класса, кооперативного крестьянства и трудовой интеллигенции должно организовывать хозяйственную жизнь страны и тем самым осуществлять руководство развитием экономики. Тем более что государство само становится собственником земли, ее недр, промышленных и многих сельскохозяйственных предприятий и т. д.
При этом государственная собственность понималась как всенародная. Со временем и социалистическое государство также стало называться общенародным как выражающее интересы всего народа.
В последние годы различные положения марксистской политической мысли были подвергнуты острой критике в работах авторов многих стран, в том числе в России. Эта критика является отчасти объективной и потому справедливой, в частности, когда указывается на односторонний и догматический подход нынешних марксистов к толкованию многих современных политических явлений. В другой своей части эта критика имеет весьма субъективный, предвзятый характер, отвергающий марксистские положения без конкретного анализа их содержания и научного значения. Как бы там ни было, ряд положений марксизма стал достоянием современной политологии. Из них исходят многие теоретики разных стран в своих исследованиях современных политических явлений и процессов. И даже противники марксизма не отрицают того, что это учение остается одним из распространенных течений современной политической мысли, хотя влияние его на умы людей заметно ослабло.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8