logo
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

2.2.2. Политические учения Древнего Рима

Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н.э., не только заимствовали многие культурные достижения греков, но и подняли их на более высокий уровень совершенства. Политическая мысль римлян представляет собой новый этап в осмыслении политической истории человечества. Самое видное место в наследии римских политических мыслителей занимают сочинения Полибия и Цицерона.

В своей знаменитой работе «Всеобщая история» Полибий (207— 120 до н.э.) рассматривает вопросы эволюции государства, проблему разделения властей, формы наилучшего государственного устройства.

Опираясь на учение стоиков о циклическом развитии мира и естественном развитии общества с периодами роста, расцвета и упадка, он создает круговую схему смены форм государственного правления. Первой, по его мнению, возникает монархия, которая со временем разлагается из-за личной корысти монарха и утери им опоры в народе. В результате монарх сам становится тираном или уступает тирану свое место. В свою очередь, недовольство тираном приводит к его свержению, и власть переходит к благородным мужам, возглавившим переворот. Аристократия первоначально ратует за общее благо, но затем вырождается вследствие своего стремления к обогащению. Тогда к власти приходят немногие богачи-олигархи, но их скоро свергает народ и устанавливает демократию. Демократия постепенно также вырождается и превращается в охлократию («охлос» — чернь, толпа), правление охлократии сопровождается беззаконием. Недовольство народа воцарившимся беспорядком приводит к власти нового монарха, и все повторяется: формы государственного правления проходят тот же цикл заново.

Чтобы преодолеть постоянный круговорот форм власти, установить стабильное правительство, необходимо, как считал Полибий, построить государство, сочетающее в себе принципы монархии, аристократии и демократии. Идеал такого государства Полибий видел в Риме, где монархию представляла власть консулов, аристократию — власть сената, а демократию — народное собрание. Правильным сочетанием и равновесием этих властей он объяснял могущество Римской державы.

Сформулировав общие положения циклической теории, Полибий утверждает, что римская государственность, пройдя сквозь многие испытания и превратности судьбы, смогла вырваться за пределы природной необходимости круговорота простых форм правления и образовала сложную форму. При ее создании задача заключалась в том, чтобы соединить преимущества, присущие уже известным государственным устройствам.

Самый известный политический мыслитель Древнего Рима — знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Главные его политические сочинения — диалоги «О государстве» и «О законах», в которых он обосновал идею неразрывной связи личности и государства, роли государства в деле обеспечения свободы и счастья человека.

С точки зрения Цицерона, государство представляет собой не только форму выражения общего интереса всех его свободных членов, но и согласованное правовое общение. Государство он определяет как достояние народа. Народ же есть соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Потребность жить вместе — вот первая причина объединения людей.

В отличие от Платона и Аристотеля, для которых естественное право (истинный закон) и государство неотделимы, Цицерон утверждает, что естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, чем какое-либо государство. Государство по самой своей сути воплощает все то, что по природе своей есть справедливость и право. Таким образом, Цицерон стоял у истоков осознания идеи «правового государства».

В поисках наилучшего государственного устройства Цицерон анализирует различные стадии развития Римского государства. Римское государство — в противоположность греческим полисам — строилось не на установлениях отдельных законодателей, а вырастало благодаря деятельности многих поколений. Цицерон различает три формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). При царской власти все люди отстранены от общего для всех законодательства. При власти оптиматов народ также лишен участия в совместных совещаниях, при народной власти отсутствие возможностей подняться по ступеням социальной лестницы ущемляет интересы достойных и доблестных граждан. Все эти три вида государственного устройства склонны к вырождению в тиранию и разрушению самого государства. Отсюда наилучшей формой государственного устройства может быть только смешанная форма власти, соединившая в себе достоинства всех трех названных выше форм. В этом случае государство наиболее прочно, так как свобода достигается путем установления великого равенства через разделение властей.

Любое государство, по Цицерону, стремится к могуществу, чтобы обеспечить свою безопасность. Но эта справедливая цель достигается только посредством несправедливого отношения к другим народам. Это естественно, поскольку существуют народы, которым во благо разумное подчинение, подобно тому, как телу во благо подчиняться душе. Более того, государство, где отсутствует справедливость — тирания, олигархия, власть толпы, — не может называться государством, поскольку оно утрачивает главные признаки государственности — согласие в вопросах права и общность интересов.

Таким образом, античные мыслители рассматривали политику как единственную форму цивилизованного существования человека. Государство и общество они не отделяли друг от друга и не противопоставляли друг другу. Цель государства — создать возможности для счастливой жизни граждан. Однако только в правильно организованном и справедливом государстве человек может раскрыть свои способности, не проявлять низменных качеств и быть счастливым. По этой причине античные мыслители значительное место уделяли поискам модели совершенного (идеального) государства.