2.2.2. Политические учения Древнего Рима
Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н.э., не только заимствовали многие культурные достижения греков, но и подняли их на более высокий уровень совершенства. Политическая мысль римлян представляет собой новый этап в осмыслении политической истории человечества. Самое видное место в наследии римских политических мыслителей занимают сочинения Полибия и Цицерона.
В своей знаменитой работе «Всеобщая история» Полибий (207— 120 до н.э.) рассматривает вопросы эволюции государства, проблему разделения властей, формы наилучшего государственного устройства.
Опираясь на учение стоиков о циклическом развитии мира и естественном развитии общества с периодами роста, расцвета и упадка, он создает круговую схему смены форм государственного правления. Первой, по его мнению, возникает монархия, которая со временем разлагается из-за личной корысти монарха и утери им опоры в народе. В результате монарх сам становится тираном или уступает тирану свое место. В свою очередь, недовольство тираном приводит к его свержению, и власть переходит к благородным мужам, возглавившим переворот. Аристократия первоначально ратует за общее благо, но затем вырождается вследствие своего стремления к обогащению. Тогда к власти приходят немногие богачи-олигархи, но их скоро свергает народ и устанавливает демократию. Демократия постепенно также вырождается и превращается в охлократию («охлос» — чернь, толпа), правление охлократии сопровождается беззаконием. Недовольство народа воцарившимся беспорядком приводит к власти нового монарха, и все повторяется: формы государственного правления проходят тот же цикл заново.
Чтобы преодолеть постоянный круговорот форм власти, установить стабильное правительство, необходимо, как считал Полибий, построить государство, сочетающее в себе принципы монархии, аристократии и демократии. Идеал такого государства Полибий видел в Риме, где монархию представляла власть консулов, аристократию — власть сената, а демократию — народное собрание. Правильным сочетанием и равновесием этих властей он объяснял могущество Римской державы.
Сформулировав общие положения циклической теории, Полибий утверждает, что римская государственность, пройдя сквозь многие испытания и превратности судьбы, смогла вырваться за пределы природной необходимости круговорота простых форм правления и образовала сложную форму. При ее создании задача заключалась в том, чтобы соединить преимущества, присущие уже известным государственным устройствам.
Самый известный политический мыслитель Древнего Рима — знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Главные его политические сочинения — диалоги «О государстве» и «О законах», в которых он обосновал идею неразрывной связи личности и государства, роли государства в деле обеспечения свободы и счастья человека.
С точки зрения Цицерона, государство представляет собой не только форму выражения общего интереса всех его свободных членов, но и согласованное правовое общение. Государство он определяет как достояние народа. Народ же есть соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Потребность жить вместе — вот первая причина объединения людей.
В отличие от Платона и Аристотеля, для которых естественное право (истинный закон) и государство неотделимы, Цицерон утверждает, что естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, чем какое-либо государство. Государство по самой своей сути воплощает все то, что по природе своей есть справедливость и право. Таким образом, Цицерон стоял у истоков осознания идеи «правового государства».
В поисках наилучшего государственного устройства Цицерон анализирует различные стадии развития Римского государства. Римское государство — в противоположность греческим полисам — строилось не на установлениях отдельных законодателей, а вырастало благодаря деятельности многих поколений. Цицерон различает три формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). При царской власти все люди отстранены от общего для всех законодательства. При власти оптиматов народ также лишен участия в совместных совещаниях, при народной власти отсутствие возможностей подняться по ступеням социальной лестницы ущемляет интересы достойных и доблестных граждан. Все эти три вида государственного устройства склонны к вырождению в тиранию и разрушению самого государства. Отсюда наилучшей формой государственного устройства может быть только смешанная форма власти, соединившая в себе достоинства всех трех названных выше форм. В этом случае государство наиболее прочно, так как свобода достигается путем установления великого равенства через разделение властей.
Любое государство, по Цицерону, стремится к могуществу, чтобы обеспечить свою безопасность. Но эта справедливая цель достигается только посредством несправедливого отношения к другим народам. Это естественно, поскольку существуют народы, которым во благо разумное подчинение, подобно тому, как телу во благо подчиняться душе. Более того, государство, где отсутствует справедливость — тирания, олигархия, власть толпы, — не может называться государством, поскольку оно утрачивает главные признаки государственности — согласие в вопросах права и общность интересов.
Таким образом, античные мыслители рассматривали политику как единственную форму цивилизованного существования человека. Государство и общество они не отделяли друг от друга и не противопоставляли друг другу. Цель государства — создать возможности для счастливой жизни граждан. Однако только в правильно организованном и справедливом государстве человек может раскрыть свои способности, не проявлять низменных качеств и быть счастливым. По этой причине античные мыслители значительное место уделяли поискам модели совершенного (идеального) государства.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8