logo
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства

Государственное устройство любой страны в ходе своего исторического развития никогда не оставалось неизменным. Под влиянием различных факторов и обстоятельств оно изменяло свои формы, функции, устройство, методы деятельности. Процесс развития и изменения государственности не остановился и в настоящее время.

В конце XX в. современный мир столкнулся с целым рядом новых проблем, которые поставили перед большинством государств планеты новые задачи и цели. Глобальные проблемы в области отношений с природой (экологический кризис), необходимость ограничения производства и испытания оружия массового поражения, предотвращение перенаселения планеты и другие проблемы современности обусловили повышение роли государства в регулировании социальных процессов, выдвинули этот политический институт на главное место в деле защиты человеческого общества. Именно по этой причине современное государство вынуждено вмешиваться в управление многими областями жизни, которые ранее находились вне его непосредственного контроля.

В еще большей степени возрастает роль государства в странах, переживающих переход от одного типа общественного устройства к другому. На этой стадии общественной эволюции часто возникают отличающиеся в культурном отношении от общепринятых стандартов новые способы решения социальных проблем, что ставит под вопрос традиционные формы связи государства, общества и индивида. Зачастую реальная практика требует выработки нового типа взаимосвязи власти и граждан, которая сокращает возможности государства в деле регулирования жизнедеятельности своих граждан. Таким образом, государство становится всего лишь одним из центров политического влияния и не обладает никакими преимуществами перед другими институтами власти в обеспечении общесоциального порядка.

Такого рода проблемы ставят вопросы о поиске государством новых форм своей внутренней организации, о приспособлении к новым вызовам времени. Однако решить эти проблемы государство должно путем сочетания своих действий с общественной инициативой граждан, избегая силовых методов решения, всемерно сберегая главенство личности в общественной жизни, обеспечивая ее неотъемлемые права на свободное самовыражение.

Ведущей тенденцией в развитии многих современных государств, особенно европейских, следует считать стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Это государство характеризуется верховенством права и господством закона в обществе, реализацией основных прав и свобод граждан, разделением властей, взаимной ответственностью государства и гражданина, действием в обществе демократических принципов и процедур.

Другой важнейшей тенденцией сегодня выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивались как вмешательство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета. Например, помощь в ликвидации последствий какой-либо техногенной аварии в соседней стране не должна расцениваться как вмешательство в ее внутренние дела.

Кроме того, в развитии современного государства прослеживается тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им большей самостоятельности в принятии решений. Такое перераспределение функций органов государственной власти должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлеченности граждан в политическую жизнь, в процесс принятия политических решений.

В развитии современного государства наблюдается, с одной стороны, тенденция к интеграции экономической и политической жизни, а с другой — тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в состав Европейского экономического сообщества. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента и единых контролирующих органов. Наличие этих институтов свидетельствует о более тесной интеграции стран Западной Европы. Одновременно с процессами интеграции развиваются и процессы дезинтеграции, т. е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения из унитарных государств автономий.

Важнейшей тенденцией развития современных государств выступает также стремление обрести национальную идею, объединяющую общество. Если нет объединяющей идеи, то государство теряет свою интегративную функцию. В таком случае разные группы будут оказывать давление на высшие органы власти и требовать «свою долю общественного пирога», а государство не сможет выражать интересы всего общества. Особенно национальная идея необходима сегодня и для России. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила бы общность исторической судьбы разных социально-политических и национальных сил.

И, наконец, еще одна тенденция в развитии современного государства связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.