logo
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

4.1. Природа и сущность политической власти

Многочисленные теории власти позволяют сделать вывод, что власть коренится в самой природе человека как общественного существа. При этом здесь речь идет не о природной склонности человека подчинять себе других людей, а о том, что без власти не могли бы существовать ни сам человек, ни человеческое общество. Именно властное начало сыграло немаловажную роль в процессе возникновения человека, его выхода из животного или стадного состояния. Это стало возможным только благодаря подчинению индивидуалистических устремлений отдельного индивида интересам общины или племени. Ведь в основе процесса становления человека и человеческого общества практически лежало стремление обуздать, ограничить, подавить зоологические инстинкты, такие, например, как пищевой и половой, поставить их проявления под контроль сообщества. Иными словами, потребности совместного сосуществования людей диктовали необходимость формирования механизмов подчинения человека нормам человеческого общежития.

Кроме того, как в древности, так и в настоящее время ни одно человеческое сообщество не является однородным по своему составу. Во все времена люди естественным образом делились на сильных и слабых, умных и глупцов, опытных и неопытных и т. д. Это создавало в сообществе социальное неравенство, поскольку в зависимости от тех или иных качеств значение каждого отдельного индивида было неодинаковым. Неравенство, в свою очередь, порождало отношения господства и подчинения, при которых одни люди получали право отдавать распоряжения другим, основываясь на своих естественных преимуществах перед ними.

Из сказанного можно сделать вывод, что власть возникла вместе с возникновением человеческого общества на основе естественного неравенства людей и прошла длительный путь развития. В процессе эволюции человеческого общества власть приобретала те или иные формы в зависимости от различных общественных изменений. Как неотъемлемая сторона жизни человека власть возникла задолго до появления государства. Первоначально, около 40 тыс. лет назад, власть начала существовать в догосударственных и дополитических формах, выступая основным способом поддержания жизнеспособности человеческого сообщества и регулирования взаимоотношений между людьми. Таким образом, власть представляет собой способность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов.

С момента образования государства, т. е. около 5 тыс. лет назад, власть существует в политической, публичной форме. Политическая власть выделяется из всего многообразия властных отношений своими масштабами или степенью включенности во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно, властное взаимодействие здесь ограничивается рамками семьи. Пределы властного отношения между руководителем и подчиненным на предприятии ограничены рамками данного предприятия. В отличие от этих видов властных отношений политические властные отношения охватывают всех членов общества. Такие масштабы придают политической власти публичность, т. е. всеобщность в отличие от личных или частных отношений власти, которые распространяются лишь на отдельные группы.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине ее не было, поскольку там власть носила потестарный характер, когда старейшины или вожди исполняли функции управления родом или племенем. Политическая власть отличается от потестарной личностью носителя власти. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди соплеменников опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов, — старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокий статус в политической иерархии, он получает право повелевать и управлять другими людьми.

Кроме того, власть вождя в родоплеменной общине основывалась главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обществе в отличие от общины люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому преследуют разные интересы. Здесь уже недостаточно авторитета — необходим особый аппарат принуждения, т. е. система органов, наделенных правом применять санкции к нарушениям правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Таким образом, политическая власть — это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами.

Первоначально политическая власть носила синкретичный характер, т. е. она не разделялась внутренне на какие-то особые сферы управления. Например, князья Киевской Руси сами правили, сами вершили суд, сами собирали налоги и дани. Однако по мере развития общества внутри власти начал развиваться процесс разделения труда, который получил название дифференциации политической власти. Этот процесс начался с появлением отдельных групп людей, выполняющих управленческие функции в обществе. Например, стали появляться судьи, занимающиеся только разрешением споров и конфликтных ситуаций, старейшины, контролирующие порядок в населенных пунктах, сборщики налогов, обеспечивающие поступление средств в государственную казну и т. д. Следующим шагом в дифференциации политической власти стало создание соответствующих служб, которые из временных исполнителей превращались в постоянно действующие органы.