2.2.3. Политические учения Средневековья
В Средние века развитие политического знания происходило под непосредственным влиянием христианской религии, которая сформулировала и защищала теократическую концепцию государства. В соответствии с этой концепцией верховная власть должна принадлежать церкви, которой подчиняется власть светская. Человек, таким образом, становится гражданином двух миров: первый регулирует собой отношения человека с Богом, а второй — взаимоотношения людей друг с другом. При этом главная роль отводится первому миру, поскольку именно здесь раскрывается смысл человеческой жизни. Отсюда центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения в земной жизни. Политические учения Средневековья кладут в основание эту идею и рассматривают проблему власти, определяя власть как воплощение в жизнь божьего промысла.
Наиболее развитую концепцию политики один из самых авторитетных мыслителей христианства — Аврелий Августин (354—430) сформулировал в своем знаменитом трактате «О граде Божьем». В этом трактате Августин говорит о борьбе двух царств (градов) — Божьего и земного. Под двумя градами Августин понимает не политические образования, а духовно-нравственные общности, различающиеся своим отношением к Богу. Град Божий составляют люди, которые своей любовью к Богу заслужили спасение, а град земной объединяет людей алчных, самолюбивых, забывших о Боге. Зримым представителем Божьего града на земле выступает церковь, занимающая высшее положение, и государство должно служить церкви.
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство — это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды и есть господство силы. Только Божье государство обладает истиной, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.
Августин подчеркивает временный, преходящий характер государственной власти, которая допущена Богом для того, чтобы исправить человека, оказавшегося в падшем состоянии. И так как государственная власть существует, ее следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться же следует таким абсолютным благом, выразителем которого в земной жизни является христианская церковь.
В результате своих рассуждений о государстве и власти Августин приходит к выводу о раздельном, и независимом существовании двух властей в государстве — духовной и светской.
Идеи Августина о месте и роли государства были конкретизированы и развиты в трудах другого крупнейшего христианского мыслителя — Фомы Аквинского (1225—1274). Его политические воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О королевской власти», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, учит Фома Аквинский, ибо индивид не способен в одиночку удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникает политическая общность людей (государство). Целью этой общности является общее благо, создание условий для достойной, разумной жизни. По этой причине в государстве человеческие законы (право) не должны противоречить естественным, природным. Если в природе Богом построена определенная иерархия и на ее вершину помещен человек, то и в сообществе людей должны существовать сословия, выполняющие различные социальные функции и занимающие соответствующее положение в обществе. Политические функции должны выполнять те сословия, которые по божественному замыслу призваны управлять государством. Такой порядок заведен Богом. Таким образом, по своей сути власть есть установление божественное. Поэтому власть — неизменно добро и благо. Конкретные же формы и способы ее реализации определяются самими людьми, а потому могут иногда оказаться дурными и несправедливыми. Для того чтобы избежать произвола и насилия, Фома считал необходимым подчинение власти светской власти духовной, т. е. власти церкви.
Вместе с тем, продолжая свои размышления о природе государства, Фома Аквинский обосновывает необходимость возникновения государства рациональными аргументами. Жизнь в социальной общности естественна для людей, рассуждает он. Однако всякое сообщество выполняет определенные цели и после реализации этих целей оно может обойтись без гегемонии. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом, и таким руководителем становится государство. Главное предназначение государства, по мысли Аквината, вести сообщество людей к начертанной Богом цели — спасению человеческих душ.
Фома Аквинский при решении вопроса, какая форма правления — наилучшая, также предлагает исходить из представлений о небесной иерархии. Поскольку низшее должно подчиняться высшему, то лучшей формой власти является монархия. Однако добро проистекает от Бога и касается всех людей. Следовательно, лучше, чтобы все принимали какое-либо участие во власти. Такое устройство возможно, когда монарх стоит на вершине власти, под ним находятся аристократы, а если есть необходимость, то правители избираются из всех на основе добродетели.
Власть монарха, по мнению Аквината, должна быть ограничена законами. Закон есть мера действий, которой кто-либо понуждается к действию или воздерживается от него. Для человеческого действия мерой служит цель, содержанием которой выступает блаженство, а поскольку человек — часть государства, то закон имеет в виду общее благо.
С окончанием эпохи Средневековья религия перестает быть идейной основой политики, а религиозная концепция политики соответственно перестает быть господствующей. Христианство — преобразило европейскую культуру, но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении придатка религии.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8