12.1. Процесс политической социализации
Политическая социализация есть инструмент консенсуса общества. Но такая интерпретация не учитывает дезинтегрирующие факторы политической социализации. Между тем, как известно, в демократическом обществе оспаривание так же значимо, как и подчинение. Не выражает в полной мере политическую социализацию и представление ее в качестве средства воспроизводства социального порядка общества. Целые поколения могут отказываться от своего воспроизводства. Американский социолог Д. Истон приводит пример русской буржуазии, оставшейся в России после революции. Она не навязывала детям традиционные ценности своего поколения. Напротив, эта часть буржуазии стремилась «включить» своих детей на основе социализации в новую политическую систему. Иногда само новое поколение восстает против феномена традиционного воспроизводства. Пример тому — движения протеста студентов США и некоторых стран Западной Европы в 60—70-е гг. прошлого столетия против традиционных конформистских ценностей общества потребления.
Когда общество нестабильно, политическая социализация эту нестабильность усиливает. Так, в странах третьего мира развитие новых отраслей экономики нарушает сложившуюся социальную структуру и на определенном этапе основанная на традициях политическая социализация может вести к нарушению стабильного политической системы. Словом, в силу своей сложности и противоречивости политическая социализация по-разному трактуется в политической науке, предоставляя ученым возможность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. А потому, не смотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации еще не выявлено.
В целом политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.
Можно со всей определенностью говорить, что в процессе социализации индивид не пассивен. Политическое воздействие, которое испытывает каждый индивид, является первой фазой в этом процессе. Это воздействие оказывает влияние на политическое поведение индивида в итоге взаимодействия двух систем — системы личности и политики. Результатом этого взаимодействия являются индивидуальные политические ориентации. Они выражаются в позициях, мнениях и политическом поведении индивидов. Следует сказать, что способность индивида воспринимать и усваивать присущие социуму ценности, стандарты поведения зависят от набора политических знаний, умений и навыков человека.
Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов — возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий его существования. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обладает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет образовательных и коммуникативных структур, которые активно включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения человеком политической жизни. На более поздних стадиях «модерна» и расширения влияния постмодернистских тенденций люди острее ощущают воздействие «симулятивных моделей» политического участия, т. е. тех норм и ориентации, которые порождают эффект гиперреального мира (в виде образов, задаваемых рекламой, ТВ, образцами экспериментального моделирования мира средствами искусства).
Взаимодействие всех агентов политической социализации осуществляется государством и обществом. В случае, когда решающее влияние на процесс социализации оказывает государство, поощряется распространение конформистских настроений и консервативных убеждений. Нередко государство поощряет политическую пассивность населения. Иная картина предстает в случае организации обществом действий людей. Разные социальные группы существенно различаются по своим взглядам на политические реалии. И они по-своему выстраивают взаимодействие различных агентов политической социализации. В обществе возникают многообразные состязательные потоки социализации, которые конкурируют как друг с другом, так и с государством.
Как справедливо отмечает профессор А. И. Соловьев, индивид формирует свои взгляды, предпочтения, отношение к политике на пересечении этих конкурирующих друг с другом процессов, для которых характерны собственные приоритеты в толковании политических ценностей и поведенческих стандартов. Это показывает, что политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов научения индивида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8