2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
Разрыв с феодальным укладом жизни и утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия составляли основное содержание Возрождения и Нового времени. Для этих культурно-исторических эпох характерны критический пересмотр религиозных учений, формирование антисхоластического типа мышления, утверждение гуманистической культуры, светского искусства и философского мировоззрения. Мыслители того времени не занимались конструированием идеальных моделей государства, а старались понять и объяснять природу существующих политических отношений.
Одним из первых теоретиков новой эпохи и основателем светской политической науки был итальянец Николо Макиавелли (1469—1527). Свои политические воззрения он изложил в сочинениях «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции».
Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает отказ от умозрительных норм морали и подчинение политических действий практическим интересам. С его точки зрения, политика должна быть всецело подчинена достижению определенных целей. Выбор политических целей диктуется ситуацией, поэтому средства достижения цели должны сообразовываться не с моральными принципами, а с реальными обстоятельствами и возможностями правителей. По его мнению, нет хороших или плохих средств достижения политических целей — цель оправдывает средства. Таким образом, именно Макиавелли обосновал этот знаменитый принцип. Отсюда политику, основанную на насилии и безнравственности, хитрости и вероломстве, стали называть «макиавеллизмом».
В своих трактатах Макиавелли много внимания уделяет вопросу взаимоотношения государя с народом. Он предупреждает, что государь должен избегать таких дел, которые бы вызвали к нему ненависть и презрение. Ненависть к себе государи вызывают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольны жизнью, пока не задеты их честь или имущество. Презрение к себе государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств следует избегать всеми способами, стараясь в каждом действии демонстрировать подданным свое великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решения государя должны быть бесповоротными, и мнение о нем народа должно быть таким, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить монарха.
Макиавелли, анализируя политическую жизнь общества своего времени, отмечает большое влияние в нем борьбы противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит конкретные формы государства: правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»). В качестве идеала Макиавелли предлагает смешанную форму государства, где бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.
Творческое наследие Макиавелли противоречиво. Поэтому и политические идеи знаменитого итальянского мыслителя до сих пор вызывают многочисленные споры приверженцев и противников, его учения. Однако бесспорно одно — творчество Макиавелли знаменовало собой становление политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности и положило начало становлению европейской политической традиции.
Эпоха Возрождения — это период позднего Средневековья и поэтому носит переходный характер. В работах мыслителей эпохи Возрождения ощущается сильное влияние религиозной идеологии. Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти наблюдается лишь в Новое время, когда были созданы и получили широкое распространение теории естественного права и общественного договора. Согласно теории естественного права человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь, на свободное развитие, на участие в делах общества. Теория общественного договора рассматривала государство не как проявление божественной воли, а как результат договоренности людей, осознанно решивших создать особую систему власти в обществе и принявших на себя обязанность подчиняться ей.
Свой вклад в создание и развитие данных теорий внесли многие мыслители Нового времени, однако наиболее видными их представителями были английские мыслители Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704).
В своем основном политическом трактате «Левиафан» Гоббс исходил из того, что в естественном, первобытном состоянии, когда нет власти, сдерживающей человеческие страсти, люди постоянно враждуют между собой («человек человеку волк»). Это состояние Гоббс назвал войной всех против всех. Осознав безнадежность своего существования в естественном состоянии, люди нашли выход из него в создании государства. Они согласились передать все свои естественные права государству в обмен на мир, который обеспечивал их выживание. Выразителем и носителем общей воли стала неограниченная власть в виде библейского морского чудовища Левиафана, держащего людей в страхе и обеспечивающего равную для всех справедливость путем установления законов.
Таким образом, сильная централизованная власть создается путем заключения общественного договора между всеми участвующими индивидами. Эта власть обеспечивает порядок и выживание человечества. Олицетворением общественной власти становится государство, которому люди передают право на управление делами общества. На место законов природы государство ставит законы общества. Такое государство Гоббс называет политическим государством.
Люди, создавая государство, могут передавать принадлежащие им права или одному лицу, тогда возникает монархия, или собранию представителей всех сословий — демократия, или представителю одного сословия — аристократия. Его личные политические симпатии на стороне монархии, которую он оценивает как наилучшую форму правления. Он не допускает никаких «смешанных» правлений, а также считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами государства. Власть должна быть единой и неделимой, и никакое противостояние светских и духовных властей недопустимо, так как такое противостояние ведет к гражданской войне.
Политическая теория выдающегося английского философа Джона Локка была изложена им в сочинении «Два трактата о государственном правлении». Учение Локка также основывается на теории естественного права. По его мнению, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии и тогда одним из главных прав человека является право частной собственности. Локк считает, что для естественного человека всегда характерно владеть частной собственностью, что обусловлено эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по Локку, невозможно удовлетворить главные потребности человека.
Однако в естественном состоянии отсутствуют органы власти, которые могли бы разрешать споры между людьми, наказывать виновных в нарушении естественных законов и т. д. Поэтому в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства, свободы, защиты личности и собственности люди учреждают государство. Государство представляет собой социальный институт, воплощающий и отправляющий функцию публичной власти. Государство возникает на основе общественного договора, но власть правителей не может быть абсолютной и должна основываться на уважении к естественному закону. Но как только государство нарушит эту основу, тотчас подданные освобождаются от обязательства ему повиноваться и вправе расторгнуть договор.
Для того чтобы государство не могло посягнуть на права граждан, Локк предложил разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях такого разделения можно обеспечить права личности. Законодательная власть принадлежит парламенту — представительному выборному органу. Она ответственна перед народом за принятие разумных законов. Исполнительная власть принадлежит королю и правительству и имеет право созывать и распускать парламент, право законодательной инициативы, право совершенствовать избирательную систему и т. д. Исполнительная власть должна действовать на основании законов. Сфера федеративной власти — внешняя политика. Таким образом, Локк первым в истории политической мысли сформулировал принцип разделения властей как способ ограничить их произвол.
В отличие от Гоббса, Локк считал государство не могучим, всесильным организмом (Левиафаном), а сообществом институтов, гарантирующих людям свободу и сохранение собственности. Наилучшим государственным устройством Локк считал конституционную монархию.
В политологии Локк считается создателем учений о демократическом политическом режиме, правовом государстве, концепции прав и свобод гражданина. Он впервые поставил личность выше общества и государства, указав, что государство не должно превалировать над личностью, так как личности создают общество, а общество — государство. В своих идеях неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, верховенства закона и разделения властей Локк сформулировал основные принципы либерализма.
Свое дальнейшее развитие и углубление основные идеи Гоббса и Локка получили в трудах мыслителей французского Просвещения, наиболее видными представителями которого были Ш. Монтескье (1689—1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712—1778).
В своем политическом труде «О духе законов» Шарль Монтескье обосновал происхождение государства не из общественного договора, а из закономерно развивающегося общего духа нации. Необходимость появления государства Монтескье выводит из сущности человека. Каждый отдельный человек, по Монтескье, слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими людьми. Но как только люди соединяются в общество, они утрачивают свою слабость. Исчезает первоначально существовавшее между ними равенство, возникают войны между отдельными людьми и между народами. Появление войн побуждает установить законы между людьми, а для их создания необходимо государство.
Государство образуется под воздействием физических причин (климат, размеры и положение страны, численность населения и др.) и моральных факторов (религия, традиции, нравственность, образ жизни и др.). При этом физические факторы являются определяющими, а моральные лишь усиливают действие физических. Так, Монтескье утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию людей, и народ не в силах выступать против произвола правителей и их злоупотребления властью. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливается республика. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.
Среди факторов, определяющих формы государственного правления, Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Он различает три формы правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. И разъясняет, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не сможет существовать долгое время, монархия же по своей природе требует средней величины, а для деспотии необходимы обширные размеры государства. Лучшей формой государственного устройства Монтескье считал конституционную монархию.
Политическая свобода и законность в государстве достигаются путем равновесия различных социальных сил. Они устанавливаются через разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость разделения властей Монтескье обосновывает так. Если поручить устанавливать законы исполнительной власти, то она будет учреждать законы, выгодные ей самой, и превратится в деспотическую власть. Чтобы этого не случилось, устанавливать законы должна другая ветвь власти, не следящая за их исполнением. Точно так же Монтескье обосновывает независимость судебной власти. Если наказывать за нарушение законов поручить исполнительной власти, то она сможет не выполнять законы, исходя из собственных интересов. Чтобы это не произошло, необходима независимость третьей ветви власти — судебной. Все три ветви власти могут сосуществовать, взаимно сдерживая друг друга.
В историю политологической мысли французский просветитель Жан-Жак Руссо вошел как автор сочинений «О причинах неравенства» и «Об общественном договоре, или о Принципах политического права». В этих сочинениях он разработал радикальную теорию государства и концепцию народного суверенитета.
Как и все просветители, Руссо придерживался договорной теории государства, рассматривал свободу и равенство как высшие человеческие ценности, считал политику средоточием общественных интересов. Он считал, что человек по своей природе добр и его поведение не сводится к удовлетворению эгоистических желаний, а диктуется также жаждой свободы и стремлением претворить в жизнь свои «естественные права», к которым Руссо относит свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и т.п. Человек рождается свободным и должен оставаться таковым в течение всей жизни. Он отдает государству часть своих прав добровольно, но государство не должно отнимать у него естественные права, принадлежащие ему от рождения.
Однако, по убеждению Руссо, подлинный общественный договор предполагает суверенитет народа, т. е. народ должен обладать верховной властью. Суверенитет един и неделим, его нельзя никому передать и поэтому в государстве невозможна представительная демократия. Народ должен осуществлять законодательную власть сам, участвуя в референдумах. Народ также должен избирать форму исполнительной власти. Лучшей формой правления Руссо считал республику, где должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти Руссо предлагал периодически проводить народные собрания с отчетами правительства. Помимо этого он предлагал организовать трибунал — специальный орган, охраняющий законы и законодательную власть.
Интенсивное развитие капиталистических отношений, обострение экономических и политических противоречий, усиление социальных антагонизмов стимулировали развитие и распространение политических идей в США. Движение американских колонистов дало мощный толчок развитию демократических идей, распространению идей договорного происхождения государства.
Самым ярким представителем борцов за демократию американского народа стал Томас Джефферсон (1743—1826). С позиций теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон подверг критике монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Исходя из теории договорного происхождения государства, Джефферсон доказывал происхождение королевской власти от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроле над нею. Если власть попирает права народа, граждане вправе расстаться с таким правительством, заменив его другим, способным наилучшим образом служить их интересам. Народ имеет право на восстание против тиранов и установление собственного суверенитета.
Все эти идеи Джефферсон сумел воплотить в Декларации независимости США. В этой декларации равенство, свобода, право на восстание признаются неотчуждаемыми естественными правами народа иле могут быть у него отобраны. При этом естественные права выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними должно всегда разрешаться в пользу естественных прав. Включение в декларацию естественных прав превратило их в личные права отдельных граждан. Это, в свою очередь, оградило права гражданина, личности от произвола государственной власти.
Декларация независимости США — первый в истории политический документ, официально провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета вытекает право народа на восстание, а также на установление угодной ему политической формы правления. Государственная власть, позволившая себе злоупотребления и насилие над гражданами, должна быть свергнута — это естественная обязанность и право людей.
С радикальными политико-правовыми идеями устройства государства выступил также американский революционный демократ Томас Пейн (1737—1809). В его политических убеждениях акцент сделан на проблеме обеспечения прав человека. По мнению Пейна, естественными правами человека являются свобода слова, печати, совести, равенство, право добиваться благоденствия, счастья и др.
На основе этих естественных прав создается гражданское общество, которое не должно ограничивать эти права людей.
Развивая концепцию «общественного договора», Пейн проводит различие между обществом и государством. Государство, по Пейну, есть продукт общества. Государство и общество отличаются друг от друга как по происхождению, так и по своим задачам. Если бы люди не имели пороков и строили свои взаимоотношения на началах справедливости, то правительства были бы не нужны. Назначение и цель правительства — обеспечить безопасность и свободу, а потому лучшая форма государственного устройства — это демократическая республика со всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.
В истории политической мысли Пейн первым обосновал идею мира и выступил против войн. Он утверждал, что правительства, которые не сохраняют мира и развязывают своекорыстные войны, должны быть свергнуты. Однако справедливые войны Пейн поддерживал, особенно войны, порожденные борьбой за независимость, за защиту естественных прав человека.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8