5.4. Правовое государство и гражданское общество
Многовековая история развития государства как важнейшего политического инструмента показывает, что — в зависимости от изменения общественных отношений, возникновения новых способов реализации власти и от уровня развития способностей и потребностей самого человека — постоянно менялись его формы, структура и другие черты и признаки. В то же время исторический анализ развития государства показывает, что главным направлением его эволюции был переход от абсолютистского, тоталитарного типа к модели правового государства.
Идея правового государства зародилась в глубокой древности как противовес самовластию и произволу верховных правителей древних обществ. Однако конкретные черты и признаки правового государства начали формироваться только под влиянием либеральных идей, что ознаменовало принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. Социальной основой такого устройства государственной власти стала ориентация всех органов государства на реализацию основополагающих прав человека, которые не могли быть изменены никакими законодательными актами или формой государственного устройства.
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности, где власть подчинена воле суверенного народа. В таком государстве существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Основополагающими принципами правового государства являются следующие.
Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни. Это означает, что все вопросы деятельности государственных органов власти, общественно-политических организаций и каждого гражданина в отдельности основываются на действующих законах и, прежде всего, на положениях конституции. Они не могут быть отменены или изменены никакими ведомственными органами, в том числе правительством. Любые постановления, распоряжения органов власти, противоречащие конституции, не считаются законными и не должны исполняться.
Кроме того, правовое государство отличается от неправового качеством закона. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность. Но свобода не может быть абсолютной, она имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме права. Эта мера должна быть равной для всех. Иначе право одного человека становится произволом в отношении другого, превращается в одностороннюю привилегию.
Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство несет перед народом политическую, правовую, моральную ответственность за свои действия, за последствия принимаемых управленческих решений. В свою очередь, каждый член общества несет ответственность перед государством за исполнение гражданских обязанностей, соблюдение законов, выполнение распоряжений органов власти. Нет прав без обязанностей, равно как нет обязанностей без прав.
Реальное разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, чтобы избежать деспотизма. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей действует в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти в центре может привести к игнорированию местных интересов, и наоборот: чрезмерная компетенция местных властей может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.
Строгая гарантированность государством прав и свобод личности. Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы присущи в равной мере всем и каждому; реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать прав и свобод других людей; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во всеобщей Декларации прав человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах.
Эффективный контроль за деятельностью органов власти со стороны социальных институтов и общественных организаций. Этот принцип означает создание системы надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, наличие гибкого механизма гарантий свободы волеизъявления. Всякое нарушение такого права кем бы то ни было должно пресекаться и наказываться. Для этого правовое государство создает развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного контроля и т.п.
Правовое государство стало важным этапом в развитии политической системы общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая возможности достижения фактического равноправия граждан. Поэтому во второй половине XX в. идея правового государства была дополнена теорией и практикой создания гражданского общества.
В современной политологии под гражданским обществом понимается система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализацию их интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не контролируемые государством.
В современном понимании гражданское общество структурно включает в себя следующие элементы.
1. Негосударственные предприятия, учреждения и организации, создаваемые различными учредителями на добровольной основе. Это производственные, посреднические, торговые объединения, частные банки, лечебные учреждения, высшие учебные заведения и т. д. Их владельцы свободны от вмешательства государственных органов в повседневные дела этих предприятий. Вместе с тем государство контролирует их профессиональную деятельность, следит, чтобы она соответствовала государственным стандартам, а их работники были бы социально защищены наравне с работниками государственных предприятий.
2. Общественно-политические организации и движения. Здесь особое место занимают политические партии. Политические плюрализм и многопартийность составляют одну из главных черт гражданского общества, показывающую меру развития в нем демократии. Политические партии, общественные движения представляют собой его основные институты, они выступают посредниками между государством и народными массами, отстаивая их интересы перед органами власти.
3. Институты и организации непосредственной демократии. К ним относятся органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти (сельские, поселковые советы, управы, уличные и домовые комитеты, спортивные организации и др.), общественные организации, выражающие интересы отдельных групп населения (организаций Комитет «Солдатских матерей России», «Женщины России» и т.п.). Эти организации, действуя в рамках закона, обладают правовой защищенностью от посягательств работников любых государственных органов власти.
Гражданское общество является продуктом западной цивилизации, поскольку базируется на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти, и характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству. Именно такое гражданское общество служит социальной предпосылкой утверждения демократического правового государства, ибо только наличие независимых от государства гражданских собственников, хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства.
Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и реализуются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения, социальные движения и инициативы и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, относительно независимых от государства и способных к самостоятельному решению своих проблем.
Таким образом, гражданское общество и государство — это два тесно взаимосвязанных социальных явления, которые выступают необходимым условием прогрессивного развития любой общественной системы. Базисом гражданского общества служат многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Кроме того, важнейшим условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев общества. Социальную основу гражданского общества составляет средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, высокий уровень интеллектуального и психологического развития личности.
Если обратиться к развитым странам, то там гражданское общество предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы. Эти самостоятельные и независимые от государства общества и объединения зачастую напряженно противостоят друг Другу, остро критикуют и разоблачают негативные явления в политике и общественной жизни.
В нашей стране процесс формирования гражданского общества только начинается и сопровождается целым рядом проблем. Прежде всего, его сдерживают устойчивые стереотипы и ценности, сохранившиеся до настоящего времени от советского прошлого. Эти стереотипы отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок, порождают психологический дискомфорт у значительной части населения, выросшей в советское время. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер российских реформ, одновременное решение в сжатые сроки проблем, порожденных предыдущей исторической эпохой. Это предполагает проведение быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Соответственно данное обстоятельство порождает конфликты государства с различными социальными группами, что на практике находит свое выражение в массовых формах протеста.
И, наконец, процесс формирования гражданского общества в России осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Все это делает процесс формирования гражданского общества в нашей стране неустойчивым и неровным.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте определение понятия «политическая система».
2. Назовите специфические черты политической системы общества.
3. Расскажите об основных элементах политической системы общества.
4. Какие основания используются для классификации политических систем?
5. Какую классификацию политическим системы предложил Г. Алмонд?
6. Назовите и дайте характеристику основным формам государственного правления.
7. Назовите и дайте характеристику основным формам государственного устройства.
8. Сформулируйте определение понятия «правового государство».
9. Назовите основные принципы правового государства.
Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Политическая система общества: структура и функции.
2. Конституция Российской Федерации о политической системе российского общества.
3. Основные типы современных политических систем.
4. Функционирование политической системы Российской Федерации.
5. Г. Алмонд и Д. Истон о политической системе.
6. Сравнительный анализ политических систем России и Англии, Франции, Германии, Швейцарии.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.
Желтов В.В. Политология: учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.
Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.
Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.
Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.
Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Дополнительная литература
Алмонд Г., Пауэлл Д., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: учеб. пособие / под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. М., 2002.
Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.
Грачев М.Н, Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.
Кретов Б.И. Современная российская политическая система. М., 1998.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8