logo
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

11.1. Сущность и структура государства как политического института

Термин государство получил широкое распространение со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как полис, княжество, царство, королевство, империя, республика и др. Одним из первых термин государство стал использовать Н. Макиавелли, который рассматривал государство как любую верховную власть над человеком.

Сегодня этот термин употребляется чаще всего в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая высшей властью и проживающая на определенной территории. В этом смысле государство тождественно стране и политически организованному народу. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Кроме того, в обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом, с административно-управленческим аппаратом, с правосудием и т.п.

Длительная история формирования и развития государства сопровождалась попытками теоретического объяснения источников его возникновения, отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Хронологически первой в данном вопросе стала теория естественного происхождения государства, разработанная Аристотелем. По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, а объединение нескольких селений образует государство. Основное назначение государства состоит в том, чтобы способствовать взаимному общению людей и достижению ими морального совершенства. Государство состоит из людей, но оно неизмеримо сильнее любого отдельного человека или каких-либо групп и объединений. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком являются его важнейшими качествами.

В Средние века большое распространение получила теория божественного происхождения государства, создатели которой рассматривали государство как результат божьего промысла, божественного плана творца. Такое понимание природы государства предусматривало, что именно бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю.

Принципиально другое объяснение происхождения государства. дала договорная теория, которая рассматривала государство как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. Подданные передают правителю определенные полномочия управления ими, но они могут и аннулировать эти права, если правитель и государство не будут служить их целям.

Свой вклад в объяснение происхождения государства внесла теория насильственного завоевания, которая утверждала, что государство возникло в результате насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельцев. Государство — это форма господства победителей над побежденными.

Собственную трактовку происхождения государства дала марксистская теория, которая основывалась на том, что государство создает экономически господствующий класс для защиты и охраны своей собственности. Поэтому марксизм рассматривает государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров.

Современная политология связывает возникновение государства с усложнением общественного развития, формированием многообразия общественных интересов, противоречивым характером властвующих и подвластных. Именно дифференциация интересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений предопределила возникновение особого органа, способного организовать жизнь людей на отдельной территории.

Большинство современных ученых считают, что государство — это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из такого понимания сущности государства становится ясно, что оно должно обладать суверенитетом, территорией и населением.

Суверенитет, означает, что все решения органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил и обязаны выполняться внутри страны. Иными словами, суверенитет предполагает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, обязательные для выполнения каждым гражданином государства, и никакое иное государство не вправе навязывать свою волю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил, и поэтому только оно может издавать законы и осуществлять правосудие. Однако здесь следует иметь в виду, что различные страны иногда сознательно и добровольно ограничивают свой суверенитет, вступая в различные союзы и объединения государств.

Территория — это физическое пространство, на которое распространяется политическое и правовое влияние государства. Она включает в себя землю, ее недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема. Утрата территории означает исчезновение государства.

Население государства — это совокупность людей, проживающих на данной территории. Без населения также не может быть государства. Несмотря на существенные социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами, они обязаны выполнять законы государства, но во многом ограничены в политических или экономических правах.

Кроме обязательных признаков суверенитета, территории и населения, государство также обладает такими признаками, как право на монопольное и легальное применение силы, а также на сбор налогов.

Монополия на легальное применение силы означает физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых государством решений. Диапазон применяемых государством средств принуждения очень широк: от сознательного побуждения поведения граждан до физического уничтожения тех, кто не придерживается установленных законом норм. Для принуждения у государства имеются особые органы — армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также соответствующие средства — оружие, тюрьмы и др.

Сбор налогов означает взимание материальных средств, которые используются для поддержания социальной организации совместной жизни: на оплату работы госслужащих, создание структур общественного назначения (школ, больниц и т.п.), а также для обеспечения целенаправленных изменений в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Будучи механизмом организации и осуществления политической власти, государство имеет свои органы, которые выполняют различные конкретные функции. Одним из основных элементов этого механизма является глава государства. Это может быть либо монарх, либо президент. В качестве главы государства может также выступать и коллективный орган (например, Государственный совет во Вьетнаме). Глава государства координирует деятельность государственных органов и управляет этой деятельностью на основе существующего законодательства. Кроме этого, он представляет государство в межгосударственных отношениях и взаимодействиях на высшем уровне.

Другим важным элементом государства являются органы законодательной власти. Это различного рода законодательные собрания, деятельность которых состоит в выработке и принятии законов, обязательных для исполнения всеми государственными и общественными институтами и организациями, а также всеми гражданами государства. В абсолютных монархиях эти органы отсутствуют, поскольку и законодательная, и исполнительная власть в таких государствах осуществляется монархом, при котором может функционировать только какой-либо совещательный орган. Законодательные органы формируют правовую основу государства, определяют права и порядок взаимодействия всех других органов государства.

Не менее важным структурным элементом государства являются органы исполнительной власти. Они организуют исполнение законов и проведение политики государства в различных сферах жизни общества. По своей сути это административно-управленческие структуры, которые осуществляют власть. В государстве есть высшие и местные исполнительные органы. Высшие исполнительные органы — это правительственные структуры (министерства, комитеты, департаменты и т. д.). Местные органы (префектуры, мэрии, муниципалитеты и т.п.) исполняют распоряжения высших органов, издают собственные указы и постановления на основе действующего законодательства и осуществляют самостоятельную деятельность по проведению в жизнь политики государства в пределах своих полномочий. В структуру органов исполнительной власти входит и репрессивный аппарат (полиция, милиция и т.п.), который осуществляет функцию подавления в отношении лиц, которые представляют опасность для общества и государства.

Одним из важнейших элементов государственного механизма являются судебные органы. В государстве, как правило, рассмотрением гражданских и уголовных дел против нарушителей законов занимаются высший (конституционный) суд и суды различных инстанций. Контроль за исполнением законов в системе исполнительной власти, а также всеми государственными и общественными органами и организациями осуществляет прокуратура — еще один орган государственного механизма.

Особым органом государства является армия, основное назначение которой — защита суверенитета и обеспечение безопасности государства в случае агрессии со стороны внешних сил. В некоторых случаях армия может выполнять функцию репрессивных органов внутри общественного организма по отношению к силам, разрушающим государство (сепаратистские движения).

И, наконец, рассматривая структуру государственного механизма, необходимо иметь в виду такой общественный институт, как политические партии. Будучи общественными организациями, они не входят в структуру государственных органов, но вместе с тем активно влияют на характер деятельности государственного механизма через своих представителей в этих структурах.