logo
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

5.3. Политическая система и государство

Наиболее важным элементом политической системы общества является государство. Его значимость определяется максимальной концентрацией власти и ресурсов, которая позволяет эффективно влиять на социальные изменения в обществе. Термин «государство» в политологии употребляется обычно в двух значениях: в широком, т. е. как страна или общество, расположенные на определенной территории и представляемые высшим органом власти, и узком, т. е. как форма организации политической власти, обеспечивающая реализацию классовых, общечеловеческих религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории. Последнее понимание научно по своей сути.

Государство появляется в человеческой истории одновременно с политикой и правом. В догосударственном, племенном сообществе людей социальные отношения регулировались на основе родовой традиции, авторитете вождя и старейшин, на биологических и естественных регуляторах, таких, как пол, физическая сила, охотничьи навыки, воинское мастерство и т. д. Эти регуляторы выполняли свои функции в условиях, когда члены племени достаточно хорошо знали друг друга, когда между ними не было больших имущественных различий и когда они все вместе подчинялись воле вождя.

Однако в процессе усиления имущественного неравенства, расширения территории и увеличения численности племени естественных и традиционных родоплеменных регуляторов оказалось недостаточно. Тогда и возникла потребность в новом специальном органе, призванном регулировать значительно усложнившиеся социальные отношения. Таким органом стало государство.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родоплеменного строя и других элементов политической системы общества.

Во-первых, оно выступает как единая форма организации политической власти на определенной территории, где власть распространяется на все население. Целостность общества обеспечивает институт гражданства или подданства для каждого отдельного индивида. Распространение власти на определенной территории ведет к установлению ее пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В границах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство обладает правом на применение физической силы, реализуемым через органы насилия — армию, службы охраны порядка и безопасности.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом регулирования жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется в общеобязательности ее решений для населения, возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций, в обладании рядом исключительных прав (например, правом издания законов), в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других политических организаций.

В-пятых, государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества, часть которого оно составляет. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве принципов свободы и прав человека различные государства отличаются друг от друга по способам своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Форма государства представляет собой способ организации и осуществления государственной власти. Она раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами реализуется власть. Соответственно она складывается из гармоничного соединения формы государственного правления и формы государственного устройства.

Под формой правления понимаются организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В политологии различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. — monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха обычно передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

В истории политических отношений существовали и существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх здесь выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Неограниченная монархия была типичной формой правления в рабовладельческом и феодальном обществах. В настоящее время эта форма правления сохранилась в нескольких странах — Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

В конституционной монархии власть монарха ограничивается парламентом. При этой форме правления власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной ветви власти. Правительство здесь формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Сегодня конституционная монархия существует в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах.

Республика (лат. respublica — общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. В политической истории выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика основывается на ведущей роли президента в системе государственных органов. Президент здесь является одновременно и главой государства, и главной исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. В настоящее время президентская республика существует в США, Аргентине, Бразилии и др.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (обычно премьер-министр) является реальным главой в политической иерархии. Президент же фактически выполняет главным образом представительские и церемониальные функции. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Израиль и др.

Смешанная республика сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии и ряде других стран.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарные государства: Франция, Швеция, Дания, Турция и многие другие.

Федерация (от лат. fedus — союз) — это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штаты, республики, земли и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью. При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования — члены федерации — имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. В настоящее время в мире существует свыше 20 федеративных государств, из них наиболее известны США, Россия, Германия, Мексика, Бельгия, Индия и др.

Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований, созданный для достижения конкретных совместных целей. Государства — члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союза государств вопросам необязательны для исполнения каждым входящим в союз государством, поскольку каждое государство обладает правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. В современном мире конфедеративно устроена политическая система Швейцарии.