4.2. Виды политической власти
Всякое общество нуждается во власти как необходимом условии функционирования его социальной системы, регуляторе общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия в процессе удовлетворения общих интересов. Однако в зависимости от границ распространения, степени влияния на те или иные сферы общественной жизни и других факторов в политологии принято выделять различные виды политической власти. Разграничение власти по видам позволяет дать каждому виду более точную оценку и определить его роль в обществе.
Классификация власти может производиться по горизонтали и вертикали, а также по отдельным конкретным признакам. По вертикали — это деление власти между субъектами государственного управления, а по горизонтали — это деление ее на законодательную, исполнительную и судебную. По уровню в политической вертикали власть принято разделять на центральную, региональную, местную, республиканскую, областную, окружную разновидности. В зависимости от субъекта власть может принимать государственный, партийный, аппаратный вид. Если судить по режиму правления, то существуют авторитарная, тоталитарная, демократическая, бюрократическая и другие виды власти.
Авторитаризм — это один из наиболее распространенных видов политической власти в истории человеческой цивилизации. Самые древние из известных нам государств имели ярко выраженные авторитарные системы власти, основанные на единоличном правлении деспота, царя или фараона. Своими корнями авторитарная власть уходит в стадные инстинкты наших далеких предков, которые подчинялись авторитету силы своего вожака. С возникновением государства личная физическая сила и моральное влияние вождя отошли на второй план, а главную роль стала играть сила подчиненной ему политической организации — системы государственной власти.
Главным отличительным признаком авторитарной власти является монополизация власти и ее персонификация в лице вождя, который выступает как ее высший символ. Сосредоточение всех властных полномочий в руках одного субъекта в политологии получило название единовластия. Единовластие, как главная черта авторитарной власти, обусловливает основные принципы ее организации. По своей структуре этот вид власти представляет собой традиционную пирамиду, на вершине которой находится лидер — вождь, а внизу — отчужденный от власти народ. При лидере имеется управленческий аппарат — бюрократия. Нижестоящие звенья политического управления полностью зависимы от вышестоящих, при этом обратная связь, т. е. влияние управляемых на управляющих, практически отсутствует.
Авторитарный вид власти имеет как достоинства, так и недостатки. Его достоинствами являются простота и оперативность управления обществом, благодаря которым он существует уже тысячелетия. Авторитарная власть позволяет быстро менять политическую ориентацию государства, мобилизовывать имеющиеся ресурсы, проводить в жизнь непопулярные политические решения. В силу этих особенностей авторитарная система власти была характерна для многих государств, проводивших масштабные социально-экономические преобразования.
Однако авторитарная система власти имеет и серьезные недостатки, главный из которых — сильное влияние субъективного фактора. При этом виде власти политика государства во многом, а иногда и всецело, зависит от личностных качеств его лидера. Человек, обладающий бесконтрольной властью, легко становится жертвой своих страстей и амбиций. Но при этом вместе с ним жертвами становятся и тысячи, а то и миллионы его подданных.
Кроме того, другим серьезным недостатком авторитарной власти является зависимость лидера от его ближайшего окружения — высшей бюрократии. Вождь, сосредоточивший в своих руках все основные функции политического управления, неизбежно вынужден передоверять некоторые из них своим чиновникам. Сами чиновники в этой ситуации вынуждены постоянно выказывать свою преданность вождю, добиваться его расположения и при этом решать свои материальные проблемы. Чиновники высшего ранга сами становятся вождями для своих подчиненных, которые полностью зависят от них. Отсюда возникает такое явление, как коррупция. Бороться с коррупцией в условиях авторитарной власти практически невозможно.
И, наконец, еще один недостаток авторитаризма — это постоянная угроза кризиса власти. Поскольку власть независима от народа, ее относительно легко захватить силой. Все перемены в таком случае затрагивают только вершину властной пирамиды, практически никак не отражаясь на всем обществе. Отсюда неизбежность ожесточенной борьбы за власть, частые дворцовые перевороты, интриги
Кризис угрожает всем авторитарным системам и вследствие неопределенности перехода и наследования власти. Высокая степень централизации и монополизации власти требует постоянного участия политического лидера в решении основных задач государственного управления. Его смерть или болезнь создают неопределенную политическую ситуацию, сопровождаемую ожесточенной борьбой за власть, и, как следствие, дезорганизацию всей системы политического руководства Чтобы избежать этого, во всех авторитарных системах определяются способы наследования власти по кровнородственному принципу. Однако история всех традиционных монархий, где данный способ наследования власти существовал веками, также насыщена многочисленными примерами заговоров и дворцовых переворотов.
Тоталитаризм — крайняя форма авторитаризма. Тоталитаризм характеризуется полным подчинением общества, его экономической, социальной и духовной сфер жизни интересам правящей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый вождем. Вождь в данном случае обладает практически неограниченной властью над обществом.
От авторитарной власти тоталитаризм отличают два решающих обстоятельства. Во-первых, всеохватывающая и всепроникающая система политического господства, когда политическая власть полностью подчиняет и регламентирует все стороны жизни граждан. Власть устанавливает жесткие стандарты и нормы поведения людей, за соблюдением которых следит мощный репрессивный аппарат. Эти стандарты облекаются в идеологическую оболочку национальных или классовых интересов.
Во-вторых, основной социальной силой, на которую опирается тоталитарная власть, выступают мелкобуржуазные и маргинальные слои города и деревни — батраки и безработные, малоквалифицированные рабочие, ремесленники и лавочники. В любом авторитарном обществе всегда существует слой либо класс, чьи интересы защищает данная система власти Тоталитарная власть делает обычно ставку на люмпена, отличающегося завистью и ненавистью ко всем остальным слоям общества, имеющим собственность, стабильный жизненный уклад и определенные этические принципы. Именно социальная зависть и ненависть лежат в основе идеологии тоталитарных систем власти. Только натравив одну часть общества на другую, можно установить над ними полный и всеохватывающий контроль.
Воплощением тоталитарной власти выступает политический лидер, из которого государственная пропаганда формирует образ пророка, выполняющего великую историческую миссию. Массам людей предлагается слепая вера, бездушное подчинение и полная самоотдача, энтузиазм в выполнении указаний вождя. Сам вождь находится над правовым и конституционным порядком, поскольку становится воплощением высшей справедливости.
Тоталитарная система за короткий исторический срок может дать мощный импульс развитию экономики, главным образом ее военного сектора. Длительное время тоталитарная власть существовать не может, так как сама объективно порождает нестабильность в государстве. Тоталитарная система, опираясь на люмпенизированные слои, все же нуждается для управления общественным производством в значительном количестве специалистов-управленцев, чьи интересы расходятся с целями правящей элиты. Поэтому тоталитаризм сам размывает свою социальную базу Маргинальные слои меняют свою ориентацию, ищут новых лидеров, а новая элита с неизбежностью расширяет свое влияние в ущерб неограниченной власти вождя.
Демократия традиционно рассматривается как политическая система народовластия, диаметрально противоположная авторитарной и тоталитарной видам власти. Однако в научной литературе существует множество определений демократии, каждое из которых по-своему верно, так как выделяет какой-то один из ее элементов в качестве главного. Отсюда демократия понимается как власть большинства, как участие народа в управлении государством, как контроль за властью, как правовое и социальное государство, как защита и гарантии прав человека и прочее. Исходя из этого демократия рассматривается как метод властвования и управления, форма организации государственной власти, идеал общественного устройства, социальное движение, тип политического режима и т. д.
Несмотря на различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых не может быть демократии в любом ее понимании.
Во-первых, это принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически их менять, а в ряде государств имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов
Во-вторых, принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью властных органов.
В-третьих, принцип принятия решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их реализации. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти практически невозможно из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение своего мнения.
В-четвертых, принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, где лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.
Демократическая власть обслуживается целой системой правовых механизмов, призванных, с одной стороны, обеспечить эффективное руководство обществом, а с другой — максимально ограничить возможность произвола и волюнтаризма политических лидеров. От того, насколько успешно сочетаются эти два противоположных начала, зависит эффективность и устойчивость демократического правления.
Основополагающий принцип демократической власти — политический плюрализм предполагает, что политическая жизнь строится на поощрении многообразия и свободной конкуренции разных политических сил, действующих в соответствии с общепринятыми «правилами игры». Роль политического плюрализма заключается в том, что он предотвращает монополизацию власти, поскольку в демократическом государстве существует не один, а несколько центров власти, и каждый из них не является полностью суверенным, так как находится под контролем общества и других властных структур. Процесс принятия решений оказывается равноудален от интересов и позиций отдельных политических сил, благодаря чему создается равновесие, которое предотвращает превращение политической деятельности в «служанку» одной из этих сил.
Демократический плюрализм характеризуется не только наличием множества разных политических сил, отражающих разнообразные социальные интересы, но и конкурентным характером их взаимоотношений. В процессе противоборства различных интересов достигается их баланс на основе компромиссов. При этом конфликты неизбежны, но они здесь необходимы, поскольку выступают фактором развития и обновления общества. Конфликты разрешаются на базе общепринятых правил: верховенства закона, отказа от насилия, готовности к компромиссам, поиска консенсуса, толерантности, уважения прав человека.
Выражением политического плюрализма выступает, прежде всего, многопартийная система, в рамках которой каждая партия имеет равные права: закон не закрепляет каких-либо преимуществ одной партии над другими. Демократическая власть предполагает существование многочисленных соперничающих между собой партий, каждая партия при этом пользуется общим для всех средством борьбы за власть — механизмом выборов. Принцип многопартийности, в свою очередь, предусматривает наличие оппозиции, которая формируется из партий, проигравших выборы и не вошедших в правительство. Существование оппозиции также обязательный элемент демократической власти, поскольку легальная оппозиция в условиях плюрализма наделяется всеми правами и свободами, как и правящее большинство. Оппозиция предлагает себя в качестве реальной альтернативы правительству, создавая тем самым возможность ротации — перемены местами между правительством и оппозицией. И правительство, и оппозиция задействованы в мирном соперничестве за власть, правила и процедуры которого устанавливаются законами.
Наряду с многочисленными достоинствами демократическая система имеет и целый ряд существенных недостатков.
Главный из них — недостаточно высокая оперативность управления обществом. Институты власти, принимая те или иные решения, вынуждены много времени тратить на проведение законодательных актов через парламент, их согласование, утверждение и т. д. Необходимо также сверять принимаемые политические решения с общественным мнением, с реакцией избирателей. Поэтому демократическая система власти может эффективно функционировать лишь в обществах с устоявшейся экономикой, в условиях стабильного социального и политического развития.
Другим недостатком демократической системы является трудный процесс борьбы с преступностью. В юриспруденции существует убеждение, что чем ниже уровень насилия государства по отношению к гражданам, тем выше уровень насилия граждан по отношению друг к другу. И если авторитарные и тоталитарные системы используют в борьбе с преступностью преступные методы и широкомасштабное насилие, то демократическая система этого себе позволить не может.
Таковы основные типы политической власти современности. Но следует отметить, что ни один из рассмотренных выше типов в реальной политике не представлен в чистом виде: всякий конкретный тип в большей или меньшей степени не совпадает со своим прототипом, существуют также переходные и смешанные типы.
- Рецензенты:
- Введение
- Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — «Юрист»
- Лекция 1 политология как наука
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- 1.1. Сущность политологии, ее предмет и структура
- 1.2. Методы и функции политологии
- 1.3. Политология как учебная дисциплина
- Лекция 2 история политической мысли
- 2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире
- 2.2. Политическая мысль античности и Средневековья
- 2.2.1. Политические учения Древней Греции
- 2.2.2. Политические учения Древнего Рима
- 2.2.3. Политические учения Средневековья
- 2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени
- 2.4. Политические учения в России
- 2.4.1. Политическая мысль в России в XIX — начале хх в.
- 2.5. Политологические концепции современности
- Лекция 3 политика как общественное явление
- 3.1. Происхождение и сущность политики
- 3.2. Структура политики
- 3.3. Политическая идеология и ее разновидности
- 3.4. Политическая психология и ее структура
- Лекция 4 теория власти и властных отношений
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- 4.1. Природа и сущность политической власти
- 4.2. Виды политической власти
- 4.3. Легитимность политической власти
- Лекция 5 политическая система общества
- 5.1. Понятие политической системы общества и ее структура
- 5.2. Типы политических систем
- 5.3. Политическая система и государство
- 5.4. Правовое государство и гражданское общество
- Лекция 6 политическая культура общества
- 6.2. Типы политических культур
- 6.3. Особенности российской политической культуры
- Лекция 7 политические режимы
- 7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 7.3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- 7.4. Сущность демократического политического режима
- 7.5. Основные формы демократии
- Лекция 8 политические партии, общественные организации и движения
- 8.1. Общественные организации и общественно-политические движения
- 8.2. Понятие и сущность политической партии
- 8.3. Типы политических партий
- 8.4. Партийные системы и коалиции
- Лекция 9 политическое лидерство и политические элиты
- 9.1. Сущность и природа политического лидерства
- 9.2. Типы политических лидеров
- 9.3. Культ личности
- 9.4. Политическая элита
- Лекция 10 политическая демократия и избирательные системы
- 10.1 Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- 10.1. Понятие, принципы и виды демократии
- 10.2. Выборы и избирательные системы
- 10.3. Типы избирательных систем
- Лекция 11 государство как политический институт
- 11.1. Сущность и структура государства как политического института
- 11.2. Высшие органы государственной власти
- 11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства
- 11.4. Становление новой государственности в России
- Лекция 12 политическая социализация
- 12.1. Процесс политической социализации
- 12.2. Этапы политической социализации
- 12.3. Политическая социализация в школе
- 12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения
- 12.5. Функции политической социализации
- 12.6. Политические ориентации
- 12.7. Политические ориентации и система личности
- 12.8. Политические ориентации и символические системы
- Лекция 13 политические конфликты и их урегулирование
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- 13.1. Содержание политических конфликтов и их виды
- 13.2. Динамика развития политических конфликтов
- 13.3. Пути предотвращения и урегулирования политических конфликтов
- Лекция 14 международные отношения и мировая политика
- 14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики
- 14.2. Глобализация в международных отношениях
- 14.3. Геополитика в современном развитии
- 14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России
- Основные термины и определения
- Содержание
- 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8