6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
— вспышка молнии — гром;
— день — ночь;
— уголовное наказание — судимость;
— права — обязанности;
— гражданское общество — правовое государство.
7. Согласно Ф. Энгельсу, случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».
Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость — случайностью одновременно?
Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?
Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности?
Случайность или необходимость — авария самолета, столкнувшегося со стаей гусей, летящих на юг?
8. Из перечисленных ситуаций определите, какая может быть определена как реальная или абстрактная возможность:
— победа над противником при исходном равенстве сил;
— космический полёт в начале XX века;
— формирование правового государства в России;
— падение подброшенного человеком предмета на землю;
— уничтожение жизни на Земле;
— искусственное создание живого организма.
9. Может ли объективно истинное знание с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры, подтверждающие это.
10. Можно ли доказать, что отрицание объективности истины ведет к агностицизму?
11. Существуют ли такие высказывания, истинность которых может быть установлена непосредственно из их формы, минуя практику? Если ваш ответ на этот вопрос утвердительный, то приведите примеры таких положений. Если же ваш ответ отрицательный, то объясните, почему это возможно.
12. Предложенные вопросы предназначены для активизации мышления и способствуют последовательному, непротиворечивому и обоснованному изложению мировоззренческих взглядов.
Как вы понимаете выражение Ф. Ницше: «Философ познает — творя, и творит, — познавая»?
Как можете объяснить слова А. Шопенгауэра: «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже» ?
Объясните слова Плотина: «Материя — ложь и все-таки истина».
О чем идет речь в античном афоризме: «Устами младенца глаголет истина»?
В чем смысл русской поговорки: «Правда глаза колет» ?
Как вы понимаете высказывание: «Если говорить правду, свидетели не нужны» ?
Объясните слова Квинтилиана: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».
Как понять античный афоризм: «То, что знаем — капля, чего не знаем—море»?
Как можете объяснить слова Сократа, приводимые Платоном: «Я знаю, что ничего не знаю» ?
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание