logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 2. Диалектика общественной жизни

Общество как органическая система находится в постоянном движе­нии, изменении, развитии. Развитие - это направленные, необратимые, качественные изменения системы. Вопрос о путях изменения, источни­ках и движущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни занимал умы исследователей истории во все времена. Ответы на эти вопросы были самые разнообразные: одни видели источники разви­тия общества вне его (в Боге и божественном мире; в природных услови­ях), другие - в нем самом (в материальном производстве, в духовных факторах, в великих людях).

Диалектика общественной жизни включает в себя взаимодействие природного и социального, объективного и субъективного, общества и личности, уровней и сфер жизни общества и другие процессы. Она про­является в действии прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития, в нацеленности общественной жизни на удовлетворение по­требностей и интересов человека, социальных общностей. Диалектика общественного развития определяется многообразными источниками и движущими силами, закрепляется в формационном, историческом, социокультурном, цивилизационном и других процессах.

Частично тема была рассмотрена в предыдущем разделе, она анализи­руется и в последующих разделах. Для понимания диалектики общест­венной жизни важно раскрыть источники, движущие силы и направлен­ность исторического процесса. Остановимся на этих вопросах подробнее.

До Нового времени объяснение возникновения и развития общества осуществлялось на религиозной основе. Французское просвещение в XVIII в., пытаясь отойти от доктрины Бога как источника и творца мира, выдвигает идеи, получившие название географического детерминиз­ма. Виднейшим представителем этого течения был Ш. Монтескье. Он показал зависимость общества, общественных явлений и человека от природных условий. Форму общества, государственное устройство и да­же природу человека он ставил в зависимость от географической среды. Например, леность или работоспособность он объяснял жаркими и уме­ренными климатическими условиями. Этими же климатическими усло­виями он объяснял деспотию на Востоке и свободное общество на Запа­де. Он считал, что от географических условий зависит все. Даже законы, издаваемые государством, должны принимать во внимание физическую географию страны: климат - холодный, умеренный или жаркий; разме­ры территории, качество земли; образ жизни — земледельческий, охот­ничий или скотоводческий и т.д. Считалось, что власть климата сильнее всех властей.

Позиции Ш. Монтескье разделял русский ученый Л.И. Мечников. Он считал, что основным фактором и источником рождения цивилизации являются великие реки. Хронологически первыми были речные ци­вилизации, считает Л.И. Мечников. Они родились на берегах великих рек - Хуанхе и Янцзы, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Нила. Речные цивилизации были изолированы, оторваны друг от друга. Не взаимодей­ствуя, не развиваясь, рано или поздно они должны были либо погибнуть, либо быть поглощены другими цивилизациями, либо развиться в более перспективную морскую цивилизацию. Морские цивилизации, посте­пенно охватывая целый ряд народов, приобретают международный характер и, все более расширяясь, переходят на берега океана. Океаничес­кие цивилизации эволюционируют, богатеют, быстро развиваются как в результате заимствований, так и морских завоеваний (например, Нового света). Природные условия, по мнению Л.И. Мечникова, оказывают влияние не только на расширение и развитие цивилизации, но и на воз­можность господства одних народов над другими. Физико-географичес­кая среда, писал он, оказывает влияние на разные народы, предоставляя некоторым верховенство над другими народами *.

* См.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 328-365.

Ш. Монтескье и Л.И. Мечников утверждали, что жаркий климат не является условием прогресса общества. Только умеренный климат рож­дает у людей стимулы к труду, потому что природа ничего не дает чело­веку здесь в готовом виде. Именно умеренный климат является источни­ком рождения цивилизации, делают вывод сторонники географического детерминизма.

Справедливость требует позитивно оценить многие положения этой теории. В XIX в. К. Маркс, раскрывая механизм влияния природной сре­ды на историю, обращает внимание на то, что разнообразие продуктов природы составляет естественную основу разделения труда. Чем богаче природа, тем разнообразнее могут быть отрасли производства, выше их специализация и производительность труда. Разнообразные природные условия стимулируют рост общественных потребностей человека, но для их удовлетворения необходим определенный уровень развития матери­ального производства. Доказывая детерминирующую роль материально­го производства в обществе, К. Маркс, тем не менее, не отрицал и доми­нирующего влияния природных условий на развитие общества. В качестве примера он приводил факт становления буржуазных отноше­ний в Западной Европе, расположенной в зоне умеренного климата.

Если дано капиталистическое производство, отмечал он, то, при про­чих равных условиях, величина прибавочного труда изменяется в зави­симости от естественных условий труда и в особенности от плодородия почвы. Однако отсюда не вытекает обратного положения о том, что пло­дородная почва является наиболее подходящей для роста капиталистиче­ского способа производства. Последний предполагает господство чело­века над природой.

Слишком щедрая природа ведет человека, как ребенка, на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не области тропического климата с его могучею растительностью, а уме­ренный пояс был родиной капитала *.

* См.: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 255.

Помимо теории географического детерминизма, просвещение XVIII века создало модель общества и культуры, поставив их в, зависимость от разума. Источник развития и движения общества усматривался в сте­пени совершенствования интеллекта. Исходя из принципа «мнения пра­вят миром», просветители все общественные процессы объясняли на ос­нове идей и теорий, создаваемых критически мыслящими личностями. Эти личности разрабатывают модели развития общества и господствуют над толпой. Позиция «героев и толпы» не осталась достоянием только XVIII в. Ее, несколько модифицировав, продолжил уже в XX в. англий­ский историк А. Тойнби. Он доказывал, что источником движения обще­ства (в его терминологии - цивилизации) выступают природные или со­циальные вызовы. Движущей силой цивилизации является «творческое меньшинство», возглавляемое великой личностью, лидером. Организо­вав вокруг себя массу, творческое меньшинство отвечает на вызов в ви­де изменения социальных условий, и цивилизация делает шаг вперед в своем «росте», в прогрессивном движении.

Источником развития общества Г. Гегель называл внутренне проти­воречивый мировой разум. Он является творцом мировой истории, руко­водит ее ходом. Разум выступает и содержанием мировой истории. По­этому всемирно-исторический процесс совершается, разумно. Все действительное, утверждает Гегель, разумно, а все разумное действи­тельно (реально).

Теория географического детерминизма и теория мирового разума от­стаивали позицию, когда поиск источников развития общества осуще­ствлялся вне его. В XIX и XX вв. появляются теории, ищущие источники и движущие силы развития социальной системы в ней самой. Толчком для подобных выводов послужила критика философской системы Геге­ля. Хотя он считал, что источник социального развития находится вне общества, тем не менее доказывал, что источник развития любой систе­мы — это внутренние противоречия.

Известный американский социолог П.А. Сорокин исходил из прима­та сознания в общественной жизни, видя именно в сознании источник развития общества и его детерминанту. Все реальные социальные явле­ния имеют два аспекта: внешний, материальный (вещественно-энергетический) и, внутренний, духовный, писал он. Духовный аспект представлен фрагментами сознания — идеями, образами, чувствованиями, которые воплощаются в жизнь с помощью «материальных проводников» внешнего аспекта, т.е. предметов, процессов. В качестве доказательства Сорокин приводит пример с двумя камнями, одинаковыми по форме, размеру, весу. Но между ними существует глубокое различие. Один - просто камень, другой - священный символ, предмет поклонения пле­мени, фетиш. Почему один камень ничего не значит, а другой стал соци­ально-значимым символом, знаком? Потому, отвечает П. Сорокин, что второй камень стал носителем смысла, оказался наделенным религиоз­ной идей. Именно идея, а не физико-химические свойства, определяют его социальный статус, его место в системе социальных явлений. При этом для одного племени этот камень является священной вещью, для другого ничего не значит. Приводя другие аналогичные примеры, П. Со­рокин делает вывод, что характер социальных процессов и предметов оп­ределяется идеями, целями, замыслами людей, а не вещественными средствами, воплощающими этот замысел. Духовное в общественной жизни всецело определяет материальное.

Не только в социальной, но и в политической, религиозной, научной сферах определяющим началом также выступает сознание, считает Соро­кин. Скажем, религиозные идеи определяют цели и задачи церкви. В лю­бом социальном явлении замысел, идея всегда предшествуют самому явлению. Строя концепцию социальной системы, П. Сорокин выделяет в ней два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (сово­купность взаимосвязанных людей). Так как люди всегда действуют на ос­нове идей, целей, замыслов, то культурные системы определяют социаль­ные. Культурные системы, по мнению П. Сорокина, связаны с важнейшими духовными ценностями жизни человека: Истиной, Добром, Красотой, Справедливостью. От этих идей зависят реальные подсистемы: наука, религия, искусство, этика (как мораль и право). Истина, добро, красота, справедливость определяют строй общественной жизни - и ма­териальное производство, и политические организации, и сферу быта.

В концепции П. Сорокина много позитивного. Нельзя отрицать, на­пример, роль сознания - идей, теорий, образов - в общественной жиз­ни, оно имманентно любому общественному процессу. Общество не мо­жет прожить, занимаясь только производством материальных благ, не занимаясь производством знаний, идей, духовных процессов. Но выделять духовный фактор в качестве единственной детерминанты социаль­ной системы вряд ли правомерно. Прежде чем создавать идеи, научные теории, писать музыку, рисовать и т.п. человек должен есть, пить, оде­ваться и иметь крышу над головой. На этот факт естественной первично­сти удовлетворения материальных потребностей людей обращал внима­ние К. Маркс и другие мыслители.

Выработав материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс в поисках источников развития социальной системы исходи­ли из реальных действительных предпосылок, которые могут быть уста­новлены эмпирическим путем. Такими предпосылками они называли людей - живых человеческих индивидов и материальные условия их жизни. Для жизнедеятельности людей прежде всего необходимы предметы, создаваемые материальным производством, т.е. материальные блага, удовлетворяющие витальные, жизненные потребности людей (в пище, одежде, доме и т.п.). Именно в материальных потребностях, точнее в противоречии между потребностями и их удовлетворением, К. Маркс увидел источник развития социальной системы. Разрешение данных противоречий является первоисточником и первопричиной изменений общества. Источники развития содержат духовная жизнь и другие сферы общества.

Любая форма деятельности - от простейших трудовых процессов до абстрактно теоретических видов духовного производства - носит сознательно-целеполагающий характер. Люди осмысливают предстоящую де­ятельность в связи со своими желаниями, идеалами и целями, оценива­ют ее содержание и последовательность, стремятся к достижению намеченной цели. Раскрывая внутреннюю структуру деятельности, со­циальная философия в качестве ее основных элементов выделяет по­требности, интересы, цели, средства и результат.

Потребности и интересы еще со времен античности признавались по­будительными силами человеческой деятельности. Они объективны и независимы от сознания человека в том смысле, что возникают и про­являются с необходимостью, связаны с поддержанием естественного жизненного цикла. Но потребности и интересы отражаются в сознании, направляют и определяют поступки человека. Действия индивида, равно как и деятельность социального субъекта вообще, детерминирована су­ществованием потребностей и интересов и необходимостью их удовле­творения. Человек строит себе жилище или носит одежду не потому, что он так хочет или это красиво, а потому, что жилище и одежда необходи­мы ему для защиты его тела, для сохранения его жизни. Он - теплокров­ное существо. Естественные потребности — это свойство человеческой природы. Они, и прежде всего биологические, витальные потребности, постоянно побуждают человека в процессе жизнедеятельности искать или создавать необходимые средства существования.

Потребность - нужда в чем-либо. Она выражает отношение субъекта к необходимым условиям своего существования. Интерес - это отноше­ние субъекта, носителя потребности, к самой потребности (удовлетворе­ние или неудовлетворение; ранжирование потребностей), а также к объектам, свойства и признаки которых вызывают внимание носителя потребностей. Потребности и интересы неотделимы от субъекта-носите­ля, они входят в его структуру. Наличие потребностей и интересов созда­ет у людей состояние напряженности и готовности к соответствующему виду деятельности или поступку. Потребности и интересы осознаются субъектом, который создает идеальный (мысленный) план действий, на­правленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель (т.е. фор­мирует идеальный образ желаемого результата), выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. В зависимости от оптимальности выбранных средств, от имеющихся налицо объектив­ных условий и субъективных факторов, цель может быть достигнута и получен ожидаемый результат или цель не бывает достигнута, а результат может быть прямо противоположный ожидаемому. Но если результат достигнут и потребность удовлетворена, то возникают другие потребно­сти. В социально-филорофской теории сформулирован закон возвыше­ния потребностей. Он состоит в том, что удовлетворенная потребность вызывает к жизни другую, третью. Процесс повторяется, сохраняя устой­чивость и внутреннюю необходимость, существенность. Для удовлетво­рения возрастающих материально-физических потребностей требуется расширение материального производства, которое ведет к постоянному совершенствованию общества и его материальной культуры.

Объективны не только материальные потребности субъекта, но и ду­ховные. Человек не может перестать думать, познавать, переживать, чув­ствовать, как не может перестать дышать, есть, ходить. Потребности в знании, в познании, в развитом духовном мире так же свойственны человеку, как и материальные потребности. Потребность в вере, например, так же неистребима, как потребность в жилище. Вера помогает человеку выжить (зачастую даже физически), сохранять спокойное состояние ду­ха, учит сострадать, сочувствовать.

Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потреб­ности социальных субъектов, необходимо постоянно расширять общест­венное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному и непрерывному прогрессивному развитию социума.

История - реальная общественная жизнь людей, их совместная дея­тельность, проявляющаяся в конкретных взаимосвязанных событиях, фактах, процессах. Это непрерывная жизнь людей во времени и прост­ранстве. В жизни людей прошлое, настоящее и будущее разделены ус­ловно, они проникают друг в друга. Диалектика исторического процесса поэтому состоит также во взаимодействии различных векторов, опреде­ляющих характер и направленность развития конкретных обществ.

Социальная система, будучи элементом бытия, зависит от космичес­ких и земных ритмов и связей, но имеет свои собственные измерения. Социальное пространство и социальное время — это объективные формы исторического процесса, формы общения и деятельности субъектов, са­мореализации человека. Социальное пространство понимается не просто как физическое явление, но и как сфера организованной человеческой деятельности, в которой каждый конкретный индивид или общность на­ходятся в определенном соотношении не только с природными, но и социальными явлениями, друг с другом.

В XX веке стало активно формироваться единое мировое пространст­во, единая мировая история, которая существовала не всегда. На ранних этапах истории человечество было разобщено, у каждого народа была своя история. Постепенно, по мере прогрессивного развития, единое историческое пространство расширялось за счет объединения деятельнос­ти различных субъектов, в результате интеграции отдельных народов и государств в систему мировых экономических, политических и иных отношений. Интенсивное становление мировой истории с единым исто­рическим пространством начинается с возникновения капиталистичес­ких отношений, с появления всемирного рынка, которые утвердили все­сторонние общесоциальные связи субъектов мирового сообщества. Зависимость проявляется, например, в экологической, экономической, политической и духовной областях. В XX в. единое историческое прост­ранство вмещает множество народов и государств с их культурами, тра­дициями, обычаями, ценностями. У каждого народа - свои цели, задачи, особенности жизни, но их объединяют единые цели — сохранение чело­вечества на земле, решение глобальных проблем и другие. Сегодня куль­тура человечества и его будущее характеризуются выживанием, наличи­ем глобальной системы угроз. Поэтому характер и направленность мирового развития приобрели особую значимость.

Время, длительность можно рассматривать как календарное, текущее равномерно, ритмично, непрерывно. В этом смысле оно одинаково для всех эпох, не зависит от исторических событий. Но историческое время насыщено конкретным социальным содержанием, оно существенно за­висит от деятельности субъектов истории. В данном аспекте историчес­кое время субъективно, оно наполнено деятельностью исторических субъектов и ее результатами (мир, война, революция, художественное творчество, спорт, научные достижения и т.д.).

Исторический процесс, протекая во времени и пространстве, подчиня­ется определенным закономерностям. Идея закономерности обществен­ной жизни была реализована в исследованиях мыслителей XVII и XVIII веков, когда сформулированные законы механики были распространены на природу, общество и человека. Но уже в XIX и XX вв. социальная фи­лософия приходит к выводу, что общественная жизнь имеет свои собст­венные законы, проявляющиеся особым образом. С природными соци­альные законы роднит то, что они также объективны, выступают факторами самосовершенствования и сохранения целостности систем.

Но механизм действия социальных законов проявляется в деятельно­сти людей. Поэтому они реализуются не так однозначно, как в природе. Социальные законы вариативны, их действие может приводить к различ­ным результатам. Это происходит прежде всего потому, что люди своей деятельностью могут создавать благоприятные или неблагоприятные условия для проявления законов. Закон как необходимая, повторяющаяся, существенная связь явлений устанавливается между подсистемами (сферами) социальной системы, внутри сфер. Законы регулируют зависимость между разделением труда и социальной структурой общества, между политикой и правом, правом и нравственностью и т.д. Существуют также закономерности в развитии экономической, политической, ду­ховной жизни.

Классификация законов социального развития достаточно сложна и условна. Но можно выделить основание, которое объединяет социаль­ные законы в три большие группы: законы, определяющие прогресс об­щества; законы, воздействующие на регрессивность социального развития; законы, действие которых явно не определяет прогрессивную или регрессивную направленность исторического процесса.

Динамика общественной жизни состоит в том, что в развитии отдель­ных народов могут быть движения вперед, застой, попятные движения, народ может как бы «заснуть» на долгие века. Но в целом мировой исто­рический процесс имеет прогрессивную направленность. Он бесконечен настолько, насколько будут сохранены природно-космические и собст­венно социальные условия его существования.

Общественный прогресс означает в самом общем определении дви­жение общества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Это направление развития, оп­ределяемое от низшего к высшему, от положительного к его приумножению. Прогресс соотносится с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями, характерными для всего социума.

Следует признать, что в любом обществе есть прогрессивные и рег­рессивные процессы и явления. Но доминантность их всегда различна. Соотношение прогресса, регресса, а также безнаправленного развития («стояние на месте») всегда конкретно на различных стадиях и этапах ис­торического развития человечества.

Основные положения общественного прогресса можно свести к сле­дующему. Во-первых, общественный прогресс - это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития. Во-вторых, общест­венный прогресс есть единство общего, особенного и единичного в по­ступательном продвижении вперед конкретного общества, народа, госу­дарства. В-третьих, это единство предыстории и истории общества, его прошлого, настоящего и будущего. В-четвертых, общественный прогресс складывается из достижений народов и государств на планете.

Законы общественного развития могут менять свое воздействие на общественный прогресс от позитивного до негативного. Например, роль народных масс в истории, личности в истории, культурного или иного развития в одних условиях может давать положительные результа­ты, а в другой, неблагоприятной обстановке, - не оказывать существен­ного воздействия на прогрессивное развитие.

При условности понимания направленности социального развития можно назвать некоторые критерии, определяющие прогрессивное раз­витие. К ним можно отнести: качество и количество материальных и ду­ховных благ, их соответствие потребностям и интересам общества; уро­вень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями; характер и содержа­ние научно-технического прогресса; отсутствие его глобальных негатив­ных последствий; качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности; состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития; развитость и гармоничность соотношения областей и процессов духовной жизни общества; сохранение мира на планете, устранение войны из жизни общества и др.

Таким образом, источником развития общества выступают социальные противоречия. Задача социума состоит в том, чтобы их регулировать, не допускать обострения до уровня социальных конфликтов и войн. Глубинным противоречием, выступающим первоисточником развития общества, являются потребности людей и возможности их удовлетворения.