logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 1. Определение общества. Общество как система

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения доброволь­ных объединений людей по интересам, напри­мер, общество «Рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать по крайней мере пять основных значений. Во-первых, отдель­ное конкретное общество, являющееся само­стоятельной единицей истории, целостным са­модостаточным социальным организмом (например, российское, французское, япон­ское и др. общества). Во-вторых, это совокуп­ность социальных организмов региона (ближ­невосточное, западноевропейское и т.д.). В-третьих, все человечество в целом. В-чет­вертых, общество определенного типа (антич­ное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам не­кая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характери­зующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедея­тельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Более конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отне­сти: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.

В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению, социум — это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем *. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой - специфических социальных отношений и форм. Общество как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если понятие «общество» в широ­ком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 83-84.

Общество также — это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, чтo о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Линией отсчета осмысления феномена общества является античная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы обществен­ной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С пози­ций государства рассматривались человек и его жизнь, нравственность, искусство: Если же связь с государством некоторых общественных явле­ний не просматривалась, они не принимались в расчет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государст­ве как одном из своих определений и выражений. Такое поглощение об­щества государством объясняется определяющей ролью политических институтов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступе­нях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и неполно­го) просматривалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс, не от­казываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естест­венных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. классик англий­ской экономической теории А. Смит увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единст­венным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель разграничивал уже государ­ство и гражданское общество. Последнее определял как систему зависи­мостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе, граждан­ское общество - это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт, разработав основы «позитивной» философии и соци­ологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качествен­ную определенность. Он считал общество целостной системой, социаль­ным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функци­онирования и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с го­сударства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном разви­тии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт, но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понима­ния истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из инди­видов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают со­циальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и дру­гие объединения).

Английский историк А. Тойнби, считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представля­ет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальны­ми, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных свя­зей» *. Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них об­щество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положе­ния, историк выделял три элемента общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широ­кого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 252.

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедея­тельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процес­сы и самого человека как личность, то деятельность человека, отноше­ния, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не единст­венные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «го­сударство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Госу­дарство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ — преимущественно социальная форма общности людей, свя­занных языком, культурой, происхождением. Нация – этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономичес­кими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо деятельности. Она выступает главным способом существования и развития исторической действительности. «История, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, дей­ствительный живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» *.

* Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 102.

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке (вул­каническая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, заня­тие чем-либо и др.). В науке деятельность рассматривается прежде всего как понятие. Деятельность - это любое проявление социальной активно­сти субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятель­ность присуща биологической системе. В этом значении она состоит в. поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжении рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, обретает свойство адаптивно-адаптирующей систе­мы, то есть приспособительно-приспосабливающей целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых усло­вий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с це­лью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность *, представляя собой тождество субъекта и объекта, раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъек­та в свойства объекта. Способности человека через деятельность перехо­дят вжоздаваемый им предмет, закрепляются в нем. Предмет становится необходимым для человека. Распредмечивание представляет процесс превращения свойств объекта в мысленные образы и действующие спо­собности субъекта. Это процесс «раскодирования» предмета посредством формирования мысленных образов, благодаря которым предмет интериоризируется человеком и используется для собственного совершенство­вания. Распредмечивание - это процесс познания и саморазвития человека, опредмечивание - процесс созидания, «вкладывание» знаний в производство конкретного предмета. Опредмечивание и распредмечивание — необходимый социокультурный процесс, в ходе которого осуществляется социальное наследование.

* С социально-философской точки зрения понятие деятельности можно использовать только применительно к активности социального субъекта. В других случаях применение термина «деятельность» носит образный характер. Поэтому понятия «социальная деятельность» и «деятельность» тождественны.

Деятельность — это единство живой (текущей, наличествующей) опредмеченной (уже осуществленной) деятельности. Две стороны деятель­ности характеризуют моменты соответственно движения и покоя. Живая деятельность заключается в процессе расходования интеллектуальных и физических способностей субъекта, в воплощении чувственных, эмоциональных, нравственных, художественных, политических и других цен­ностей в производимый им предмет или процесс материального иди духовного характера. Опредмеченная деятельность выступает в виде конкретных произведенных продуктов, предметов, а также самого чело­века. Так, опредмеченная финансовая деятельность выступает в виде де­нег; хозяйственная - в виде заводов и фабрик, орудия труда, техники; художественная - в виде скульптур, картин, нот; научная - в виде научных текстов, исследовательских приборов и т.п. Живая и опредмеченная деятельность существуют в единстве, каждая - через свое иное.

Деятельность, будучи сложной многоплановой системой, дифферен­цируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая деятельность выража­ется в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производ­стве и процессах функционирования общественных отношений (соци­альная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологические мероприятия и т.п.). Духовная деятельность осуществляется в воспроизводстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в художественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т.д.

В научной литературе существуют и другие основания классификации деятельности, в зависимости от субъектов деятельности ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т.п.; в зависимости от объектов - на экономическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направ­ленности - прогрессивную и регрессивную. Деятельность может быть позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (дест­руктивной) и т.д.

Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отношений. Общественные отношения представляют собой особый класс социальных связей. Социальные связи возникают, во-первых, между субъек­тами - субъект-субъектные; во-вторых, между человеком и предметом -субъект-объектные; в-третьих, между социальными предметами - объ­ект-объектные. Общественные отношения - это всегда связи между субъектами по поводу объектов. В качестве объектов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: позна­ние, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) активность и другие. Воплощая признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (меж­личностные, личность - группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех дру­гих форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдельный человек.

Совокупность общественных отношений подразделяется на матери­альные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производ­ственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества - материальную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные отноше­ния, будучи естественно первичными, обладают способностью сущест­вовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеологические отношения являются вторичными в соотношении с материально-произ­водственными. Но они играют определяющую роль в формировании со­циальности и собственно духовности субъектов, выступают формой вне­экономической деятельности людей. Духовные отношения имеют идеологический характер вне зависимости от идеологии как сферы об­щественного сознания, соотносящейся с общественной психологией. Идеологический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея — способность человека осознавать и выражать существенные связи и закономерности общественной жизни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют второй уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание духовно-идео­логических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравственные, эстетичес­кие, информационные отношения, отношения свободы совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особен­ность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в язы­ке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.

Анализ общества, как обособившейся части бытия с точки зрения де­ятельности, общественных отношений и субъектов предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система, как известно, — это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную цело­стность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее эле­ментов. Общество обладает признаками системы: целостностью, струк­турностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциальностью, субстратностыо, функциональностью, самодостаточностью, динамиз­мом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуровне­вая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект ис­следования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сфе­ры жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа со­стоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность соци­ального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества. Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации. Структурный анализ ис­следует подсистемы в отдельности как самостоятельные единицы; функ­циональный - изучает взаимодействие элементов; динамический — ис­следует способы разрешения противоречий в обществе.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляются в процессе реализации законов народонасе­ления и общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство матери­альных условий жизни; производство идей и духовных ценностей, сим­волов и знаков; производство социальных связей и отношений; произ­водство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают прежде всего два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и бла­га (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирова­ния социальной системы являются ее субъекты, без физической и умст­венной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социаль­ными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. С помощью вещей реализуется особый адаптивный характер деятельности человека, а именно - приспособление к среде путем ее вещественно-энергетичес­кой переработки, целенаправленного изменения. С помощью вещей лю­ди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернетические средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информа­цию. Во-вторых, с помощью вещей человек изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инстру­менты, спортивные снаряды, военное оружие - все это принадлежит ми­ру вещей, физически изменяющих внешнюю реальность (в том числе би­ологическую организацию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необходимые для физического воздействия на реаль­ность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бу­мага, художественная кисть, краски, холст и т.п., которыми пользуются художники для воплощения своих идей.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых обществен­ным производством, называют символами или знаками. Символы несут в себе определенным образом закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов -согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения пу­тем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания лю­дей. Символы воздействуют на внутренний мир человека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей, лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т.п. Эти предметы-знаки являются своего рода проводниками информа­ции и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, функциональности, но не связана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) являются средством адаптации че­ловека к природе, то символы - средством адаптации людей к культуре.

Общественное производство воспроизводит, кроме людей, вещей, яв­лений и процессов, совокупность связей, существующих между этими элементами. Социальные связи как признак и элемент системности об­щества существуют в форме соотношения, связей взаимообусловленнос­ти и взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия, связей суб­ординации и координации, во многих других формах.

Таким образом, общество как объект философского анализа изучает­ся с точки зрения определения понятия «общество», его признаков, со­держания, структуры, особенностей. Важной философской проблемой выступает системность общества, характер взаимосвязи его элементов и подсистем в историческом процессе, в динамике изменения содержания, направленности и перспектив конкретных обществ.