logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 4. Смысл человеческого бытия

Сущность человека не задана ему заранее, до его существования ни­какими внешними силами — ни природой, ни богом, ни внеземными ци­вилизациями, но обусловлена природными факторами. Она формирует­ся в процессе его деятельности, а также в ходе поведения и общения, реализуется каждым индивидом в конкретной форме. Одно из противо­речий человеческого бытия состоит в том, что его родовая сущность мо­жет реализоваться в отчужденной форме: созидание и творчество может превратиться в разрушение, коллективность реализоваться через эгоис­тическое властолюбие и террор, разумность может обернуться крайним фанатизмом и интеллектуальной ограниченностью, а универсальность и гармоничность - выродиться в «профессиональный кретинизм», бюро­кратизм, в односторонность и примитивность. Реальность этого проти­воречия подводит к необходимости выяснения вопроса о смысле жизни человека.

Человеку приходится ежедневно, ежечасно решать проблему смысла жизни не на словах, а на деле. Смысл жизни и субъективен, и объекти­вен. Человек изобретает его и находит в мире в объективной действи­тельности. Он выступает для человека как настоятельное объективно-субъективное явление, которое требует своей реализации.

Теоретическое осознание проблемы смысла жизни происходит на разных уровнях человеческой жизни и средствами разных наук. Эта про­блема рассматривается в социологии, психологии, этике, эстетике, фи­лософии. К концу XX века сложилось множество направлений, с разных точек зрения анализирующих вопросы смысла бытия человека, пробле­мы смерти и бессмертия. Так, австрийский мыслитель В. Франкл создал теорию логотерапии и экзистенциального анализа, специально исследу­ющей данные вопросы. Она представляет сложную систему философ­ских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы различения состояний личности в норме и патоло­гии, на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Логотерапия включает три части: учение о стремлении к смыслу жизни, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Среди многих подходов к решению сложной проблемы смысла жиз­ни человека можно выделить три главных:

а) смысл жизни человека означает повседневное удовлетворение че­ловеком своих потребностей и интересов;

б) смысл жизни человека выражается в его устремлении к Богу, в по­пытке избавиться от греховности и преодолеть мирское, земное;

в) смысл жизни состоит в том, чтобы посадить дерево, воспитать ре­бенка и построить дом.

Третья точка зрения более полно и точно выражает смысл жизни че­ловека. Она неявно включает в себя первую точку зрения, если обозна­ченную «триаду» пояснять индивидуально-житейски, на основе форм исторического опыта. Но важно отметить, что данная позиция содержит в себе и возвышенное, философски мудрое осмысление предназначения и устремлений человека.

Требование посадить дерево, означает сохранение единства человека с природой, с естественной средой своей жизни, к которой он принадле­жит. Императив «воспитай ребенка» выражает закономерность продол­жения человеческого рода, воспроизводства человека как индивида и личности. Вне реализации данного императива смысл жизни теряет свою физически личностную основу. Строительство дома символизирует вос­производство культуры общества - той «второй природы», в которой и осуществляет свою жизнедеятельность человек.

Смысл жизни имеет объективную и субъективную стороны. Каждый человек — малая частица рода человеческого, звено, соединяющее про­шлые и будущие поколения людей. Это объективная сторона, предъявля­ющая свои требования к индивиду: его жизнь должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нор­мальному развитию человечества. Субъективная сторона смысла жизни связана с индивидуальностью каждого конкретного человека. Смысл жизни воспринимается, осмысливается и осуществляется человеком са­мостоятельно своими, добровольно определяемыми, средствами и мето­дами. Однако субъективные решения могут быть ошибочными, особен­но если они противоречат естественным требованиям жизни, прогресса и гуманизма. Смысл жизни человека обретает ценность в сравнении со смыслом жизни других людей.

Одну из важнейших сторон смысла и содержания жизни личности раскрывает взаимодействие ее свободы и ответственности. В разговор­ном языке термин «свобода» имеет несколько значений. Она означает возможность человека мыслить и действовать самостоятельно, в соответ­ствии со своими интересами и целями. Свобода также есть отсутствие экономического, политического, духовного и иного гнета, независи­мость от иноземного владычества. Свобода означает личную независи­мость от кого- или чего-либо, возможность действовать без ограничений. В обиходе термин «свобода» используется также для выражения состоя­ния человека, легкости и непринужденности его движений, действий. Свобода также - это выход из неволи, из мест заключения.

В философии свобода отождествляется с познанной необходимостью, закономерностью или движением человека к Богу. Многие мыслители считают свободу результатом преодоления трагизма человеческого суще­ствования или способность принимать решения со знанием дела. Свобода определяется как власть человека над самим собой, а также совокупность разрешительных поступков и действий, выраженных нравственными и правовыми нормами.

Обобщенно можно определить свободу как возможность и способ­ность человека, других субъектов действовать самостоятельно и незави­симо от других людей и обстоятельств по осуществлению своих интере­сов и целей, ответственно соотнося их с интересами и целями общества. Свобода человека есть осуществление выбора не в ущерб себе и другим людям. Как видно, объяснение свободы связано с ответственностью и необходимостью.

Полярность точек зрения на свободу и необходимость выражается в фатализме и волюнтаризме.

Фатализм — это мировоззренческая позиция, рассматривающая каж­дое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реали­зацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа фатализма: бытовой или обывательский, рационалистический и теологический (иррацио­нально-мистический).

Волюнтаризм - направление в социальной теории и практике, рас­сматривающее волю в качестве высшего принципа социального бытия и способа социального действия. Термин «волюнтаризм» употребляется для характеристики такой социально-политической практики, которая не согласуется с объективными законами исторического процесса, а оп­ределяется субъективными устремлениями и произвольными решения­ми осуществляющих ее лиц.

Антонимом термина «свобода» является слово «принуждение».

Принуждение есть действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям, целям и интересам. Принуждение соотносится также с насилием. Насилие - такое принуж­дение, которое наносит вред и ущерб человеку, социальной общности.

Понятие «необходимость» выражает один из признаков закономер­ной связи явлений и процессов, предметов. При определении содержа­ния рассматриваемых категорий следует обратить внимание на то, что противопоставление свободы принуждению или свободы насилию явля­ется принципиально важным, поскольку принуждение и насилие не тождественны необходимости.

Но свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не являются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возмож­ности существования свободы без отказа от необходимости и ответствен­ности. Социальная природа и сущность свободы наиболее четко выявля­ются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицанием свободы, а есть ее естественное дополнение и условие реа­лизации.

Ответственность - это философская категория, отражающая объек­тивный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и коллективом, между другими субъектами общества с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность отражает и выражает нравственную в ос­новном необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также дру­гим людям за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справед­ливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.

Различают политическую, правовую, моральную и другие виды ответ­ственности. В зависимости от субъекта ответственных действий выделя­ют индивидуальную, групповую и коллективную (корпоративную) от­ветственность.

Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознатель­ной человеческой активности. Свобода есть возможность вариативного осуществления целеполагающей деятельности, способность самостоятель­но действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, за­кономерным тенденциям прогрессивного развития общества. Ответствен­ность обусловлена объективными требованиями действовать так и только так, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает от­ветственность, ответственность «сопровождает» свободу.

Динамика свободы и ответственности личности проявляется в мышлении, общении и деятельности.

Свобода в мышлении содержит три важных момента:

- познание объективных законов природы, общества и мышления;

- принятие решения, выбор цели и средств, ведущих к ее достиже­нию не в ущерб себе и обществу;

- способность и возможность действовать самостоятельно по осуще­ствлению своих интересов и потребностей, ответственно соотнося их с интересами общества.

Ответственность личности имеет две стороны:

- внешнюю, которая выражается в необходимости давать отчет за свои действия и поступки перед другими людьми, обществом и государ­ством. При безответственной социальной активности личности возмож­но применение определенных общественных санкций: указания, при­нуждения, насилия и др.;

- внутреннюю, проявляющуюся в развитом самоуправлении, чувстве долга, совести человека, выражающую его способность осуществлять контроль своих мыслей, поступков и действий. Совесть и честь выступа­ют внутренним судьей, гарантом подлинной свободы и независимости личности.

Одно из проявлений свободы мышления - творчество. Среди сущест­венных признаков творческого мышления можно выделить следующие: умение увидеть вопрос, который еще никто не ставил, через осознание необходимости получения нового знания; обладание достаточной сум­мой знаний об области действительности, к которой данный вопрос от­носится; наличие личного опыта в решении предстоящих задач; увлечен­ность, желание найти истину; интуиция; способность к творческому воображению; восприимчивость к новым идеям; способность преодоле­вать консерватизм и инертность в мышлении; независимость суждений; критичность и смелость, упорство и настойчивость в достижении постав­ленной цели и др.

Социальная значимость творческого мышления может иметь как по­ложительную, так и отрицательную направленность. Следовательно, правомерно поставить вопрос об ответственности личности за конечный результат ее мыслительной деятельности.

Проявление свободы и ответственности в общении выступает необ­ходимым условием жизнедеятельности человека и представляет собой сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятель­ности. Он включает в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, стремление к сочувствию и пониманию другого челове­ка, узнавание, установление отношений симпатии, доверия и уважения.

Умение общаться дает возможность каждому человеку свободно чув­ствовать себя с окружающими людьми. Что же означает умение общать­ся? Можно выделить такие его существенные признаки: положительные мотивы и установки общения; умение привлекать к себе окружающих людей; общительность и коммуникабельность; справедливость и добро­желательность; умение адекватно воспринимать и познавать поведение других; умение войти в образ своего партнера по общению и чувствовать его социально-психологическое состояние; умение наблюдать и пони­мать не только слова, но и мимические и жестовые сигналы своего собеседника; умение точно выражать свои мысли, чувства и отношения и др.

Важной характеристикой общения является его организационно-дея­тельный компонент, который отражает активность общения личности, связанную с взаимодействием людей, с организацией их совместной жизнедеятельности. В этот компонент входят: умение выбирать по отно­шению к каждому человеку такую форму общения, которая наилучшим образом отвечала бы его индивидуальным особенностям; требователь­ность к себе и к другим в сочетании с уважением, чуткостью, принципи­альностью; умение правильно воспринимать и учитывать критику, а так­же в соответствии с ней перестраивать свою жизнедеятельность. Данное обстоятельство и выводит на проблему ответственности в общении.

Свобода и ответственность в деятельности наиболее значимы, так как в ней осуществляется проявление всего внутреннего мира субъекта.

Деятельность - это специфически человеческая форма активного от­ношения к окружающему миру, содержание которой составляет его це­лесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность вклю­чает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность, через которую проявляется свобода и ответственность.

Свобода есть там, где осуществляется осознанный выбор: выбор це­лей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор характера поступков в определенной жизненной ситуации и др.

Однако сама ситуация выбора - это еще несвобода, а лишь необходи­мая предпосылка свободы, свободного действия. Сам факт свободного действия связан с выбором альтернативы в ситуации выбора и ее реали­зации в деятельности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего мировоззренческими и конкретно целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности человека и той совокупностью знаний, которой человек располагает.