logo search
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:

«Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек, не смертный, а сын умерших отцов, т.е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» ?

Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С. 612.

3. «Нет детерминизма, человек — это свобода»

Сартр Жан Поль. Экзистенциализм — это гуманизм. М., 1953. С. 13.

Взяв дачное положение в качестве логического основания, попробуйте вывести из него ряд истинных и ложных следствий.

4. «Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и мораль­ную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым не­честивым и диким»

Аристотель. Политика. М., 1911. С. 89.

Что вы понимаете под нравственными устоями?

5. «Как можно познать себя? Не путем созерцания: но только путем де­ятельности. Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть»

Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. Сборник ста­тей. М Л., 1936. С. 390.

Какими, на ваш взгляд, нравственными качествами должен обла­дать юрист для выполнения своего профессионального долга? Всегда ли долг совпадает с желанием?

6. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении челове­ка, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, девиантном пове­дении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинк­там). Тогда можно говорить о генетической заданности преступности.

Каково ваше мнение по этому вопросу?

7. Р. Киплинг написал сказку о Маугли, который грудным младенцем ока­зался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных развил человеческое сознание.

Возможна ли такая история в реальной жизни?

8. «Даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство».

О каких правах личности идет речь?

9. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овла­деть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, ко­торым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век — век невиданной стандартизации производст­ва, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производствен­но-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация —это лишь материализованный алгоритм.

Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стан­дартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

10. Прокомментируйте мысль английского писателя прошлого века С. Смайлза: «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра».

11. Американский культуролог и антрополог Р. Линтон полагает, что раз­личия между людьми и животными носят не качественный, а количественный характер. Сопоставление жизни людей с поведением «социальных» животных (пчел, муравьев) привело его к выводу о том, что «у них кооперация, необходи­мая для выживания, обеспечивается физической специализацией различных групп рабочих, воинов и т.д., и высоким развитием инстинктов. Поскольку лю­ди лишены этих инстинктов, появляется необходимость в необычайно долгой и сложной подготовке, чтобы они могли успешно функционировать в качестве членов общества. По существу мы человекообразные обезьяны, пытающиеся жить как термиты, но не столь преуспевающие, как они»

Цит. по: Каримский А.М. Социальный биологизм. М; 1984. С. 38.

В чем прав или не прав Р. Линтон?

12. «Вся природа одушевлена, вся жива, в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышат вместе друг с другом... Крестьянин ... разговаривает со скотиною, с деревом, с вещью, со всею природою...»

Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. С. 36.

Какая философская позиция отражена в данном высказывании? В чем его недостаточность?