logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

12.1. Процесс политической социализации

Политическая социализация есть инструмент консенсуса общества. Но такая интерпретация не учитывает дезинтегрирующие факторы политической социализации. Между тем, как известно, в демократическом обществе оспаривание так же значимо, как и подчинение. Не выражает в полной мере политическую социализацию и представление ее в качестве средства воспроизводства социального порядка общества. Целые поколения могут отказываться от своего воспроизводства. Американский социолог Д. Истон приводит пример русской буржуазии, оставшейся в России после революции. Она не навязывала детям традиционные ценности своего поколения. Напротив, эта часть буржуазии стремилась «включить» своих детей на основе социализации в новую политическую систему. Иногда само новое поколение восстает против феномена традиционного воспроизводства. Пример тому — движения протеста студентов США и некоторых стран Западной Европы в 60—70-е гг. прошлого столетия против традиционных конформистских ценностей общества потребления.

Когда общество нестабильно, политическая социализация эту нестабильность усиливает. Так, в странах третьего мира развитие новых отраслей экономики нарушает сложившуюся социальную структуру и на определенном этапе основанная на традициях политическая социализация может вести к нарушению стабильного политической системы. Словом, в силу своей сложности и противоречивости политическая социализация по-разному трактуется в политической науке, предоставляя ученым возможность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. А потому, не смотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации еще не выявлено.

В целом политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Можно со всей определенностью говорить, что в процессе социализации индивид не пассивен. Политическое воздействие, которое испытывает каждый индивид, является первой фазой в этом процессе. Это воздействие оказывает влияние на политическое поведение индивида в итоге взаимодействия двух систем — системы личности и политики. Результатом этого взаимодействия являются индивидуальные политические ориентации. Они выражаются в позициях, мнениях и политическом поведении индивидов. Следует сказать, что способность индивида воспринимать и усваивать присущие социуму ценности, стандарты поведения зависят от набора политических знаний, умений и навыков человека.

Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов — возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий его существования. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обладает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет образовательных и коммуникативных структур, которые активно включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения человеком политической жизни. На более поздних стадиях «модерна» и расширения влияния постмодернистских тенденций люди острее ощущают воздействие «симулятивных моделей» политического участия, т. е. тех норм и ориентации, которые порождают эффект гиперреального мира (в виде образов, задаваемых рекламой, ТВ, образцами экспериментального моделирования мира средствами искусства).

Взаимодействие всех агентов политической социализации осуществляется государством и обществом. В случае, когда решающее влияние на процесс социализации оказывает государство, поощряется распространение конформистских настроений и консервативных убеждений. Нередко государство поощряет политическую пассивность населения. Иная картина предстает в случае организации обществом действий людей. Разные социальные группы существенно различаются по своим взглядам на политические реалии. И они по-своему выстраивают взаимодействие различных агентов политической социализации. В обществе возникают многообразные состязательные потоки социализации, которые конкурируют как друг с другом, так и с государством.

Как справедливо отмечает профессор А. И. Соловьев, индивид формирует свои взгляды, предпочтения, отношение к политике на пересечении этих конкурирующих друг с другом процессов, для которых характерны собственные приоритеты в толковании политических ценностей и поведенческих стандартов. Это показывает, что политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов научения индивида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.