logo search
Политология

9.3. Демократический режим

Демократия (от греч. demos – «народ»; krattin – «властвование») – многозначный термин. Афинский государственный деятель V в. до н.э. Перикл говорил: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех»2. Демократия – политический режим, при котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свою политику.

Современный демократический режим приобрел определенность в реализации организационных, институционально-правовых и социальных принципов: разделение властей; гарантии реализации, охраны и защиты прав человека; решающая роль большинства при учете интересов меньшинства; политический плюрализм; легально действующая политическая оппозиция; представительные органы власти формируются на основе всеобщих и равных выборов; местное самоуправление; публичность и открытость государственной власти; гарантированный доступ различных социальных групп к политическим институтам; контроль представительных органов власти за деятельностью правительства; согласие большинства общества относительно базовых политических ценностей норм и процедур; обеспечении минимальных социальных стандартов.

Возникли различные теории демократии: либеральной (индивидуалистической), плюралистической (групповой) и коллективной (идентитарной, социалистической, социальной), элитистской и эгалитарной, партисипативной (широкого участия в управлении), прямой (непосредственной) и представительной (репрезентативной). Многообразие теорий демократии объясняется тем, что ее признаки прилагаются к разнопорядковым, разноуровневым феноменам: а) политической системе и режиму в противопоставлении авторитарному; б) принципу управления в организации (периодическая выборность органов, решение вопросов по большинству, равноправие членов); в) набору базовых ценностей (равенства, свободы, уважения прав человека и прав меньшинств, участия граждан в управлении обществом); г) движениям, выступающим за демократию.

(Кто)Дж. Нейсбит обозначил мегатренд (универсальную политическую тенденцию) перехода от представительной демократии к партисипативной, при которой люди все более широко участвуют в принятии решений, касающихся их. Он заявил о «смерти» представительной демократии и двухпартийной системы1. А как обстоит дело с реальным воплощением демократии? Учитывая, что демократический идеал в принципе недостижим, а необходимо изучать реальные политические режимы, американские политологи Р. Даль и Ч.Линдблом возродили термин «полиархия», встречавшийся в древности и внесенный в оксфордский словарь в 1909 г. Ученых «интересовало различие между двумя иногда смешивающимися употреблениями термина «демократия»: один – для описания цели или идеала, возможно, даже недостижимого в реальности, другой – для отличительных характеристик действующих политических систем, называемых … демократическими». Р. Даль отмечал: «… Полиархия может быть рассмотрена как специфический тип режима для управления современным государством – … с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов, существовавших до Х1Х в., … от большинства современных режимов, установившихся в нациях-государствах». Важный отличительный признак полиархии: «власть и авторитет в общественных делах распределены среди плюралистического множества организаций и ассоциаций, которые достаточно автономны не только в отношении друг к другу, но и во многих случаях в отношении управленческой деятельности государства».

Австрийско-американский социолог и экономист Й. Шумпетер (1883–1950) сформулировал понимание демократии как процедуры отбора лидеров. Народ лишь избирает группу лиц, которая затем принимает кардинальные решения без народного участия. Шумпетер считал, что демократия – «институциональная система принятия политических решений, в которой люди получают власть принимать эти решения в результате конкурентной борьбы за голоса народа» 3. Элита в любом случае остается у власти, но подвергается постоянной ротации; она открыта избирательной борьбе.

Демократия имеет свои недостатки (в частности, потенциальное скатывание к анархии, беспорядку), которые, как считает Р.А.Даль, могут быть преодолены в полиархии. Для ряда стран возникает проблема квотного представительства различных социальных и этнических групп населения. Голландский политолог Й.Лейпхарт считает, что недостатки, связанные с непредставленностью различных групп населения в органах власти, могут компенсироваться в системе сообщественной (консоциальной) демократии. В ней пропорциональная и мажоритарная избирательные системы дополняются квотной системой.