§ 5. Статус личности в обществе
Статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы.
Охарактеризовать статус личности значит раскрыть ее место, значение, авторитет и социальные роли в обществе через призму принадлежности к определенной социальной группе, показать ее возможности, влияние на других людей, обосновать ценность личности, нормы, принципы и стиль ее взаимоотношений с социальными институтами и другими людьми.
Понятие «статус» применяется в качестве соотносительного с понятием «социальная роль». Статус обозначает совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, а роль представляет собой динамический аспект реализации ее статуса.
В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые раскрывают его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей и ожиданиями от них действий, обусловленных этими правами и обязанностями. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, заранее кем-либо установленные или достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т.п., ко второй — профессия, образование, социальный авторитет, известность и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — не престижными. Престиж — это устойчивая положительная оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Иерархия статусов личности формируется под влиянием двух основных факторов:
а) реальной полезностью тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системой ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
Социальный статус личности оказывает влияние, прежде всего, на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Каждый человек обладает не одной, а набором социальных ролей, которые он выполняет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности, если какие-то из социальных ролей начинают взаимоисключать друг друга.
Однако, несмотря на то, что поведение во многом определяется статусом и социальными ролями личности в обществе, она, тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации деятельности личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения, общения или деятельности человека, сохраняя за ним возможность выбора путей и способов ее исполнения.
Понимание статуса личности как совокупности ее прав, свобод, обязанностей и ответственности позволяет определить и изучить социальные роли, место, занимаемое личностью в обществе, и определяемые этим местом направления и формы социальной активности. Права и свободы занимают определяющее место в статусе субъекта.
Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и духовные. В статьях 19—27, 45—54, 60, 62 Конституций РФ закреплены гражданские права; в статьях 30—33 и 63 — политические; в статьях 34—37 — экономические; в статьях 38—43 — социальные; статьи 26, 28, 29, 43.44 и другие закрепляют права граждан в сфере духовной жизни.
Гражданские (личные) права — это принадлежащие человеку и неотчуждаемые от него права как биосоциального существа. К ним относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а, следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.
Политические права обеспечивают возможности участия граждан в политической жизни страны. В Российской Федерации каждому гарантированы избирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, закреплены свобода слова, печати, мирных собраний, создания союзов и объединений. Граждане имеют право направлять личные и коллективные обращения в любые органы государственной власти.
К экономическим правам относятся узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления: право быть собственником (т.е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом), на защиту от безработицы и др.
Государство закрепляет и защищает социальные права граждан: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на образование; право на благоприятную окружающую среду.
Права в сфере духовной жизни общества отражают возможности граждан и гарантии со стороны государства по развитию сознания личности, выбору типа мировоззрения и деятельности в данной сфере. Это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности в духовной культуре общества. В Конституции РФ провозглашается право на участие в духовно-культурной жизни, на доступ к ценностям науки, искусства, информации, образования и др., свобода творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями), право свободы совести и др.
Конституция содержит лишь основные права и свободы человека и гражданина, их перечень далеко не полный. В различных законах и международных обязательствах Российской Федерации закреплены и другие права.
Значительная часть прав и свобод личности называются абсолютными или естественными правами и свободами. Они приобретаются человеком от рождения и не могут ограничиваться. Это право человека на жизнь, на достоинство, свобода мысли, право на труд, защита материнства и детства, право на охрану здоровья и другие.
Некоторые права и свободы человека могут быть ограничены законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек может защищать свои права и свободы всеми законными способами. Государством разработана и закреплена в нормативных актах система гарантий прав человека, установлена ответственность за их нарушение.
Юридически закрепленные права и свободы, а также обязанности и ответственность личности образуют правовую сторону социального статуса. Он имеет также экономическую, политическую, нравственную и другие стороны.
Правовой статус — это юридическое выражение социального статуса. Юридические нормы как бы обрамляют официальное место личности в социальной структуре, придавая ему законный характер.
Направлениями совершенствования правовой стороны социального статуса личности могут быть:
- углубление и расширение прав и свобод, совершенствование ответственности и обязанностей граждан, направленное на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности;
- гарантирование прав и обязанностей граждан посредством создания обществом и государством тех экономических, политических, правовых, социальных условий, от которых зависит возможность реального использования каждой личностью предоставленных ей прав и исполнения возложенных на нее обязанностей;
- реализация гарантий, которая рассматривается в виде правомерной деятельности как самих носителей прав, свобод и обязанностей, так и специально созданных органов, выступающих по отношению к этим носителям в качестве обязанных;
- охрана прав и обязанностей, проводящаяся с целью обеспечения их реализации. Под охраной понимается деятельность общества и государства, а также самой личности, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правами.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание