logo search
Политология

15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике

О политической коммуникации говорят в том случае, когда происходит обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами. Политическая коммуникация выступает в качестве необходимого элемента взаимодействия людей, групп, политических партий, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно существование политической сферы общества как таковой.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности. Общение людей в политике отличается тем, что оно необходимо для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих всё общество. Коллективный характер реализуемых целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.д.) и координацию деятельности людей и организаций. Всё это невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называются СМИ (масс-медиа, СМК – средства массовой коммуникации).

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных коммуникационных систем.

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия слушателями.

Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают, прежде всего, радио и телевидение. Об этом, например, могут свидетельствовать данные социологического опроса, проведенного российской компанией «РОМИР» среди российских граждан1.

Таблица. 2. Какой источник информации вызывает у Вас наибольшее доверие?

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Центральное телевидение

39 %

40%

44%

Центральное радио

7 %

10%

8%

Интернет

2 %

2%

5%

Центральная пресса

8 %

5%

3%

Более 70 % россиян черпают информацию исключительно с телеэкрана.

В течение последних десяти-двадцати лет отмечается тенденция, свидетельствующая о возрастающей роли СМИ в обществе, об активном использовании их в целях формирования общественного мнения по поводу оценки объектов политической сферы. Так эмпирически установлено, что начиная с 60-х годов оценка населением деятельности всех президентов США зависела не от реального экономического положения стран, а от позиции ведущих средств массовой информации.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функции в обществе, численности людей, занятых в политике, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.

Для того, чтобы понять особенности отношений средств массовой информации – государства – общества обратимся к новейшей истории России и рассмотрим изменения, повлиявшие на этот процесс в течение последних 15 лет.

Основными принципами советской модели СМИ, сложившейся в обществе к 80-м годам ХХ столетия были:

- средства массовой информации действовали на основе принципа партийности

- СМИ находились в государственном ведение и не могли принадлежать частным лицам

- деятельность журналистов находилась в единстве с решением задач экономического, политического и идеологического воспитания граждан

- существовала выраженная система дозирования информации, цензуры и санкций со стороны вышестоящих партийно-государственных органов

- наблюдался уровень высокого доверия к публикациям СМИ со стороны общества.

Медиа приобрели образ общественного авторитета, они зачастую выполняли функцию влияния на местные власти, обеспечивали обратную связь между управленческим аппаратом и обществом.

В СССР выписывала газету (и не одну) каждая семья. Тираж «Правды Севера» доходил до 145 тыс. экземпляров. Плесецкий «Строитель коммунизма» имел более 16 тысяч подписчиков при населении района около 80 тысяч человек. Лешуконская «Звезда» выходила четырехтысячным тиражом на 20 тысяч жителей. Таково было доверие к прессе, особенно к местной, областной и районной1.

В годы перестройки средства массовой информации всё еще находились под контролем власти, хотя пробивала себе дорогу тенденция ослабления партийного влияния на медиа. Как следствие развития этой тенденции, произошел целый ряд институциональных изменений, повлиявших на функционирование СМИ. В 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон о печати и других средствах массовой информации. Права на учреждение СМИ получили теперь граждане (или их объединения), предприятия, учреждения, организации или государственные органы. Цензура была запрещена. Редакция, т.е. журналистский коллектив, также наделялись правами учредителя. Она могла выступать в качестве собственника редакционного имущества.

90-е годы ХХ века и начало XXI века медиа средства эффективно способствовали распространению либерально-демократических представлений в обществе. Фактически благодаря средствам массовой информации осуществлялась политическая ресоциализация населения, общество было выведено на новый уровень политической и правовой культуры. Телевидение и пресса приняли на себя миссию «четвертой власти». СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических идей, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти.

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ. Политические задачи, которые они решают в современном обществе, проявляются в функциях.