14.2. Агенты политической социализации
В современной политологической науке тех, кто занимается процессом обучения граждан и социальных групп основным правилам и навыкам ведения «политической игры» называют агентами политической социализации.
Существуют различные классификации агентов политической социализации. Наиболее часто выделяют: персональных и институциональных; политических и неполитических агентов политической социализации. К персональным агентам политической социализации относятся конкретные люди, профессионально или неформально занимающиеся процессом «политического обучения» граждан. Это могут быть родители и друзья, учителя и преподаватели общественных дисциплин, политические обозреватели и др. Ко вторым (институциональным агентам политической социализации) - различные институты и организации: школы, вузы, политические партии и организации, средства массовой информации и др.
Агенты политической социализации подразделяются также на политические и неполитические. Политические агенты - это те, кто непосредственно занимается политическим образование индивидов и социальных групп: преподаватели общественных дисциплин, политические партии и организации, политические обозреватели и аналитики газет, журналов, радио, телевидения и т.д. К неполитическим агентам политической социализации обычно относят семью, знакомых, друзей, клубы по интересам то есть, всех тех, кто вовлечен в процесс политического обучения индивидов опосредованно. Процесс усвоения норм и правил национальной политической жизни происходит через неформальное общение и обмена мнениями, представлениями и идеями о политике граждан, которые, могут играть (например, семья), а могут и не играть (например, случайные попутчики или посетители Интернет-форума) важной социальной роли в жизни конкретного человека или конкретной социальной группы. Классический отечественный вариант такого неформального политического обучения - столь любимые россиянами среднего и старшего возраста «разговоры за жизнь» в очередях, поездах и самолетах, на кухне или в гараже, в гостях, дома или на работе. У нынешней российской молодежи - это общение в Интернете, в процессе которого пользователи обсуждают те или иные проблемы современной отечественной и зарубежной политики.
Неполитические агенты политической социализации индивидов и социальных групп благополучно «перекочевали» из советского прошлого в российское сегодня. Они и сегодня оказывают серьезное влияние на формирование и последующую ассимиляцию гражданами норм и правил национального политического общежития, несмотря на возрастание социального отчуждения в семье и ослабления дружеских, соседских и партнерских связей.
Политическим же агентам политической социализации повезло значительно меньше. Начавшаяся с перестройкой демократизация российского социального пространства революционными темпами покончила с политическим диктатом марксистско-ленинской идеологии и, соответственно, с огромным институтом государственного политического просвещения, охватывавшего собой не только все сферы общественной жизни, но и формировавшего жизнь каждого члена советского общества.
Для современной российской действительности характерна фрагментированная (не массовая) политучеба, которая сконцентрирована главным образом в организационных рамках властных структур, политических партий, общественных движений и объединений.
Вместе с тем, в процессе демократизации российского общества возникли и довольно успешно адаптировались к нынешней жизни новые агенты политической социализации индивидов и социальных групп. Их возникновение детерминировалось активным включением России в глобальное социальное пространство, которое привело к подключению страны к новейшим разработкам в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Наиболее важными агентами политической социализации российских граждан в этой области являются: спутниковое телевидение, кабельное телевидение, Интернет.
Основная социализирующая функция спутникового телевидения заключается в обеспечении возможности для граждан и социальных групп оперативно и без предварительной цензуры получать политическую информацию со всего мира, быть в курсе актуальных вопросов мировой и национальной политики самых разных стран и государств, знать о решениях важнейших мировых политических структур и институтов и т.п.
Сети кабельного телевидения (используя возможности которых россияне могут беспрепятственно общаться с представителями различных властных структур, работникам и правоохранительных органов, задавать им острые и нередко нелицеприятные вопросы в прямом эфире, высказывать свою, альтернативную официальной точку зрения по тем или иным проблемам местного и регионального уровня и т.д.. Несмотря на свое недавнее появление, оно сумело завоевать доверие граждан и в полной мере заявить себя в качестве одного из важнейших механизмов политической социализации индивидов и социальных групп в регионах. С их помощью люди, живущие в городах областного и районного значения, а в последнее время - и в некоторых поселках и деревнях решают свои собственные наболевшие проблемы, принимают участие в обсуждении актуальных вопросов местного самоуправления, получают оперативную информацию о тех или иных событиях местной и региональной политики и т.п.
Важность и значимость существования и функционирования таких «локальных сетей» отечественного гражданского общества для становления демократии в России трудно переоценить, поскольку с их помощью на практике происходит активная политическая социализация населения, раскрывается потенциал самодеятельности и самоорганизации граждан, вырабатываются и закрепляются навыки демократического политического поведения. Вместе с тем, базовая и наиболее сложная для решения управленческая проблема в этой области, как показывает нынешняя отечественная действительность, - это проблема обеспечения независимости локальных электронных СМИ и защищенности тех граждан и социальных групп, которые рискуют выносить на суд общественности свои мнения, представления и политические оценки, не совпадающие с официальной политикой местных и региональных властей по тем или иным вопросам. Каким образом сделать социально-безопасным активное участие граждан в жизни своего села, города, региона и тем самым свести к минимуму необходимость вмешательства федеральных властей в проблемы и конфликты, возникающие в непростых процессах местного и регионального самоуправления, - задача, найти решение которой еще только предстоит нашему обществу.
Третьим новым агентом политической социализации индивидов и социальных групп является Интернет. Его социализирующее влияние на нынешних россиян, особенно на молодое поколение, значительно и разнообразно. С его помощью россияне могут:
непосредственно общаться с жителями других стран и узнавать не только официальную точку зрения, но и мнение обычных граждан о политических событиях в той или иной стране;
активно сотрудничать с представителями различных зарубежных и отечественных политических и общественных организаций и объединений;
участвовать в международных и российских Интернет-конференциях по политической проблематике;
задавать вопросы ведущим российским и региональным политикам в режиме on-line;
оперативно знакомиться с разнообразной внутренней и внешней политической информацией, размещенной на сайтах Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, различных органов региональной государственной власти и местного самоуправления и т.п., а также на Интернет-сайтах Президентов и Правительств США, Великобритании, Германии, Франции и т.п.
Развитие российского информационного пространства, как одной из базовых составляющих демократического общественного устройства, происходит сегодня в формате глобальных тенденций. Оно реализуется в соответствии с принципами, заложенными в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году, документами Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 - Тунис, 2005) и т.п. В качестве положительного момента хотелось бы отметить, что сегодня в России функционируют и специализированные информационные структуры, помогающие нашему социуму эффективно вписаться в глобальное информационное сообщество, например, Центр компетенции по электронному правительству при Американской Торговой Палате в России (E-Government Competence Center).
В последние годы в нашей стране принят целый ряд документов, направленных на обеспечение информационных прав и свобод россиян. Особое значение в сложном, нередко противоречивом, но нужном и своевременном процессе политической Интернет-социализации индивидов и социальных групп имеет Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В ней был поставлен целый ряд задач, решение которых должно способствовать дальнейшей демократизации страны и приближения российских процессов политического и социального управления к международным демократическим стандартам и процедурам.
Это, во-первых, обеспечение максимальной открытости в деятельности российских властных структур и доступности для всех граждан страны государственных информационных ресурсов. Во-вторых, создание благоприятных условий не только для информирования широких слоев населения о тех или иных политических решениях и инициативах органов федерального, регионального и местного управления и самоуправления, но и для постоянного и эффективного взаимодействия граждан и органов государственной власти с целью оптимизировать сложный и разноуровневый комплекс процессов отечественного социального и политического управления. В-третьих, в программе заложено требование совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на базе активного использования коммуникационных и информационных технологий.
Важность именно такого - демократического - подхода к формированию отечественного информационного пространства не вызывает сомнений. Такой подход не только интенсифицирует процессы демократической эволюции политической сферы российского социума, но и закладывает основы, препятствующие возможностям возникновения и дальнейшей актуализации в информационном пространстве страны авторитарных тенденций государственного управления. Эта проблема является актуальной для нас, поскольку в России пока еще не успело сформироваться мощное гражданское общество как действенный макросоциальный блокиратор подобных социальных тенденций.
Сегодняшнее состояние субъектов, структур и институтов общества пока не гарантирует от того, что мы не повторим негативный опыт Китая, где Интернет тщательно контролируется Министерством информационной индустрии, общественной безопасности и культуры совместно с Государственным управлением индустрии и коммерции на предмет соответствия представленных там материалов официальной доктрине Китайской Коммунистической партии. А жителям страны запрещается создавать и считывать информацию с сайтов с «социально дестабилизирующим содержанием».
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение