logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

2.5. Политологические концепции современности

В современной политической науке представлены различные теоретико-методологические направления и научные школы, исследующие реальные политические процессы, происходящие в мире. Представить все их богатство и разнообразие не представляется возможным. Здесь можно только рассмотреть наиболее важные из них, охарактеризовать взгляды некоторых известных ученых, дать самое общее представление о наиболее распространенных и влиятельных идейно-политических течениях.

Развитие политической науки конца XIX — начала XX в. связано с именами таких крупных представителей европейской политической науки, как М. Вебер (1864—1920), Г. Моска (1858—1941), В. Парето (1848—1923), Р. Михельс (1876—1936) и др.

Существенный вклад в развитие политической мысли XX в. внес немецкий социолог Макс Вебер. Свои политологические взгляды он изложил на страницах многих трудов, но особое значение имеет книга «Экономика и общество». В этой книге он рассматривает политические явления как особые реальности с собственной логикой развития и соответственно собственной историей. Он считал политику областью общественных отношений по поводу власти или с целью оказать влияние на распределение власти, будь то между государствами или внутри государства между группами людей.

Государство же, по мнению М. Вебера, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как на средство. Вебер выделяет три типа легитимного господства. Первый тип он назвал легальным, основывающимся на правовом государстве, где люди подчиняются не личностям, а законам. Здесь само существование власти и сфера ее действия зависят от установленных людьми законов.

Другой тип легитимного господства — традиционный — основан на вере не только в законность, но даже в священность издавна существующих порядков и властей. В этом типе господства определяющей является вера в то, что власть существовала всегда и поэтому она законна.

Третий тип — харизматическое господство — означает веру в исключительность и магические свойства какого-либо правителя и доверие к установленному им порядку. Вебер термином «харизма» (от греч. — милость, божественный дар) называет исключительное качество, или дар, которым наделены некоторые люди и которое придает им авторитет, некую магическую силу, даже «святость».

В политологии особую известность получила теория бюрократии М. Вебера. Существование и функционирование государства, согласно Веберу, во многом определяется деятельностью бюрократии. Бюрократию он определял как систему управления, для которой характерны иерархия, безличность, непрерывность, конкурсный отбор. Эти черты, по мнению Вебера, значительно способствуют эффективности управления, и в итоге бюрократия становится неизбежной для любой формы политического правления.

Одним из первых в политологии Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в развитых европейских государствах, что могло привести к конфликту между бюрократией и демократией. При этом он заметил, что в результате. вовлечения масс в социально-политическую жизнь демократического общества возникает большое количество организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Альтернативу тотальной бюрократизации он видел в харизматическом лидерстве. Вебер считал, что лишь наделенный харизматическими качествами президент способен обеспечить единство нации, в то время как партии и парламент призваны отражать столкновение фрагментарных социально-экономических интересов.

В современной политологии довольно популярна теория элит. Основы этой теории впервые в политологии были сформулированы итальянским юристом Гаэтано Моска в работе «Элементы политической науки».

По мнению Моска, власть в обществе всегда должна находиться в руках небольшой группы людей, т. е. меньшинства. Власть может переходить от одного меньшинства к другому, но никогда не может перейти от меньшинства к большинству. Правящее меньшинство Моска называет господствующим классом, или элитой.

Существуют две основные формы политической власти — власть аристократии и демократия, которые не предусматривают правления масс. Их отличие состоит в том, что в первом случае мы имеет дело с замкнутой группой, которая не пополняется людьми, не принадлежащими ее кругу, в то время как во втором мы имеем дело с элитой, которая формируется из людей, выдвинутых народом, чьи психологические качества оказываются полезными с точки зрения осуществления власти. Моска также считает, что нормальное функционирование демократии нуждается в существовании хорошо организованного руководящего слоя.

Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вилъфредо Парето, который изложил свои взгляды в 4-томном труде «Трактат по общей социологии». В своих рассуждениях Парето исходит из того, что в жизни люди действуют рационально-субъективно, т. е. ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Но в основе человеческого поведения лежат скрытые влечения, что имеет основополагающее значение для коллективной деятельности. Эти влечения могут имеет различное качество, но самыми лучшими из них обладает меньшинство населения, которое и составляет правящую элиту.

Вместе с тем определенные социальные условия служат причиной того, что не все люди, обладающие элитарными качествами, добиваются руководящего положения, и тогда они составляют контрэлиту. Социальное равновесие требует, чтобы господствующая элита постоянно пополнялась личностями неэлитарного происхождения, но с «элитарными качествами», а личности с качествами неэлитарными, напротив, из нее устранялись. Однако в практической жизни этого не происходит, поскольку господствующие элиты охраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству. Тем самым ухудшается состав элиты и происходит количественный рост контрэлиты. Когда такие процессы приобретают широкие масштабы, контрэлита мобилизует массы, свергает власть прежней элиты и устанавливает собственное господство. Со временем данный процесс циклично повторяется.

На рубеже XIX—XX вв. в политической жизни европейских стран важную роль стали играть политические партии. Это обстоятельство привлекло внимание ученых и исследователей к проблеме места и роли политических партий в жизни государства. Одним из основоположников нового научного направления в политической мысли стал Роберт Михельс.

Рассматривая процесс возникновения и деятельности политических партий, Михельс утверждал, что любая организация, в том числе и политическая партия, неизбежно приходит к олигархизации, под которой понимаются прежде всего формирование бюрократии как платного назначаемого аппарата, появление профессионального руководства и его стабилизация, централизация власти, неучастие рядовых членов партии в принятии решений. В своей работе «Социология политических отношений» он называет весь комплекс тенденций, ведущих к возникновению олигархической структуры власти, «железным законом олигархических тенденций».

Вначале Михельс рассматривал олигархические тенденции как явление отрицательное, угрожающее демократии. Однако позже он доказывал, что олигархизация оборачивается положительным качеством партии и вытекает из исторического опыта: вожди никогда не уступали власть массам, а только другим вождям.

Михельс, рассматривая партию как идеальную миниатюрную модель демократического общества, распространил свои выводы о законности олигархизации партии на развитие демократии вообще и в итоге пришел к заключению о невозможности участия в управлении государством всех граждан.

Контрольные вопросы

1. Каков был политический уклад Древней Индии?

2. Конфуцианство: учение Конфуция, политическая мысль Древнего Китая.

3. Политическая мысль в Древней Греции: учения Платона и Аристотеля.

4. Древний Рим: учения Полибия и Цицерона.

5. Политические учения Средневековья.

6. Эпоха Возрождения: макиавеллизм.

7. Политическая мысль эпохи Нового Времени.

8. Развитие политических идей в США.

9. Политические учения в России.

10. Основные политологические концепции современности.

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Политические учения известных философов, мыслителей (на выбор: Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Аквинат, Макиавелли, Локк и т. д.).

2. Политические идеи и их развитие в США (XVIII-XIX вв.).

3. Политическая мысль в России на рубеже ХХ столетия.

4. Политические идеи и деятельность М.М. Сперанского.

5. Работа Б.Н. Чичерина «История политических учений».

6. М. Вебер и его вклад в развитие политической мысли.

7. Г. Моска: теория элит.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература

Баскин Ю.Я. История политических и правовых учений. Конспект лекций. СПб., 1998.

Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.

Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002.

История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца, М., 2002.

Политология: Хрестоматия / Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. — М.: Проспект, 2006. — 326 с.