4.3. Социальные функции политики
Социальные функции политики вытекают из ее предназначения, выраженного в социальном содержании и задачах. Политика – это прежде всего сфера общественной жизни, включающая в себя один из видов активности социальных субъектов, характеризующая особый тип и комплекс общественных отношений – политических. Как правило, основные направления и задачи политики совпадают с направлением деятельности и задачами государства. Государственная политика предстает как регулирующая подсистема в системе общества, поддерживающая стабильное состояние комплекса социальных отношений в основных жизненных сферах общества. Это сферы – естественно-антропологическая (быт, жилье, коммунальные услуги, здравоохранение, экология), духовно-культурная (образование, воспитание, искусство, СМИ, религия), агентно-профессиональная (производство товаров и услуг, предпринимательство, создание рабочих мест, охрана труда).
Такое направление политики как полиси ориентировано на непосредственное создание объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности (жилье, производство, объекты культуры и образования). В ней разрабатываются минимальные социальные стандарты как критерии социальной функциональности политики. Для их обеспечения политика включает в себя также деятельность по специфической институционализации, выработке и инновации (введению) правил формирования и функционирования субъектов, способных реализовать общенациональные, корпоративные и индивидуальные задачи и цели. Эта институциональная политика (полити) предполагает создание норм и органов, которые бы помогали государству, его органам и должностным лицам, а также общественным объединениям, социальным группам, отдельным гражданам реализовать эти цели. Для этого осуществляется законодательная, исполнительная, судебная, правоохранительная, контрольно-надзорная политика, в результате которой появляются нормы, прецеденты, административные и судебные акты, программы и др., способствующие ассоциации или диссоциации социальных сил. Создаются институциональные условия для осуществления государственного управления по реализации общенациональных задач и специфических интересов разных социальных слоев. В этом направлении разрабатываются технологии, показатели, индикаторы, например, выявления коррупциогенности норм законов, принимаются административные регламенты, дисциплинирующие чиновников, законодателей, судей. Важнейшей функцией данного направления политики («полити») является институционализация.
Далее политика выступает и в качестве определенной специализации публичной деятельности, специфического ее вида (политика как профессия – «политикс»). Это – лидерская и коллективная деятельности политиков по ассоциации друзей (союзников) и диссоциации врагов (противников) для реализации общественных, корпоративных интересов, разрешения конфликтов, ведения переговоров, заключения соглашений, сопровождения деятельности конкретного политика или политической партии. В профессиональной публичной политике участвуют депутаты парламентов, руководство политических партий, министры, профессиональные политологи (аналитики, политтехнологи), политические журналисты.
В такой политике (политикс) государство, корпорации и публичные деятели реализуют коммуникационную функцию (формируют целенаправленную коммуникацию), т.е. осуществляют обмен смыслами, значениями, а также интерпретацию (представление, репрезентацию публике) символов, моральных и социальных кодов, образцов поведения как желаемых (ожидаемых, востребованных, успешных), образцов служения (долга), солидарности союзников и т.д. «Иная», т.е. противостоящая деятельность, с помощью такой коммуникации представляется (репрезентируется) как опасная, преступная (радикализм, экстремизм) или неэффективная (программы оппозиционных сил, противников). Эта политическая коммуникация преследует определенную цель: объединение политических «союзников» и ослабление политических «противников». Ее социальная эффективность проверяется взаимодействием с избирателями, общественными объединениями, обществом.
В «политикс» соответственно применяются собственные показатели и индикаторы функциональности политики. Например, показателями политического доверия являются: а) генерализированное доверие – идентификация гражданина, социальной группы с ценностями общества и государства в целом, когда социализирующие связи выходят за пределы локальных (местных), этнических, конфессиональных, субкультурных молодежных групп; б) специализированное доверие – идентификация с локальными и субкультурными группами, которая в то же время не мешает идентификации с обществом и государством в целом; в) партикулязированное доверие, означающее, что идентификация с группами усиливает фрагментацию общества, изолированность этих групп от общества; г) институциональное доверие – доверие эффективно действующим органам власти1.
Но политикс – вид политической деятельности, требующий постоянной связи с повседневной жизнью. Профессиональная политика опирается на сегмент общественной жизни (политическую жизнь) – вид публичной деятельности, в которой проявляется добровольная гражданская активность, реализующая права личности и общественных объединений в представлении (артикуляции) своих интересов, формировании соответствующих институтов, правовой регламентации, закреплении гарантий и комплекса политических прав (на объединение, протест, информацию, выборы и т.д.). Политологи и социологи выработали, например, такой показатель функциональности политики как социальный капитал (Р. Патнем – индекс S-Cap)2. Индекс включает в себя шесть параметров взаимоотношений: членство в общественных организациях и выполнение тех или иных видов поручений; участие в совместной общественно полезной деятельности; совместные усилия по преодолению последствий определенных неблагоприятных явлений; доверие; солидарность; взаимодействие.
С учетом сказанного можно классифицировать функции политики как общеполитические и частнополитические (сферные, отраслевые), общегосударственные и региональные, государственные и негосударственные (корпоративные), персональные. К общеполитическим социальным функциям относятся, во-первых, две взаимосвязанные функции: 1) укрепление государства, обеспечение территориальной целостности, внешней и внутренней безопасности, что дает возможность людям более спокойно работать и жить, а власти более эффективно реализовать социально-экономические программы; 2) учет интересов различных территориальных частей – регионов и мест, социальных слоев, а также граждан.
Для России реализация этих универсальных функций имела свою специфику по сравнению с другими государствами. Реализация первой функции серьезно опережала реализацию второй. Обширные пространства, требующие значительных скоординированных усилий для их освоения, этническое многообразие, особенности национального характера – все это способствовало укреплению государства как организующего начала, призванного обеспечить территориальную целостность и внешнюю безопасность, выработать приемлемые формы сосуществования различных этнических, религиозных и культурных общностей1. Эта функция реализовывалась постепенно и наиболее полно. Вторая функция реализовывалась частично: интересы регионов, мест и подданных (граждан) учитывались недостаточно, в чем Россия серьезно отстала от европейских государств, США и Японии. Сохранение баланса и взаимодополняемости государства и общества, формирование механизмов их взаимной ответственности, т.е. гармонизация двух общеполитических социальных функций становится главной задачей государственной политики.
Изучение функций отдельных государств позволила политологу А.И. Соловьеву выделить следующие функции:
а) выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества; политика выступает средством предоставления человеку дополнительных возможностей для удовлетворения потребностей и изменения статуса;
б) рационализация возникающих противоречий по мере активизации интересов граждан, выявления конфликтов, направление их в русло цивилизованного диалога государства и граждан;
в) управление и руководство политическими общественными процессами в интересах тех или иных групп, слоев или всего социума в целом;
г) интеграция различных слоев населения путем подчинения их интересов интересам целого, что обеспечивает целостность системы, стабильность и общественный порядок даже при изменении режимов правления;
д) формирование специфической среды политической социализации личности, ее включение в сложный мир социальных отношений, что позволяет личности конституировать себя как социально активное существо, обретающее социальные качества для реалистического восприятия мира;
е) обеспечение инновационности социального развития общества и человека в ходе реализации групповых интересов и индивидуальных целей граждан, создание новых форм социальной организации жизни1.
К функциям «политикс», можно отнести такие, как:
а) артикуляция интересов, т.е. выражение социально значимых интересов различных групп и слоев общества с помощью лозунгов, агитации, пропаганды, СМИ, массовых акций (митингов, демонстраций, пикетов);
б) агрегирование интересов, т.е. выявление различий и точек соприкосновения, противоречащего и общего в интересах различных слоев, их комбинирование через законодательство, политические программы, выработку общих целей;
в) мобилизация населения на решение определенных задач;
г) распределение прав на доступ к материальным благам и ценностям в обществе;
д) политическая социализация личности.
В целом, за политикой закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.
- Министерство образования российской федерации
- Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология
- 1.3. Политология – учебный предмет в вузе
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента Классическая
- Учебная
- Научная
- Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
- 2.1. Становление методов политической науки
- 2.2. Классификация современной системы методов политологических исследований
- 2.3. Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии
- 2.4. Категории политической науки
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 3. Политическая жизнь
- 3.1. Содержание политической жизни и уровни ее познания
- 3.2. Понятие «политическая жизнь» и его соотношение с понятиями «политика» и «политическое»
- 3.3. Элементы политической жизни
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Салмин а.М. Современная демократия: очерки становления. – м., 1997. Глава 4. Социальные функции политики
- 4.1. Понятие «функции политики»
- 4.2 Социальная функциональность политики: сущность и подходы к определению показателей
- 4.3. Социальные функции политики
- 4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 5. Власть и властные отношения
- 5.1.Понятие "власть" как категория политической науки
- 5.2. Основания, источники, ресурсы, типология, механизмы ифункции политической власти.
- 5.3. Проблема разделения властей. Три "ветви" власти.
- 5.4. Какая власть должна быть в России?
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления
- 6.1. Представления о времени
- 6.2. Теория волн демократизации
- 6.3. Политико-деловой цикл
- 6.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
- 6.5. Проблема ускорения времени
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 2. Институциональные аспекты политики Глава 7. Политическая система общества
- 7.1. Понятие политической системы
- 7.2.Теоретические подходы к политической системе общества
- 7.3. Функции политической системы. Классификация политических систем.
- 7.4.Политическая система современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 8. Государство как институт политической системы общества
- 8.1. Понятие государства и его признаки
- 8.2. Суверенитет государства
- 8.3. Функции государства
- 8.4. Формы государства
- 8.5. Организационная структура государства рф
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 9. Политические режимы
- 9.1. Понятие политического режима
- 9.2. Типология политических режимов
- 9.3. Демократический режим
- 9.4. Авторитаризм
- 9.5. Тоталитаризм
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 10. Политические партии и партийные системы.
- 10.1. Возникновение и социальная природа партий.
- 10.2. Типология партий и партийных систем
- 10.3. Особенности партийной системы в современной России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 3. Политика и общество Глава 11. Выборы в органы политической власти
- 11.1 Политическое представительство и выборы в органы власти
- 11.2. Особенности выборов при различных политических режимах
- 11.3. Классификация выборов
- 11.4. Принципы выборов
- 11.5. Избирательные системы
- 11.6. Основные функции выборов
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 12.Гражданское общество и политика
- 12.1. Сущность и содержание понятия "гражданское общество"
- 12.2. Функции гражданского общества
- 12.3. Взаимодействие гражданского общества и государства
- 12.4. Коммуникационная природа гражданского общества
- 12.5. Гражданское общество в России: сложности роста
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 13. Политические элиты и лидерство. Глава 14. Политическая социализация
- 14.1. Понятие и структура политической социализации
- 14.2. Агенты политической социализации
- 14.3 .Этапы политической социализации
- 14.4. Типы политической социализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современном обществе.
- 15.1. Понятие политической коммуникации, ее роль в политике
- 15.2. Основные функции сми в политической жизни
- 15.3. Основные каналы и особенности политического влияния сми
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 16. Политическая культура
- 16.1. Понятие политической культуры
- 16.2. Проблемы структуирования политической культуры в науке
- 16.3. Структура, содержание и уровни политической культуры
- 16.4. Типологии политической культуры
- 16.5. Политическая культура и политическая идентификация россиян
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 4. Политическое развитие и политические процессы Глава 17. Политические идеологии
- 17.1. Происхождение идеологий и их разработка в науке
- 17.2. Понятие политической идеологии, ее уровни, элементы и функции
- 17.3. Основные идеологические течения XIX–хх веков
- 17.4. Модернизация политических представлений о развитии общества в xxIвеке
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 18.Политический процесс, политическая модернизация общества. Особенности модернизации России.
- 18.1. Политический процесс: модификация, трансформация, модернизация
- 18.2. Модели, стадии и периодизация политической модернизации
- 18.3. Система взаимодействия государства – общества – гражданина.
- 18.4. Особенности политической модернизации России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 19. Политические конфликты.
- 19.1. Сущность и специфика политического конфликта
- 19.2. Структура политического конфликта
- 19.3. Динамика политического конфликта
- 19.4. Функции политического конфликта и способы его урегулирования/разрешения
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 5. Мировая политика и международные
- 20.2. Методы политического прогнозирования
- 20.3. Политическое прогнозирование в условиях глобализации
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств
- 21.1. Международные отношения как объект политической науки
- 21.2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- 21.3. Внешнеполитическая ситуация вокруг России
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Раздел 6. Прикладная политология. Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг россии
- 22.1. Геополитика о международных отношениях. Место России в геополитическом пространстве
- 22.2. Россия и её соседи: анализ проблем по периметру государственных рубежей.
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Глава 23. Политический менеджмент
- 23.1. Понятие политического менеджмента
- 23.2. Становление теоретических и практических основ политического менеджмента
- 23.3. Содержание и функции политического менеджмента
- 23.4. Современные направления политического менеджмента
- Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Литература
- Глава 24. Политические технологии.
- 24.1. Понятие и сущность политических технологий
- 24.2. Особенности использования политических технологий в современных условиях
- Вопросы и задания для проверки знаний
- Литература для самостоятельной работы студента
- Терминологический аппарат
- Заключение