logo search
Политология

4.3. Социальные функции политики

Социальные функции политики вытекают из ее предназначения, выраженного в социальном содержании и задачах. Политика – это прежде всего сфера общественной жизни, включающая в себя один из видов активности социальных субъектов, характеризующая особый тип и комплекс общественных отношений – политических. Как правило, основные направления и задачи политики совпадают с направлением деятельности и задачами государства. Государственная политика предстает как регулирующая подсистема в системе общества, поддерживающая стабильное состояние комплекса социальных отношений в основных жизненных сферах общества. Это сферы – естественно-антропологическая (быт, жилье, коммунальные услуги, здравоохранение, экология), духовно-культурная (образование, воспитание, искусство, СМИ, религия), агентно-профессиональная (производство товаров и услуг, предпринимательство, создание рабочих мест, охрана труда).

Такое направление политики как полиси ориентировано на непосредственное создание объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности (жилье, производство, объекты культуры и образования). В ней разрабатываются минимальные социальные стандарты как критерии социальной функциональности политики. Для их обеспечения политика включает в себя также деятельность по специфической институционализации, выработке и инновации (введению) правил формирования и функционирования субъектов, способных реализовать общенациональные, корпоративные и индивидуальные задачи и цели. Эта институциональная политика (полити) предполагает создание норм и органов, которые бы помогали государству, его органам и должностным лицам, а также общественным объединениям, социальным группам, отдельным гражданам реализовать эти цели. Для этого осуществляется законодательная, исполнительная, судебная, правоохранительная, контрольно-надзорная политика, в результате которой появляются нормы, прецеденты, административные и судебные акты, программы и др., способствующие ассоциации или диссоциации социальных сил. Создаются институциональные условия для осуществления государственного управления по реализации общенациональных задач и специфических интересов разных социальных слоев. В этом направлении разрабатываются технологии, показатели, индикаторы, например, выявления коррупциогенности норм законов, принимаются административные регламенты, дисциплинирующие чиновников, законодателей, судей. Важнейшей функцией данного направления политики («полити») является институционализация.

Далее политика выступает и в качестве определенной специализации публичной деятельности, специфического ее вида (политика как профессия – «политикс»). Это – лидерская и коллективная деятельности политиков по ассоциации друзей (союзников) и диссоциации врагов (противников) для реализации общественных, корпоративных интересов, разрешения конфликтов, ведения переговоров, заключения соглашений, сопровождения деятельности конкретного политика или политической партии. В профессиональной публичной политике участвуют депутаты парламентов, руководство политических партий, министры, профессиональные политологи (аналитики, политтехнологи), политические журналисты.

В такой политике (политикс) государство, корпорации и публичные деятели реализуют коммуникационную функцию (формируют целенаправленную коммуникацию), т.е. осуществляют обмен смыслами, значениями, а также интерпретацию (представление, репрезентацию публике) символов, моральных и социальных кодов, образцов поведения как желаемых (ожидаемых, востребованных, успешных), образцов служения (долга), солидарности союзников и т.д. «Иная», т.е. противостоящая деятельность, с помощью такой коммуникации представляется (репрезентируется) как опасная, преступная (радикализм, экстремизм) или неэффективная (программы оппозиционных сил, противников). Эта политическая коммуникация преследует определенную цель: объединение политических «союзников» и ослабление политических «противников». Ее социальная эффективность проверяется взаимодействием с избирателями, общественными объединениями, обществом.

В «политикс» соответственно применяются собственные показатели и индикаторы функциональности политики. Например, показателями политического доверия являются: а) генерализированное доверие – идентификация гражданина, социальной группы с ценностями общества и государства в целом, когда социализирующие связи выходят за пределы локальных (местных), этнических, конфессиональных, субкультурных молодежных групп; б) специализированное доверие – идентификация с локальными и субкультурными группами, которая в то же время не мешает идентификации с обществом и государством в целом; в) партикулязированное доверие, означающее, что идентификация с группами усиливает фрагментацию общества, изолированность этих групп от общества; г) институциональное доверие – доверие эффективно действующим органам власти1.

Но политикс – вид политической деятельности, требующий постоянной связи с повседневной жизнью. Профессиональная политика опирается на сегмент общественной жизни (политическую жизнь) – вид публичной деятельности, в которой проявляется добровольная гражданская активность, реализующая права личности и общественных объединений в представлении (артикуляции) своих интересов, формировании соответствующих институтов, правовой регламентации, закреплении гарантий и комплекса политических прав (на объединение, протест, информацию, выборы и т.д.). Политологи и социологи выработали, например, такой показатель функциональности политики как социальный капитал (Р. Патнем – индекс S-Cap)2. Индекс включает в себя шесть параметров взаимоотношений: членство в общественных организациях и выполнение тех или иных видов поручений; участие в совместной общественно полезной деятельности; совместные усилия по преодолению последствий определенных неблагоприятных явлений; доверие; солидарность; взаимодействие.

С учетом сказанного можно классифицировать функции политики как общеполитические и частнополитические (сферные, отраслевые), общегосударственные и региональные, государственные и негосударственные (корпоративные), персональные. К общеполитическим социальным функциям относятся, во-первых, две взаимосвязанные функции: 1) укрепление государства, обеспечение территориальной целостности, внешней и внутренней безопасности, что дает возможность людям более спокойно работать и жить, а власти более эффективно реализовать социально-экономические программы; 2) учет интересов различных территориальных частей – регионов и мест, социальных слоев, а также граждан.

Для России реализация этих универсальных функций имела свою специфику по сравнению с другими государствами. Реализация первой функции серьезно опережала реализацию второй. Обширные пространства, требующие значительных скоординированных усилий для их освоения, этническое многообразие, особенности национального характера – все это способствовало укреплению государства как организующего начала, призванного обеспечить территориальную целостность и внешнюю безопасность, выработать приемлемые формы сосуществования различных этнических, религиозных и культурных общностей1. Эта функция реализовывалась постепенно и наиболее полно. Вторая функция реализовывалась частично: интересы регионов, мест и подданных (граждан) учитывались недостаточно, в чем Россия серьезно отстала от европейских государств, США и Японии. Сохранение баланса и взаимодополняемости государства и общества, формирование механизмов их взаимной ответственности, т.е. гармонизация двух общеполитических социальных функций становится главной задачей государственной политики.

Изучение функций отдельных государств позволила политологу А.И. Соловьеву выделить следующие функции:

а) выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества; политика выступает средством предоставления человеку дополнительных возможностей для удовлетворения потребностей и изменения статуса;

б) рационализация возникающих противоречий по мере активизации интересов граждан, выявления конфликтов, направление их в русло цивилизованного диалога государства и граждан;

в) управление и руководство политическими общественными процессами в интересах тех или иных групп, слоев или всего социума в целом;

г) интеграция различных слоев населения путем подчинения их интересов интересам целого, что обеспечивает целостность системы, стабильность и общественный порядок даже при изменении режимов правления;

д) формирование специфической среды политической социализации личности, ее включение в сложный мир социальных отношений, что позволяет личности конституировать себя как социально активное существо, обретающее социальные качества для реалистического восприятия мира;

е) обеспечение инновационности социального развития общества и человека в ходе реализации групповых интересов и индивидуальных целей граждан, создание новых форм социальной организации жизни1.

К функциям «политикс», можно отнести такие, как:

а) артикуляция интересов, т.е. выражение социально значимых интересов различных групп и слоев общества с помощью лозунгов, агитации, пропаганды, СМИ, массовых акций (митингов, демонстраций, пикетов);

б) агрегирование интересов, т.е. выявление различий и точек соприкосновения, противоречащего и общего в интересах различных слоев, их комбинирование через законодательство, политические программы, выработку общих целей;

в) мобилизация населения на решение определенных задач;

г) распределение прав на доступ к материальным благам и ценностям в обществе;

д) политическая социализация личности.

В целом, за политикой закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.