logo search
Политология

5.1.Понятие "власть" как категория политической науки

Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому изучение содержания понятия власти в курсе политологии является актуальной задачей в системе гуманитарного образования. Цель главы - рассмотреть власть как первооснову политических отношений в обществе, осмыслить механизм функционирования власти в рамках общества, выявить роль государства в системе властной регуляции и увидеть проблемы, трудности реформирования российской государственности.

Сегодня такой анализ особенно необходим, так как эта проблема упрощалась в советское время и все сводилось к «классовому господству - подчинению» в рамках капиталистического общества. Политическая власть виделась исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Такой подход частично отражал реальные отношения в обществе XIX—XX вв. с устойчивыми классовыми размежеваниями. Однако абсолютизировать зависимость власти от классовых отношений и «господства-подчинения» во властных отношениях было бы не совсем корректно.

Сегодня Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных сюрпризов со стороны власть имущих, которые отражают прежде всего интересы новой российской буржуазии и определенных социальных групп общества.

Понятие власти носит междисциплинарный характер. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти политической, психологи - о власти человека над самим собой, богословы - о власти Бога и т.д.

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Древней Индии, Древнего Китая и античной Греции. Например, древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение. Его трактовали как первоначало или первопричина чего-либо. По - видимому, это было не случайным совпадением в античной мысли, скорее это смутная догадка о таинственной и неуловимой природе власти.

Над парадоксами власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, разрушающей человека и общество, задумывались во все времена философы, писатели: Аристотель и Гегель, Маркс и Маркузе, Шекспир и Достоевский, Фуко и Кафка, которые в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным феноменом жизни общества и человека.

Тем не менее рассуждающие и пишущие о власти пришли к заключению, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она была необходима в первобытном обществе. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование территориальной власти было обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Таким образом, появление публичной власти и ее относительная независимость от общества является исходным для всех современных социальных и политических теорий.

На вопрос, "По какому праву один человек властвует и подчиняет своей воле другого человека?", по-разному пытались ответить мыслители разных эпох и народов. Поэтому с развитием общества происходило становление основных концептуальных подходов к анализу природы власти.

Патриархальная концепция власти является самой ранней. Появилась она благодаря идеям древнекитайских и древнеиндийских мыслителей. В Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора».

В осмыслении сущности политической власти в античную эпоху Аристотель исходил в своей работе «Политика» из того, что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления». Аристотель отмечал, что политика — это упорядоченное общение людей, становящихся «политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и его отдельными «частями», где обязательно присутствует регулирующее начало или властный механизм. В «Политике» он писал об этом универсальном или тотальном механизме социального общения так: «И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы и, как таковому, ему подчинены одушевлённые существа»1. Но в отличие от достаточно простых отношений «господской власти» (господина и раба, мужа и жены, отца и детей) Аристотель власть публичную (общественную) считал наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру.

Однако тот же Аристотель (позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).

Таким образом, мыслители прошлых времен уже тогда увидели обратную сторону феномена власти. Власть означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять людьми с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью.

Среди подходов к интерпретации власти и причин её возникновения можно выделить биологической подход. С позиции этого подхода власть рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека, как биосоциального существа упор делается на иррациональных инстинктах индивида. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти и способность к самоутверждению1.

С позиций биогенетического подхода в основе стремления к власти лежат антропологические свойства человека, его воля к власти. У психоанализа истоки власти находятся в неосознанной двойственности человека, его потребности в автономии и невозможности жить вне социальной среды. Воля к власти – естественное состояние человека. Одни жаждут быть в услужении и присоединении к воле более сильного, другие же стремятся к лидерству, к навязыванию воли каким-либо субъектам.

Марксистский подход исходит из анализа социальных факторов экономического свойства, выявления основной причины, которая заложена в социально-экономическом неравенстве. Именно социальное неравенство обусловливает раскол общества на враждующие классы, и власть исходит из необходимости обеспечения управление системной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?»2.

Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, добиваться цели.

В современной западной политологии важное место занимают системные концепции власти. Ключевое понятие системной теории анализа власти — «по­литическая система общества». Власть в соответствии с данны­ми концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные эле­менты системы связаны с ней непосредственно или опосре­дованно. Назначение власти — регулировать отно­шения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты, разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интере­сов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача власти — строить свои отношения со всеми эле­ментами политической системы общества таким образом, что­бы это способствовало равновесному, сбалансированному со­стоянию данной системы. Другими словами, власть должна стремиться к достижению в обществе политической, так и экономической стабильности.

Релятивистские концепции власти (от англ. relation — отноше­ние). В соответствии с ними власть рассматривается как личнос­тное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. Реляти­вистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности: стимулирование активности трудовой деятельности, соблю­дение норм общественного поведения и др.

Бихевиористские концепции власти (англ. bihavior — пове­дение). Так же, как и в релятивистских концепциях власти, бихе­виористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, гос­подствуют, а другие подчиняются и выполняют решения пер­вых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заклю­чается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способ­ности властвовать (обладание «политической энергией»). С обретением власти свя­зано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является спосо­бом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки.

Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со свои­ми менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспе­чивающими их победу на выборах. Очевидно, что борьба за власть — постоянное явление. Политическая власть рожда­ется, как правило, в противоборстве политических сил и от­дельных личностей1.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей2. Социальная власть, по его мнению, это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая воля основана». М.Вебер утверждает, что власть возникает в силу асимметричности отношений между субъектами.

Для анализа власти в России особое значение имеет распространенная концепция харизматической власти социолога и правоведа М.Вебера. Понимание и толкование им ее сути, характерных черт, форм проявления и возможных вариантов эволюции остаются актуальными и в наши дни. Причин этому несколько. Прежде всего этот тип властво­вания, как свидетельствует политическая история, не только способен функциониро­вать в чрезвычайных и переходных усло­виях (например, в революционной ситуации), но и является прототипом для двух других - традиционного и легалистс­кого.

Харизматическая власть порождается иррациональными моментами и не нужда­ется в обязательной институализации. Она возникает из стихийного и смутного порыва, границы и цели четко не очерчены, кажущийся потенциал безграничен. Ее энергия отлична от количественно и рацио­нально исчисляемой энергетики иных ти­пов властвования, она не поддается схема­тизации, всегда загадочна и таинственна. Феномен харизмы не поддается рацио­нальному объяснению. Харизматический лидер - мессия и спаситель. Основатели религий, партий и культур часто относятся именно к данному типу вождей. Харизма как тип власти сплачивает вок­руг себя умы, охваченные воображением и энтузиазмом и погруженные в утопические мечтания. Необъяснимая с точки зрения рациональности вера заставляет их пере­носить свои ожидания на вождя, приписы­вая ему необычайные способности и пре­доставляя абсолютную власть над со­бой. Многие исследователи припи­сывают подобную способность к харизма­тическому властвованию экстраординар­ным качествам личности, действительным или предполагаемым.

Поскольку харизма приписывает свое­му носителю чрезвычайные качества, по­стольку же она обеспечивает ему и абсо­лютную власть. Любое уклонение от воз­действия этой власти преступно и должно караться: в налаженном механизме вла­ствования кара органически сливается с насилием. У харизматической власти есть и другая сторона: никакая власть не продержится долго, если будет себя все время демонст­рировать.

Власть нуждается в тайне, зак­рытости, секретность - дополнительный потенциал ее энергетики. Моменты откры­той демонстрации власти по продолжитель­ности значительно короче, чем ее скрытое существование и функционирование. Таинственные качества харизмы требуют тай­ны. Разумеется, в чистом виде на­силие выступает крайне редко (и именно харизматический тип властвования созда­ет условия для подобной откровенной де­монстрации), чаще всего оно маскируется целым набором этических, правовых и ри­туальных форм. Пирамида институций, надстраиваемых над насилием и господ­ством, в известной мере может влиять на них, но все же существо властвования и его источник лежат в ином месте - власть существует только ради самой себя. Это ясно видно на примере государственной власти. В рамках гсударственной власти субъектами выступают государственные органы и учреждения, в качестве объекта власти - все население страны. Государственная власть – это стержень политических властеотношений. Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обществе существуют различные политические организации, движения, спсобные оказывать воздействие как на массы, социальные группы, так и на государственные органы.

Реализация государственной власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Самым важным атрибутом государственной власти является законное право разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей. Задача правительства - обеспечение ценностей, необходимых подавляющей части общества: мира и порядка внутри страны, справедливости, стабильности, благоденствия, равенства. Тем самым она стимулирует поддержку себе и повиновение законам. Важным фактором для власти является доверие, позволяющее фактически влиять на умы и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять. Неверие в возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной политической власти.

Принятые на Западе современные социально-психологические и структурно-функциональные подходы в трактовке власти ориентируются на прагматические результаты обслуживания политической системы демократического типа, где имеют место политический и экономи­ческий плюрализм, а государство и гражданское общество взаимо­действуют на основе правовых норм и законов. Иначе говоря, за­падные исследователи имеют дело с иной социальной реальнос­тью, чем в современной России.

В теории власти и властных отношений выделяют носителей и обладателей властной воли. Носителем властной воли могут быть правящие элиты, социальные общности людей, отдельные личности-лидеры, вся политическая система и ее институты, страна или группа двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные носители властной воли и подвластной, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.). Наличие этих элементов необходимо для возникно­вения общественного отношения власти1. Итак, власть – это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индвида или группы (носитель властной воли) оказывать влияние на другого индивида или группу(носитель подвластной воли), изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Для осуществления властной воли субъектам необходимы механизмы принуждения (или угрозы принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. Отношения между властной волей (и соответственно ее носителем) и подвластными волями (и соответственно их носителями) детерминируется субъектом власти, который навязывает волю объекту власти.

Таким образом, власть в соответствии со своими намерениями можно воспринимать как способность субъекта обеспечить подчинение объекта. В данной интерпретации понятие власти обладает самостоятельным содержанием, поскольку отличается от других понятий (влияние, контроль, господство, детерминация, авторитет и др.), хотя и имеет с ними общие свойства. Власть — не просто способность влиять на что-то, она осуществляется над людьми, их поведением и сознанием.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, политической организацией общества, со средствами и методами принуждения, насилия. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально. Существует поговорка: хочешь знать человека – дай ему власть. Э.Фромм считает, что жажда власти коренится не в силе, а в слабости индивида.

Итак, власть- это особая форма взаимодействия, отношения, характеризующаяся

-неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

-способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения в соответствии с этими целями (мотивация властного воздействия);

-готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

-наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Отметим, что исторически понятие «власть» (от греч. cratos ) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведений с помощью раз­личных средств называлось «политика».

Так исторически и логи­чески между понятиями «власть» и «политика» возникла смысло­вая связь, отраженная в формуле «политическая власть». Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании молодежи. Есть в обществе и особый вид власти - политическая власть.

Обобщая все вышесказанное, можно систематизировать различные концепции власти. В современной политической науке существуют следующие концепции политической власти: (рис.1).

а) системная концепция: политическая власть — это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней;

б) бихевиористская концепция (от англ. behavior – поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть — это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие – на подчинение;

в) реляционистская концепция (от англ. relation – отношение): политическая власть – это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения. Определяющее влияние может опираться на дефицитные ресурсы, через которые добиваются лояльного (подчиненного) поведения; способы преодоления возможного сопротивления; наличие зон влияния на агента;

г) коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий.

Американский политолог Р.Даль вывел формулу понимания публичной власти: субъект Х (группа, организация) обладает властью над неким субъектом Y постольку, поскольку Х тем или иным способом может заставить Y сделать нечто, соответствующее интересам Х, что Y по своей воле не стал бы делать1. Власть становится политической именно в свете ассоциаций (соединений) и диссоциаций (разъединений) социальных сил. Публичная власть включает в себя волевое явление, способность «навязать» волю определенного субъекта (субъектов) какому-либо другому субъекту (субъектам). Цель, которая при этом преследуется, – закрепить определенный порядок распределения социальных статусов с набором должностей, льгот, привилегий.

В качестве источника политической власти может выступать согласие ассоциации (объединения, общности) по поводу общего интереса, общих целей, превосходство данной ассоциации над другими в силе, в концентрации различных ресурсов на противостоянии другой ассоциации.

Поэтому политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Политическая власть присутствует практически во всех сферах общества, поскольку в ее орбиту вовлекаются все члены общества. Власть использует свою способность и возможность осуществлять волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия для реализации политических решений. Другие же виды власти распространяются лишь на отдельные группы. Свойство политической власти в ее публичности, т.е. всеобщность в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах. Поэтому политическая власть характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике.

Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, общественных организаций, различных объединений, профсоюзов, международных организаций. Государственная власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения. Политическая власть прибегает к принуждению для достижения своих целей, однако для этого могут быть использованы меры идеологического воздействия на объект и экономическое стимулирование.

Вместе с тем именно государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает специальным аппаратом принуждения, монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения. Государственная власть в равной мере означает и определенную организацию, и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации.

Политическая властьэто специфическая форма общественных отношений между субъектами политики по поводу проведения воли через политические и правовые нормы. Как правило, политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Ее отличительными признаками являются верховенство и обязательность решений для всего общества. Политическая власть всегда действует на основе права от имени всего общества, а потому она может легально использовать силу для исполнения своих властных предначертаний другим субъектам общества.

Иначе говоря, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом, оказывать определяющее воздействие на поведение населения с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижения поставленных целей и программ большие массы людей. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов, в частности, от легитимности ее оснований в обществе на руководящую роль. Политичекая власть выполняет сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, внутренне противоречивой социально-территориальной общности. Для этого политическая власть опирается на механизмы властных органов.

Политическая власть определена территориальными границами. Именно на определенной территории власть обеспечивает порядок. Политическая власть осуществляется везде меньшинством (элитой). Концентрируя всю совокупность интересов общества, политическая власть выступает ядром, стержнем политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества.

Политической власти присущи суверенитет (независимость и неделимость власти), авторитетность (общепризнанность ее влияния во всех сферах жизнедеятельности общества), принудительный характер власти (негласное право на убеждение, подчинение, приказание, господство и даже насилие), всеобщность (публичность, функционирование власти во всех общественных отношениях и политических процессах), верховенство (обязанность ее решений для всех структур общества и других видов власти), легальность (признанность), моноцентричность (существование общегосударственного центра или системы властных органов), монополия на принятие решений.

Анализ политической власти указывает на сложность данного социального образования. До сих пор в политологии нет однозначных определений субъектов власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государтсвенные структуры деформируют картину политической власти как особой формы взаимодействия, где субъект, опираясь на определенные ресурсы, может добиваться своей цели. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным, причем каждая его часть находится в зоне влияния различных сил, в том числе и тех, которые формально должны ему подчиняться. Поэтому необходимо рассмотреть основания, источники, ресурсы, механизмы и функции политической власти.