logo search
Курс лекций Политология (ИПП) Алексеев

3.1. Происхождение и сущность политики

Сложившаяся естественным образом коллективная жизнедеятельность людей представляет собой процесс постоянного взаимодействия преследующих свои интересы и цели, а потому конкурирующих между собой индивидов. Однако на ранних этапах человеческой истории такая конкуренция регулировалась различными формами общественной самоорганизации нормами религии, обычаями, нравами, которые поддерживали целостность общества и обеспечивали удовлетворение основных потребностей его членов. Тогда не было необходимости в каких-то иных формах самоорганизации людей. Но по мере развития материального производства, социальной, этнической и религиозной дифференциации человечества общество разделилось на классы, сословия, слои, взаимоотношения которых строились на желании удовлетворить свои, как правило, непримиримые интересы. В результате этого разделения возникли конфликты, нарушившие целостность общества. Бывшие в распоряжении механизмы обеспечения порядка и распределения важных для жизни ресурсов оказались неспособными в полной мере выполнять свои социальные функции. Тогда возникла потребность в создании специфических общественных институтов, способных методами принуждения обеспечить целостность общества.

Эта потребность была реализована в форме создания специфического общественного института — государства. Принудительная сила государственной власти смогла обеспечить реализацию групповых интересов, сохранить целостность общества, установить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела главной целью примирение противоборствующих интересов социальных групп, разработку общеобязательных форм поведения для всех слоев населения и обеспечение условий для выживания всего общества в целом.

Одновременно с возникновением государства у социальных групп сформировалась потребность осуществлять контроль за органами власти для того, чтобы максимально полно обеспечить реализацию своих интересов. Удовлетворение этой потребности стало одной из главных целей деятельности разных социальных групп, а сама эта деятельность получила название политики. Таким образом, политика возникла из необходимости реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства публичной власти государства. Политика стала регулировать такие групповые интересы, которые затрагивали жизненно важные потребности и предполагали привлечение для этого принудительной силы в лице государства.

Исходя из сказанного, политику можно определить как совокупность отношений различных социальных групп, складывающихся в ходе использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. Иными словами, политика понимается как результат столкновения социальных групп, соперничающих друг с другом за удовлетворение своих интересов и потребностей.

Для понимания сущности политики принципиально осознать, что интересы, лежащие в основе политических действий, не носят индивидуального характера, а имеют важное значение для той или иной части населения. Независимо от своего конкретного содержания эти интересы должны затрагивать положение иных общественных групп, что и требует вовлечения государства в межгрупповые отношения. Действительно, реализуя свои интересы, классы, нации, религиозные общности и другие общественные группы одновременно вызывают социальные изменения в положении других слоев населения, и тут для регулирования общественных отношений становится необходимой государственная власть, а это и есть собственно политика. Таким образом, политика представляет собой одну из разновидностей межгрупповых отношений. Но она появляется только тогда, когда исчерпаны все другие возможности внегосударственного регулирования этих отношений.

Понимание сущности политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни. Эти связи и отношения показывают, что политика оказывает воздействие на все области человеческой деятельности и сама подвергается воздействию со стороны экономики, права, морали. В данном взаимодействии политика обретает определенные черты и свойства, которые наиболее полно раскрывают ее сущность и структуру.

Политика и экономика. Для правильного понимания вопроса, определяет ли экономика политику или наоборот, необходимо учитывать то обстоятельство, что обе они являются общественными отношениями. Экономика — это не производство, не распределение, а общественные отношения производства, т. е. отношения людей, классов, партий в процессе производства и распределения. И политика также есть общественные отношения людей, классов, партий и государств в процессе воспроизводства социальной жизни. Поэтому экономика и политика неразделимы и взаимосвязаны.

В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальные отношения. Определяя материальное положение жизни людей, экономика обусловливает тем самым характер социальной дифференциации общества. В зависимости от своего экономического положения и содержания своих социальных интересов различные слои населения обращаются для их удовлетворения к разным политическим средствам: выдвигают требования к государственной власти, формируют политические движения и партии, выражают свое мнение на выборах и др.

В свою очередь, политика тоже может рассматриваться как важный фактор развития экономики, она сохраняет значительные регулятивные возможности воздействия на экономические процессы. Это проявляется прежде всего тогда, когда та или иная экономическая проблема приобретает значительные социальные масштабы и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом случае приходится принимать политические решения, определяющие развитие и функционирование экономики.

В демократическом обществе, где господствует рыночная экономика и функционирует демократически избранная политическая власть, экономика более свободна и относительно независима, поскольку может оказывать определенное влияние на социальную политику государства. Но и здесь экономика не отделена от политической власти. Одной из функций государственной власти выступает регулирование экономической сферы, проведение определенных преобразований в интересах большинства населения. Власть в современном демократическом государстве управляет обществом, в том числе и экономикой, не только с учетом собственных интересов, но и интересов основной массы населения.

Политика и право. Политика как деятельность государственных органов власти, политических партий и общественно-политических движений может существовать только в определенных правовых границах. Право представляет собой одну из нормативных систем, регулирующих общественные отношения, действия и поведение людей, функционирование общественных организаций и государственных органов. Выполнение правом своих функций невозможно без теснейшей связи с политикой. Через механизм государственной власти политика обеспечивает разработку и реализацию единых, общеобязательных норм поведения людей, нарушение которых влечет за собой государственные меры воздействия.

Право воздействует на политику по различным направлениям. Прежде всего, посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй, определяется правовой статус всех структурных элементов политической системы. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов. Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения. В правовую форму облекаются отношения к государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами.

В то же время политика не только испытывает на себе воздействие права, но и сама поддерживает и обеспечивает его функционирование и развитие. Так, политические инициативы стимулируют изменение отдельных законодательных актов, вступая в противоречие с уже сложившимся порядком. При этом отдельные законодательные нормы используются в качестве средств борьбы с политическими соперниками. Например, в нашей стране политические противники сталинского и брежневского режимов объявлялись уголовными преступниками, испытывая на себе всю силу репрессивного аппарата. Лишь в правовых государствах, где исключена монополизация власти, право выступает основным ориентиром политической деятельности, фактором, накладывающим ограничения на неприемлемые приемы политической борьбы.

Политика и мораль. Проблема соотношения политики и морали занимает умы мыслителей уже многие века. Многовековые попытки раскрыть взаимодействие этих двух сфер общественной жизни позволяют сегодня сделать вывод, что в политике реализация интересов изначально связана с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций во взаимоотношениях с государством, политическими партнерами и противниками. Таким образом, человек, осознавая политическую реальность, всегда должен руководствоваться этическими ориентирами.

Несмотря на то что и моральное, и политическое сознание имеют групповое происхождение, тем не менее они представляют собой два различных способа понимания людьми своей групповой принадлежности, которые базируются на различиях в чувствовании, оценивании и ориентации в социальном пространстве. Непосредственным источником политики служат экономические и другие насущные интересы людей, в первую очередь крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не приносит индивиду личной выгоды.

Взаимодействие этих двух способов отношения к жизни приобретает в политике неоднозначный характер. Такое взаимодействие зависит от содержания государственной власти, а также от типов нравственного и политического сознания. Здесь крайне опасным для общества оказывается возведение групповых ценностей в ранг общественной морали. Это приводит к нравственному упадку и дегуманизации политики. Однако, если групповые нравственные интересы совпадают с принципами общечеловеческой морали, то появляются иные возможности для формирования нравственной политики. В случае, если нравственные убеждения правящих кругов соответствуют основным этическим нормам общества, можно говорить о форме соучастия общественного мнения и власти. Такая политическая этика будет сохранять положительные установки общественного мнения, акцентировать положительные для населения способы реализации политических целей. Таким образом, достигается компромисс между объективной необходимостью политического принуждения и ее положительным общественным восприятием. Это снимает основные противоречия морали и политики