Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
1. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам.
В числе внешних законов называют:
— зависимость развития философии от уровня экономического развития государства;
зависимость развития философии от состояния духовной сферы общества;
_____________.
Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.
2. В числе внутренних законов философского развития называют:
—развитие философии через противоборство материализма и идеализма;
развитие философии через борьбу диалектического и метафизического методов познания;
________________.
Продолжите этот перечень и укажите, какие еще специфические внутренние законы направляют развитие философии.
3. В истории философии существует точка зрения, что развитие философии представляет собой «филиацию идей» (выведение новых идей из предшествующих творческой силой ума философа, независимо от факторов внешнего характера).
Является ли данная позиция полностью или частично верной?
Какие факторы субъективного и объективного, внутреннего и внешнего характера реально обусловливают развитие философии?
4. Ниже приведены различные направления, школы, концепции в философии: метафизический материализм; объективный идеализм; диалектика; субъективный идеализм; метафизика; диалектический материализм; агностицизм; рационализм; концепция познаваемости мира; эмпиризм; иррационализм.
Выпишите их раздельно в два столбца и укажите линиями, какие из них вели (ведут) друг против друга идейную борьбу. Укажите основные и побочные линии противоборства.
5. Внимательно прочитайте приведенный фрагмент древнеиндийского сборника гимнов, песнопений, заклинаний и молитв «Ригведа».
Какие проблески философского подхода здесь можно обнаружить?
6. В книге «Наука логики» Гегель высказал мысль, что в ходе истории происходит превращение идеального в реальное.
О какой закономерности общественной жизни говорится здесь?
Как происходит процесс превращения идеального в материальное?
7. Какова связь философского идеализма с религией? Что между ними общего, в чем различие?
8. Основными ортодоксальными школами древнеиндийской философии являются: веданта; ______; санкхья; ______; ньяя; ________.
Дополните недостающие школы.
9. Назовите основные школы древнекитайской философии.
10. Правило «Не делай другому того, чего не хочешь себе», названное золотым правилом нравственности, приписывают древнекитайскому философу
_____________ (укажите имя).
11. Назовите основные направления философии эпохи Возрождения.
12. Двумя направлениями в русской философской мысли первой половины XIX века были западничество и славянофильство.
Назовите представителей этих направлений.
13. Философская система Г. Гегеля рассматривает процесс саморазвития (чего?) ________________________ (завершите мысль).
14. Какое название носит философия немецкого мыслителя Д. Фейербаха?
15. Антирационалистическое направление философии XX века включает такие течения, как:
феноменология;
_____________;
_____________;
прагматизм.
(добавить неуказанные течения).
16. Правильно определи» фамилии философов, по вертикали первых букв получите одно из основных понятий экзистенциализма:
Ответы: 1. Сартр. 2. Велланский. 3.Оуэн. 4. Бердяев. 5. Ортега-и-Гассет. 6. Дидро. 7. Аристотель.- (СВОБОДА)
17. Направление современной зарубежной философии, утверждающее, что человек может понять смысл своего существования лишь в так называемой «пограничной ситуации», обозначается __________________.
18. Допишите пропущенные слова и поместите их в правую, свободную часть. Если слова окажутся правильными, то первые буквы полученных слов в обозначенном порядке образуют фамилию отечественного философа-космиста XIX в.
Ответы: 1. Философия. 2. Его. 3. Добра. 4. Оружие. 5. Равносильно. 6. Один. 7. Воля. – (ФЕДОРОВ)
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание