logo search
Политология

4.4. Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики

Государственная социальная политика в России выдвинулась в современной России на первый план в 2004-2006 годы, наиболее полно воплотившись в приоритетных национальных проектах. Как правильно отмечает В.Б. Пастухов «социальная политика – единственная по-настоящему массовая политика»2. В положении социальной сферы и социальной политики наиболее полно отражается состояние всего общества и государства. В функциональном плане социальная политика – центральный элемент всей государственной политики, на котором замыкаются все жизненные сферы общества, все каналы взаимовлияния государства и общества.

Эта область политики касается той сферы, которая по существу обеспечивает ее ресурсность, начиная от рабочих мест и труда, и кончая воспроизводством главной ценности – человека, рождения и воспитания детей – будущих здоровых и грамотных граждан. Функциональность социальной политики заключена в том, что она поддерживает воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, стабильности всей общественной системы3.

Поскольку социальная политика непосредственно затрагивает «нерв» общества, а этот нерв бывает нередко обнажен, то вполне объяснима чувствительность и ощутимость реакций населения на неудачные политические проекты, неосторожные политические действия, нормативные акты, ухудшающие положение людей. В социальной политике сходятся все «нервные окончания» общества; она как подсистема в системе общества поддерживает стабильное состояние комплекса социальных отношений, снижает количество социальных девиаций. Все более актуальным становится тезис криминологов, считающих, что лучшая антикриминальная политика – это социальная политика. И это вполне объяснимо, если, по мнению тех же криминологов, 1% роста безработицы молодежи дает прирост преступности на 2-4%.

Ближе всего по своим функциям к содержанию социальной политики подходит направление политики, обозначенное как «полиси», ориентированное на обеспечение основных жизненных сфер общества. Полиси не только регулирует деятельность субъектов в этой сфере, как государственная политика она означает прямое создание государством социальной инфраструктуры (строительство зданий, подготовку кадров в государственных вузах, формирование социальных фондов, функционирование социального обеспечения и социальной работы), выплату пенсий пожилым гражданам, пособий детям, матерям и инвалидам, стипендий студентам, аспирантам и одаренным детям, зарплат работникам бюджетных сфер и т.д. При этом социальная сфера и социальная политика не являются «зоной иждивенцев». Они тесно связаны с развитием производства, мелкого и среднего бизнеса, формированием среднего класса, подготовкой кадров, формированием основ будущего общества.

Социальная политика ответственна за сохранение социального мира в обществе, поддержание неписанного общественного договора между поколениями о поддержке нетрудоспособных, функционирование социального партнерства. «Полиси» в первую очередь направлена на создание инфраструктуры и регулирование естественно-антропологической сферы, т.е. отвечает за строительство жилья, состояние ЖКХ, бытовое обслуживание населения, некоторые сферы торговли и поставки продукции пищевой и легкой промышленности, здравоохранение и медицинские услуги, состояние фармацевтики, продажи лекарств, окружающей среды и многое другое в этой сфере. Это одна из самых чувствительных сфер в любом обществе. В России «полиси» вдвойне актуальна в силу острейшей демографической ситуации, деградации населения (В. Ионцев), сложного состояния экологии, уменьшения численности работающего населения, высоких цен на жилье. Этим объясняется реализация национальных проектов «Здоровье» и «Доступное жилье», принятие законодательства «о материнском капитале» и др.

«Полиси» – это также формирование инфраструктуры и регулирование в духовно-культурной жизненной сфере, где серьезно обострены проблемы образования, начиная с дошкольного (нехватка детских садов и яслей, высокая стоимость услуг), и кончая высшим и послевузвоским (снижение качества образовательных услуг при высоком уровне коррупции). Чрезвычайно низок уровень доходов учителей. Много проблем накопилось в области воспитания молодого поколения, увлекающегося не самыми лучшими из западных ценностей. В сложном положении находятся учреждения культуры, искусства. Падает престиж чтения художественной литературы, отступающей перед натиском Интернета, где дети легко находят все – от порнофильмов до рецептов изготовления наркотиков, взрывчатки, сценариев самоубийства. Оставляют желать лучшего программы электронных СМИ. Напряженными становятся межрелигиозные отношения. Часть проблем духовно-культурной сферы призван решить приоритетный национальный проект «Образование».

«Полиси» в агентно-профессиональной сфере связан с созданием инфраструктуры и регулированием деятельности по созданию рабочих мест, охране труда, повышению уровня заработной платы, охране прав производителей и потребителей. Опосредованно это выходит на проблемы качества товаров и услуг, состояния предпринимательства, поддержки отечественного производителя. Среди наиболее острых проблем этой сферы – нехватка трудовых ресурсов, особенно квалифицированных, восполнить которые не помогает даже трудовая иммиграция. Высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте делает труд самым дефицитным ресурсом. Это неизбежно отразится на снижении доли пенсионных отчислений как базовых, так и накопительных для будущих пенсионеров. Прогнозы специалистов неутешительны. Если сейчас доля заработной платы, приходящаяся на пенсионные отчисления, составляет в среднем 27-28%, то при сохранении нынешних тенденций через 25 лет она может снизиться до 4%.

Очень высок уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости. Упадок многих предприятий, действия рейдеров?, разрушающих преуспевающие производства, сохраняет высокий уровень безработицы в ряде регионов, дополняя кризисную ситуацию на рынке труда в сельских регионах. Остается невысокими доходы в семьях с детьми. Серьезные надежды в агентно-профессиональной сфере возлагаются на приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Партия «Единая Россия» выступила за разработку приоритетного национального проекта «Промышленная политика».

Актуальной остается проблема показателей и индикаторов функционирования социальной политики, разработки в связи с этим минимальных социальных стандартов, В сфере борьбы с бедностью важен показатель уровня безработицы, индекс бедности по широте охвата населения, индекс степени бедности, индекс предельной бедности, индексы социальной дифференциации (децильный коэффициент?, индекс Джини, кривая Лоренца? и др.), соотношение средней заработной платы у женщин и мужчин, соотношение цен на жилье и уровня доходов. В области демографической политики важны показатели: коэффициент общего прироста населения и прироста городского населения, коэффициент чистой миграции (миграционное сальдо), суммарный коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, плотность населения, миграционная емкость территории.

В охране и укреплении здоровья есть несколько показателей – проведение санитарно-профилактических и медицинских профилактических мероприятий (процент вакцинации от детских инфекционных болезней, распространенность контрацепции); процент населения, имеющего доступ к чистой питьевой воде, отвечающей санитарным нормам, к системе технических сооружений по удалению коммунально-бытовых сточных вод; средняя продолжительность жизни, прогнозируемая при рождении; количество детей с адекватной массой тела при рождении, а также при совершеннолетии, когда они призываются в армию; состояние питания детей; коэффициент материнской смертности; коэффициент искусственного прерывания беременностей (в том числе среди несовершеннолетних) и др. Важны и показатели бюджетирования: доля расходов на национальное здравоохранение, отчисляемая в адрес местной первичной медико-санитарной помощи, доля общих расходов на здравоохранение в валовом национальном продукте.

В области экологии для социальной политики важны показатели бытового потребления воды на душу населения, запасы грунтовых вод, очистка сточных вод, плотность гидрологических сетей, использование сельскохозяйственных пестицидов, применение удобрений, площадь пахотных земель на душу населения, состояние сельскохозяйственного образования, интенсивность вырубки леса, ПДК и реальная концентрация загрязняющих веществ в атмосфере городов, доля твердых отходов на жителя в определенном поселении, образование опасных отходов, в том числе радиоактивных, химических1.

Важнейшим показателем функциональности социальной политики является состояние социальной работы: развитие ее различных направлений, обеспеченность кадрами, их специализация по разным направлениям (работа с дезадаптированными ???детьми и семьями, безработными, инвалидами и пожилыми, лицами, вернувшимися из мест заключения, мигрантами, лицами, находящимися в экстремальной ситуации и т.д.). Нуждается в доработке Национальный стандарт социальных услуг РФ.

Все эти показатели необходимо адаптировать для различных регионов, соотнести их с имеющимися социальными стандартами и административными регламентами, программами политических партий, создав комплексную систему показателей. В «полиси» она должна соотноситься с данными социологических мониторингов социального самочувствия населения. Только тогда можно говорить, что политика выполняет свои социальные функции.